- Санкт-Петербургская Духовная Академия - https://old.spbda.ru -

Чтец Сергей Забавнов. Значение прохождения социальной практики студентами духовных школ для формирования пастырских качеств

Социальная практика является важной частью подготовки студентов духовных школ к пастырской деятельности. В Санкт-Петербургской духовной академии социальная практика студентов осуществляется в течение всего периода обучения в академии. Одной из целей социальной работы является формирование у студентов целостного представления о назначении, формах, методах, технологиях и правовом обеспечении социального служения. Тем не менее, главной целью остаётся – воспитательная функция, формирование у молодых церковно- и священнослужителей пастырских качеств [13]. Перед тем как приступить к социальной практике студентам предоставляется возможность самим выбрать целевую аудиторию. Для этого руководителем / куратором социальной практики предлагается пройти тестирование. По итогам тестирования складывается общая картина о студенте: выясняется приспособленность студента к социальной работе, был ли студент ранее задействован в подобного рода деятельности, знаком ли он и насколько знаком с различными формами диаконии, и в целом, имел ли опыт работы с социальными группами. На сегодняшний день по итогам предварительного тестирования учащиеся Санкт-Петербургской духовной академии проходят практику по следующим направлениям: Такая обширная социальная деятельность возможна благодаря географическому положению духовной школы. Находясь в самом центре Санкт-Петербурга студенты посещают социальные объекты города беспрепятственно и, главное, не нарушая учебный процесс, не пропуская лекций и богослужений, что очень важно при учёте общей нагрузки на семинаристов. Взаимодействие с перечисленными социальными группами, помощь обездоленным и социально незащищённым слоям положительно отражается на формировании пастырских качеств. Это не пустые слова. Студенты сами подтверждают положительное влияние диаконии в своих отчётах по проделанной работе. Какие качества присущи православному пастырю? В пасторологических системах мы можем найти целые параграфы, которые отражают характер пастырского служения [4]. Действительно, тех качеств, которыми должен обладать священник очень много, поскольку деятельность священническая разнообразная. «Невозможно раскрыть все качества, необходимые пастырю», говорит схиархимандрит Иоанн (Маслов) в своём труде [7]. Здесь мы выделим лишь некоторые основные качества, которые на наш взгляд приобретают большую выразительность у священнослужителя, имеющего опыт социальной работы. 1. Вера. Вера является основанием всякой добродетели. По слову святителя Игнатия (Брянчанинова), она есть «мать терпения и мужества, и сила молитвы, и руководительница к смирению, и подательница надежды, и лестница к Престолу Любви» [5]. Поэтому, прежде чем идти проводить беседы, к примеру, с инвалидами или с наркозависимыми, лектору-студенту самому требуется осмыслить и твёрдо верить в то, о чём будет идти разговор. Тем, наверное, и отличается православная диакония, в том, что её организаторы имеют уверенность в «осуществлении ожидаемого и уверенности в невидимом» [14]. «Священник, — пишет в своих дневниках протоиерей Иоанн Кронштадтский, — должен всегда возвещать волю Божию, да не заблуждаются до конца люди» [8]. Возвестить эту волю, научить истинной и твердой вере своих слушателей пастырь сможет тогда, когда сам будет иметь подобную веру [7]. 2. Любовь. Невозможно совершать доброе дело, не полюбив его. Попечение о детях-сиротах, забота о больных, о престарелых и умирающих не может являться лишь выполнением социальной программы, сухим долгом, отчётом. Это служение и призвание. Каждый проходящий через таковое служение учится способности к сопереживанию вместе с ними. Радоваться с радующимися и плакать с плачущими (Рим. 12, 15) способен любящий. Пастырь не может пройти мимо нуждающегося в его поддержке. Студенты, прежде всего в служении больным и нуждающимся должны руководствоваться любовью. В прохождении социальной практики очень важно, чтобы она совершалась без принуждения со стороны начальствующих. При проведении бесед и чтении слова