- Санкт-Петербургская Духовная Академия - https://old.spbda.ru -

Чтец Михаил Николаев. Сила немощи Христовой

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!

Во многих религиях, этических учениях или произведениях художественной литературы часто встречаются рассказы о проявлениях человеческой силы и человеческой слабости. В одном из таких произведений начала двухтысячных годов главная героиня приходит к мастеру боевых искусств и просит научить ее всем техникам и приемам. Они начинают спарринг, чтобы понять, что эта девушка умеет. Через пять минут она падает без сил, так и не попав по мастеру ни разу. Ее уроком становится фраза, которую она повторяет из раза в раз: «Я ничего из себя не представляю, я ничего не умею, я слабая». Только после этого мастер соглашается ее учить.

Апостол Павел тоже говорит о своей слабости, но только перед Богом и другими словами: «Господь сказал мне, – пишет апостол, – довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи. И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы во мне обитала сила Христова» (2 Кор 12:9).

Его слова вызывают много вопросов. Что такое немощь и что такое слабость? И почему, если хвалиться слабостью, то приходит сила Христа? В чем она? С одной стороны все просто: человек – творение Бога, а творение не может быть выше Творца и во всем от Него зависит. Потому признание слабости перед Всевышним – логичное осознание своего места и значения в мире. Но как признание немощи способно дать человеку силу?

И ответом становится христианство, которое с точки зрения обывателя абсурдно: Бог приходит на землю, терпит непонимание, гнев и глупость людей, а потом за них же и умирает, чтобы дать им вечную жизнь. Жертва Христа – самое противоречивое событие в истории мира. Но и самое нужное для человека, поскольку позволяет предположить, что есть иная точка зрения на любое происходящее событие. И она не такая, как у людей, она – Божественная. И слабость в понимании Бога и в понимании человека – не одно и тоже. Вся новозаветная история показывает, что сила в понимании Бога тоже оказывается чем-то иным. Его сила в умении позволить Себя унизить, предать и убить ради того, чтобы на Кресте срывающимся от боли голосом повторить в тысячный раз: «И моя любовь к вам не перестанет, пока вы не осознаете, что вся ваша жизнь нужна только ради одного понятия, одного слова, одного чувства – ради Любви».

И только тогда становится понятна та немощь, о которой говорит апостол Павел. Немощный человек – это тот, кто знает свои недостатки, свою ущербность не в сравнении с другими людьми, но в сравнении с Богом и честно Ему в этом признается. Немощный тот, кто знает, что его не за что любить и не требует любви. Немощный тот, кто не надеется на себя и ничего не защищает в себе. Такой человек выходит за рамки своей личности и подобно блаженному Августину успокаивается в Том, в Ком все наше утешение.

Поэтому Павлова немощь – это не слабость в привычном понимании, а умение не обманывать себя, когда Бог задает вопрос: «Какой ты на самом деле?» На этот вопрос Он ждет честного ответа: «Господи я не знаю, научи меня». И если человек готов произнести эти слова, то уже Спаситель ответит тем, что откроет врата алтаря, выйдет и пригласит каждого человека научиться от Него главному искусству – искусству «немощи» и искусству Любви. Научиться от Него Самого, когда каждый станет с Ним одним целым, когда соединится с Ним в Таинстве Божественной Евхаристии. Аминь.

Проповедь студента I курса магистратуры чтеца Михаила Николаева, произнесенная за Божественной литургией в академическом храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова в Неделю 19-ю по Пятидесятнице, 7 октября 2018 года.