- Санкт-Петербургская Духовная Академия - https://old.spbda.ru -

Чтец Серафим Дейнес. Главное чудо Пресвятой Богородицы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры! На субботнем богослужении мы часто слышим пение катавасии первой песни канона: «Отверзу уста моя, и наполнятся Духа, и слово отрыгну Царице Матери, и явлюся, светло торжествуя, и воспою, радуяся, Тоя чудеса». Она поется в воскресные дни, в период между попразднствами и предпразднствами Господских двунадесятых праздников. Так, в годовом литургическом круге богослужений образуется три длительных периода, когда Церковь предлагает нам слушать это песнопение. Почему же мы так долго поем именно его? В чем заключатся его богословский смысл, который очевидно вдохновил Отцов Церкви на подобное решение.

Смысловой центр всего текста – это то, что мы прославляем чудеса, совершенные Богородицей. И здесь нам нужно остановиться и подумать над вопросом: о каком чуде или чудесах идет речь? Для этого нам нужно обратиться к библейской истории, где мы увидим повествование о первых людях, Адаме и Еве, о первопричине всего того, что мы имеем сейчас. Ева, вместе с мужем, нарушила Божию заповедь, вкусив плод от древа познания добра и зла. Главным последствием грехопадения стали неизбежные болезни, смерть и тление. Бог, в последний раз обратившись к первой женщине в раю, сказал: «Умножая умно­жу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей» (Быт 3:16). Эти слова прозвучали проклятием не только для перовой женщины, но и для всего человечества. Страдания и боль, о которых сказал Бог, не имеют ничего общего с физическими страданиями. Последнее, по словам Самого Христа, быстро забывается «от радости, что в мир родился новый человек!» (Ин 16:21). Причина скорби и болезни будущей матери заключается в том, что она не исполняет того предназначения, которое в нее вложил Создатель. С приходом греха в этот мир все исказилось. Отныне, женщина, сотворённая для продолжения жизни, стала причиной непрекращающейся смерти. Вынашивая под сердцем ребенка, рожая его, она понимает, что он неизбежно умрет, а смерть, для ветхозаветного человека, это конец, за которым нет ничего – это и было самой большой скорбью и болью ветхозаветной женщины.

Так было до тех пор, пока не пришло время спасения, обещанного Господом Еве в словах: «Вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим, и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту». (Быт 3:14-15). Эти слова были сказаны о той, кто должна была все исправить, о первой женщине, в чьей беременности не было ни скорби, ни печали, но наоборот, ее предварили слова архангела Гавриила: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою» (Лк 1:28). Радуйся, потому что твой Сын никогда не умрет, Он не подвластен смерти, Он тот, кто победит ее, разрушив последствия первородного греха, Он тот, кто даст всем возможность вечной жизни. С Его приходом все изменилось снова. Смерть отныне не конец, но только начало новой жизни. Теперь мать-христианка, вынашивая своего ребенка, не подвластна скорбям и печалям ветхозаветной женщины, потому что знает, что ее ребенок рождается в этот мир, но не для этого мира и понимает, что ребёнок умрет, но верит и надеется, что ее ребенок будет жить вечно.

Вспоминая грех матери всего человечества, мы с великой скорбью и грустью встречаем мысль о нашей неизбежной смерти. Но с не сравнимо большей радостью мы встречаем благую весть о нашем избавлении от нее. Вдохновленные случившемся, и преисполненные благодатного чувства, полные счастья, мы посвящаем ей все новые и новые трактаты, божественные песнопения, слова, и торжествуем, восхваляя невозможное – чудеса Той, которая стала матерью всего человечества, но уже нового, живущего со Христом, чудеса той, кто озарил «светом и мир, и обитателей его, омраченных через Еву, виновницу всех зол».

Прославляя на воскресных богослужениях Господа Нашего Иисуса Христа, вспоминая уже далекий для нас день, день воскресения, день избавления человека от рабства смерти, мы вспоминаем Пресвятую Деву Марию, как причину, подобно Еве, изменившую всего человека. Она – цель всей ветхозаветной истории, смысл существования всего еврейского народа. Через Нее стали возможны главные чудеса, свершенные Богом по отношению к человеку: искупление, избавление от смерти и жизнь вечная подле своего Создателя. Аминь.

Проповедь студента 4 курса бакалавриата чтеца Серафима Дейнеса, произнесенная в академическом храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова во время акафиста перед иконой Божией Матери «Казанская» 4 октября 2017 года.