Божия отправным пунктом должна быть сердечная любовь: «Постоянно поучая и назидая своих пасомых, — говорит пасторолог ХХ века, — пастырь возвышается над ними как духовный отец. Это свое возвышение он оправдывает сердечной любовью к своим духовным детям. Именно этой любовью он в одних побеждает страх, в других — холодность и пренебрежение; у одних вызывает доверчивость, других подвигает на покаяние… Любовь к своей пастве, доходящая до готовности пожертвовать собой, является наиболее необходимым качеством пастыря. Где жива эта любовь, там пастырь является продолжателем дела Христова, где нет любви, там извращается все направление пастырской деятельности» [7]. Пусть воспитанники семинарии ещё не пастыри и не являются духовниками, но уже сейчас им приходится сталкиваться непосредственно с обстоятельствами и вопросами, касающихся дел духовных, где важно, с одной стороны правильно подсказать вопрошающим, с другой стороны — не впасть в младостарчество. 3. Ревность. Ревность о спасении опекаемых заставляет непрерывно поучать пастыря и заботиться. При прохождении социальной практики студент учиться проявлять ревность. Ещё не пастырским, но небольшим опытом взятых с лекций воспитанники духовных школ укрепляют вверенных им людей: «ревность пастыря может произвести всякое добро и всякое зло способна исправить, уврачевать» [7]. 4. Рассудительность. Сочетание учебного процесса и социальной деятельности развивает качество рассудительности. Темы недавних академических лекций становятся предметом обсуждения в социальных учреждениях города: «Темы бесед выбирали мы сами. Чаще всего, этими темами становились недавно прослушанные лекции в академии, — пишет семинарист в отчёте, — в преддверии поста мы рассказывали его значимость и правильное отношение, иногда рассказывали о предстоящих праздниках и Евангельских чтениях» [12]. Таким образом, мы видим, что беседы с опекаемыми являются хорошей площадкой для катехизаторской, миссионерской педагогической и гомилетической практики. Студенты сами «уча учатся», повторяя материал лекций. В затруднительных обстоятельствах, когда бывают проблемы на местах и серьёзные духовные вопросы студенты обращаются к специалистам учреждений и советуются со священниками, руководителем практики или своими тьюторами. 5. Смирение. Бывают и неудачи практики, выражающиеся в унынии и переживаниях о несовершенстве диаконической деятельности. Оно может быть вызвано в том, что студент не видит плодов своей работы. В этом случае чуткость православной аскетики поможет правильно оценить проблему. Молодому служителю Церкви не нужно забывать, что своими собственными силами, без помощи Божией, он ничего не сможет делать, особенно в момент тяжелых искушений, тогда «душа пастыря бывает настолько слаба, что по временам готова оставить спасительный путь» [6]. Для того, чтобы пастырю преодолеть все искушения и одержать над ними победу, ему нужно постоянно просить Бога о помощи [2]. 6. Молитвенность. Это качество остаётся наиболее важным. Какими бы способностями ни обладал пастырь, но если у него отсутствует дух молитвы, то эти способности не заменят того, что может снискать молитва [9]. Выпускники духовных школ, хоть и должны иметь необходимые навыки социальной работы, однако он, прежде всего, должен быть молитвенником за своих пасомых. Молитвенность есть ещё одно отличительное качество христианской диаконии от социальной работы светской. В особенности для будущих пастырей важен опыт посреднической молитвы. Работа в социальных учреждениях является залогом посреднической тёплой молитвы от сердца. Наш воспитанник учится такой молитве. Обязательным условием практики является организация богослужений на местах. «Когда мы служили литургию в детском доме, пишет студент, мы молились по-настоящему до сердца и до слёз. И это чувство ещё более усиливалось, когда мы подводили их на Причастие и причащались вместе с ними» [12]. Уместно привести и следующее высказывание студента в священном сане: «Совершая литургию в присутствии инвалидов, в особенности детей, чувствуешь ответственность перед Богом за тех, кто молится храме, молитва становится сугубой» [12]. Мы перечислили основные качества будущего пастыря, имеющего