- Санкт-Петербургская Духовная Академия - https://old.spbda.ru -

Чтец Василий Галумов. Торжественный вход Победителя смерти

«Воспойте, людие, Боголепно в Сионе, и молитву воздадите Христу во Иерусалиме, Сам грядет во славе со областию: в Немже утвердися Церковь зовущи: Осанна! Благословен еси грядый». Дорогие братья и сестры! Мы прославляем и вспоминаем Торжественный вход в Иерусалим Господа и Спасителя нашего Христа. На страницах Евангелия этот сюжет является единственным, в котором Господь зримым и очевидным образом прославляется по слову апостола Павла «во дни плоти Своей» (Евр 5:7).

Все мы знаем, что за Спасителем следовало множество народа. И на Его чудеса и проповедь они реагировали по-разному. Одни дивились этому и приходили в изумление, некоторые восхваляли Его и прославляли Величие Божественной славы, другие же наоборот, недоумевали и сомневались. И иногда их сомнение перерастало в настоящее неверие и злобу. Но никто никогда не оставался равнодушным, не мог пройти мимо, не остановившись и не обратив внимания на Христа. Но вот явного прославления Господа в мире, восторга и поклонения перед Ним мы не находим нигде, кроме повествования о Его входе в Иерусалим.

Этот вход с человеческой точки зрения был истинным торжеством и славою Грядущего. Встречавшие Его жители Иерусалима чествуют Его как Победителя. Им навстречу въезжал Поборник смерти и великий чудотворец. Тот, кто воскресил четырехдневного Лазаря, вызвал его из гроба. И народ свидетельствует свое преклонение перед Его непостижимой и всепобеждающей властью, перед Его могуществом, которое превышает все возможные человеческие силы. Народ встречает Спасителя как великого триумфатора, который пришел с Победой. Евангелисты повествуют нам о том, что люди постилали свои одежды, пальмовые ветви и воспевали победный возглас: «Осанна». Этот возглас с еврейского языка переводится как «спасение», «победа». А евангелист Лука использует в этом месте другое греческое слово — «докса», которое иначе звучит как «слава». Такое преклонение перед Господом, желание воспеть и восхвалить Его — вполне понятное явление для народа, который видит во Христе лидера, освободителя, героя.

А что же Спаситель? Согласен ли Он принять подобное поклонение со всеми сопутствующими ему знаками и атрибутами земной славы? Желает ли Он войти в Иерусалим как триумфатор и победитель, как царь и полководец? Нет. Господь входит в Иерусалим вовсе не триумфатором. Он не принимает славы, которую воздает Ему народ, — и свидетельствует об этом всем Своим образом. Он въезжает в Иерусалим не со скипетрами и трубами, но с совершенною нищетою, не с мечами, оружиями и копьями, но с крайним смирением, не с оруженосцами, не со шлемом и бронею, но с крайнею кротостию, безпредельным незлобием и безмерною скромностию.

Событие входа Господня в Иерусалим перекликается с повествованием Его искушения в пустыне дьяволом. Когда враг человеческого рода предлагает Христу все земные богатства и человеческие почести, славу и величие в этом мире. Господь отверг этот соблазн. И отвергает его сейчас перед жителями Иерусалима, которые, видя в Нем Победителя смерти, носили идею о вожде освободителе, который очистит их земли и избавит от римского гнета. Господь ясно показал им, что Он — не тот Мессия, которого они так ждали, что Его задача гораздо выше, главнее и значимее для всего мира.

Сегодняшний праздник имеет трагический оттенок. И вся трагедия здесь состоит как раз в этом непонимании людьми цели своей жизни. Как многие иудеи увидели во Христе героя-освободителя, нового царя земного царствия, неправильно расставив приоритеты своей собственной жизни, так и многим из нас — людям двадцать первого века, обладающими огромными знаниями и ресурсами, помогающими свободно владеть любой информацией, трудно представить, что вечная жизнь намного важнее жизни земной, человеческой. «Если видим славу, или проникаем в тайну настоящего торжества: не попустим, чтобы оно прошло мимо нас, как постороннее зрелище», — предупреждает людей святитель Филарет, митрополит Московский. Сегодняшнее событие призывает задуматься каждого из нас: Кто для меня Христос? В Того ли Мессию я верую? Задача каждого из нас, сегодня, в этот праздник стать душой Иерусалима, действительным градом Божиим, прославленным городом, чтобы принять Христа, чтобы поверить в Него как в Мессию и Спасителя мира, чтобы увидеть Его Славное Воскресение, Аминь!

Проповедь студента 4 курса бакалавриата Василия Галумова, произнесенная в храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова за всенощным бдением в канун праздника Входа Господня в Иерусалим, 8 апреля 2017 года.