- Санкт-Петербургская Духовная Академия - https://old.spbda.ru -

Чтец Леонид Поляков. Будем человечными.

Сегодня мы слышали всем нам известную притчу о богаче и Лазаре. Притчу эту можно найти в 16-й главе Евангелия от Луки, и она является продолжением особой темы евангелиста – об осуждении богатых людей.

«Блаженны нищие духом» (Лк 6:20) ― говорится в 6-й главе. И этому блаженству следует противопоставление: «Горе вам, богатые» (Лк 6:24). Что означают эти слова? Означают ли они изменение социальных отношений и отказ от имущества? Именно так, например, полагала иудействующая христианская секта евионитов, которая продолжала жить по закону Моисея. Некоторые члены этой секты сознательно отказывались от богатства, считая, что богатый отвергнут только потому, что он богат, а нищий спасен только потому, что он нищий. Но это неверное понимание текста. «Горе» возвещается не тому, кто богат, а тому, кто видит в богатстве свою цель. Кто удовлетворен своим социальным и финансовым положением ― тому нечего ожидать от Бога.

В притче о богаче и Лазаре, богач предстает перед нами в выше сказанном образе. С другой же стороны этот человек не описан, как злой или бессердечный. По сути, о его нравственных качествах вообще не говорится. Текст дает нам только описание будней этого человека: он «одевался в порфиру и виссон каждый день и пиршествовал блистательно». Но мы знаем, что будни эти не были обычны для простого трудяги, который вынужден был шесть дней в неделю работать, чтобы прокормить себя и семью. Порфира и виссон ― это далеко не лен, а греческое наречие «λαμπρως», переведенное у нас, как «блистательно», может еще означать «во всей пышности и со всем блеском». Он жил только для себя и для своей плоти. И не за богатство осужден этот человек на адские муки (ибо богатство было дано ему Богом), а за равнодушие и презрение к тому, кто лежал у порога его дома. Учеников Христовых, вероятно, удивило то, что богач попал в ад. Ведь по ветхозаветному представлению богатство ― признак Божественной милости и благословения. Однако, уже в Новом Завете богатство это не констатация благочестия, а испытание верности. «Кому много дано, с того много и спросится» (Лк 12:48). Кто-то сказал: «Богач попал в ад не за то, что он сделал, а был обречен на муки за то, чего он не сделал». Он был наказан за то, что не замечал нужду ближнего.

Так же и Лазарь был спасен не по причине своего горя, а потому, что полностью доверился Богу. Лазарь являет собой полную противоположность богатому человеку. Лазарь находится на пределе человеческой нищеты, он лишен надежды помочь сам себе и только ждет помощи извне. Очевидно по этому имя «Лазарь» ― единственное имя упомянутое в притчах, означающее «Бог ― моя опора и помощь».

Но вот оба умирают и по ту сторону могилы меняются местами. Богач, видя свое положение, обращается к Ветхозаветному Патриарху с просьбой. Кому-то может показаться жестоким, что Авраам отказал богачу послать Лазаря для предупреждения братьев об ожидающей их участи. Но тут совершенно очевидно, что если людям дано Слово Божие и что если у них не вызывает жалости и сочувствия нужда и горе ближних ― то тут уже ничем не помочь. Тем более что ни Лазарь, ни даже Ангел Господень не смогли бы ничего нового добавить к словам Священного Писания.

Сегодня мы видим на улицах города массу нищих, убогих и обездоленных людей. Некоторые даже своим видом и окружением собак напоминают Лазаря. Речь не идет об их душевных качествах и мало у кого можно заподозрить надежду на Бога. Но речь идет о нас: как нам относится к этим убогим? Да, мы не одеваемся по последней моде, не закатываем ежедневные банкеты, но в данном случае в этом и нет необходимости. Мы просто должны видеть в человеке образ Божий. Мы должны жалеть этих людей, понимать, что они глубоко несчастны и не важно, чья в этом вина. Помочь или не помочь материально ― это личное дело каждого, а вот разглядеть за обносками и грязным лицом образ Бога ― наша общая обязанность.

Будем же человечными! Аминь.


 Проповедь аспиранта Санкт-Петербургской православной духовной академии чтеца Леонида Полякова произнесенная на Божественной литургии 3 ноября 2013 года