опыт социальной работы. Конечно, очень многое положительное влияет на семинариста при прохождении социальной практики. Здесь развиваются не только пастырские качества. Студент учится семейной жизни, в частности в общении с детьми-сиротами он выражает себя как родитель, отец; при посещении инвалидов и помощи им в быту он получает навыки опекуна, заботливого сына, хозяйственника; в общении с молодёжью он друг, которому можно доверить и открыть себя, ведь таким и должен быть настоящий христианин. Жизнь в духовной школе, общение со студентами светских вузов заставляют подавать пример, стимулируют к духовной жизни, приводят ко Христу. Студенты ещё до выхода на поле деятельности таким образом знакомы с основными трудностями, плодами и возможными перспективами православной диаконии. Своё сообщение завершим выдержкой из отчёта студента, прошедшего социальную практику: «Я понял насколько нуждаются заключённые в наших беседах. Вступив во внутренний двор колонии неожиданно раздался колокольный звон. Нас встречали так, как встречают архиерея. По просьбе заключённых мы отслужили молебен и литию. Во время богослужения, стоя в храме чувствовался молитвенный настрой, сосредоточенность в словах акафиста всей общины. Чувствовалась благодать и жажда к молитве. Все беседы проходят в постоянном диалоге, я переживал за то, что у нас не получится хорошей беседы… С каждой встречей я всё больше и больше понимаю, что этого не может быть. Эти люди нуждаются в нас. Я с нетерпением жду очередной встречи» [12]. Доклад на конференции «Священник в социальном служении: наставник, вдохновитель, участник» в ПСТГУ. Международные рождественские образовательные чтения. 28 января 2014 г. Москва.   Источники и литература:
  1. Антоний (Храповицкий), митрополит. Пастырское богословие. – Псков: Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 1994. – 326 с.
  2. Василий Великий, свт. Творения. Т. 8, ч. 4.
  3. Забавнов С., чтец. Кто подобен ангелам? [Электрон, ресурс]. — https://old.spbda.ru/news/a-2483.html. (10.04.2013).
  4. Забавнов С., чтец. Пастырское богословие в России в ХХ веке: Диссертация на соискание степени магистра богословия / Забавнов С.; СПбПДА, кафедра церковно-практических дисциплин. – СПб, 2013. – 220 с.
  5. Игнатий (Брянчанинов), епископ. Творения. Т. 1: Приношение современному монашеству. [Электрон, ресурс]. — URL: http://azbyka.ru/otechnik/?Ignatij_Brjanchaninov/prinoshenie-sovremennomu-monashestvu. (26.12.2013).
  6. Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Лекции по Пастырскому богословию. – М.: Издание Н.В. Маслова, 2001. – 408 с.
  7. Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Лекции по Пастырскому богословию. [Электрон, ресурс]. — URL: http://old.glinskie.ru/biblio/shim/lpb/lpb08.html. (26.12.2013).
  8. Иоанн Кронштадтский, св. прав. Моя жизнь во Христе или минуты духовного трезвения и созерцания, благоговейного чувства, душевного исправления и покоя в Боге. [Электрон, ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/osnovy/ioann_kronshtadtskiy_moya_zhizn_vo_hriste.shtml. (26.12.2013)
  9. Иоанн Кронштадтский, св. прав. Священнику: Извлечения из дневниковых тетрадей. – М.: Отчий Дом, 2006. – 280 с.
  10. Киприан (Керн), архимандрит. Православное пастырское служение. – СПб.: Сатисъ, 2000. – 384 с.
  11. Настольная книга священнослужителя. Т. 8: Пастырское богословие: Прил. Раннехристианские отцы Церкви. – М.: Изд. Моск. Патриархии, 1988. – 800 с.
  12. Отчёты студентов СПбПДА по социальной практике за 2012-2013 уч. гг.: рукопись.
  13. Социальная практика. [Электрон, ресурс]. — URL: http://edus.spbda.ru/node/466. (26.12.2013).
  14. Филарет (Дроздов), свт. Пространный Православный Катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви. [Электрон, ресурс]. — URL: http://azbyka.ru/otechnik/?Filaret_Moskovskij/prostrannyj-pravoslavnyj-katekhizis
// Доклад аспиранта Духовной академии чтеца Сергея Забавнова на конференции «Священник в социальном служении: наставник, вдохновитель, участник» прошедшей 28 января 2014 года в рамках работы XXII Международных рождественских образовательных чтений, в зале учёных советов Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета