- Санкт-Петербургская Духовная Академия - https://old.spbda.ru -

Cвящ. Владимир Хулап. Проблемы людей с ограниченными возможностями в Церкви и обществе

Доклад священника Владимира Хулапа, проректора по учебной работе СПбПДА, на церковно-практической конференции «Люди с ограниченными возможностями в Церкви: свои или чужие?», Санкт-Петербург, 2 декабря 2010 г.

Дорогие отцы, братья и сестры!

Наша церковно-практическая конференция проходит в преддверии Международного дня инвалидов. Генеральная Ассамблея ООН в 1992 году своей специальной резолюцией объявила его датой 3 декабря и призвала все государства сотрудничать в проведении этого дня. В последние годы эта дата все более уверенно входит в число других памятных дней нашей страны: Женского дня, Дня защиты детей, различных профессиональных дней и т.д. С одной стороны, это хороший повод напомнить обществу о проблемах людей с ограниченными возможностями, которые живут рядом с нами, с другой – велика опасность того, что после окончания официальных мероприятий в течение следующих двенадцати месяцев об этих людях просто забудут. Сегодня в этом зале в числе докладчиков и участников конференции собрались те, для кого Днем инвалида является каждый день – это люди с ограниченными возможностями, окормляющие их священники, руководители и сотрудники церковных и общественных организаций, активно работающие в этой области.

К сожалению, до сих пор в учебных планах духовных учебных заведений Русской Православной Церкви нет полноценного предмета «диакония», а также спецкурсов, посвященных рассматриваемым сегодня проблемам. Надеюсь, что интересный опыт, озвученный на сегодняшней конференции, хотя бы частично восполнит существующий пробел. Одновременно хочется надеяться, что то, о чем мы будем говорить, не останется просто словами, станет стимулом для студентов Духовных школ принять участие в социальных проектах нашей епархии и в будущем, приняв священный сан, организовать подобную работу на своих приходах.

Согласно официальной статистике, в Российской Федерации в настоящее время насчитывается четырнадцать с половиной миллионов инвалидов. Тем самым каждый десятый гражданин России – инвалид. Около 700 тысяч из них – дети. В Санкт-Петербурге в настоящее время проживают 772 655 инвалидов, из которых граждан пенсионного возраста – 640109 чел. (82,8%), граждан трудоспособного возраста – 118154 чел. (15,3%), детей-инвалидов – 14392 чел. (1,9%). Однако за этими сухими цифрами стоят разные, неповторимые и порой трагические судьбы людей, которых общество считает «не такими, как все».

Вспоминается сцена из романа Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери»: вокруг малыша-инвалида, подкидыша на паперти храма, собирается толпа, которая наделяет его самыми нелестными эпитетами: «что-то нечестивое», «гнусное чудовище», «это вовсе не младенец», «на него и глядеть-то грешно», «его следует бросить либо в воду, либо в огонь». На пороге дома Божьего люди, называющие себя христианами, отвергают и даже готовы лишить жизни того, кто не похож на них. И только молодой священник, который забирает и усыновляет ребенка, спасает ему жизнь. Действительно, как в XV в., о котором повествует роман, так и сейчас жизнь, а нередко и выживание людей с ограниченными возможностями зависит от окружающего общества, от его отношения к «инаковости».

Античные статуи, изображающие совершенных людей с обожествленными телами, современное телевидение и реклама, пропагандирующие культ молодости, силы и красоты, определяли и определяют массовый идеал того, каким должен быть человек. Поэтому неудивительно, что не соответствующие этому стандарту люди в древности считались недостойными изображения, более того, нередко полагали, что если убрать их из поля зрения, то принцип «нет человека – нет проблемы» автоматически принесет желаемый результат (например, одна из важных функций детских домов-интернатов для детей со множественными нарушениями в советское время заключалась именно в изоляции детей-инвалидов от окружающих). Некоторые политические режимы шли еще дальше, считая инвалидов тяжкой и слишком дорогой обузой для общества и поэтому недостойными даже права на жизнь. Если великий философ Платон призывал родителей оставлять детей, родившихся с физическими недостатками, то «гуманный и просвещенный» XX век стал эпохой трагедии сотен тысяч людей с ограниченными возможностями. Евгеника, наука о создании «идеального человека» и сохранении расовой чистоты, стала частью государственной политики национал-социализма в Третьем рейхе. Это привело к тому, что в рамках программы Т-4 (получившей свое название по адресу главного бюро в Берлине на Тиргартенштрассе, 4) в период с 1939 по 1945 год в Германии было уничтожено свыше 200 тысяч инвалидов, около миллиона пациентов были замучены голодом в немецких психиатрических больницах, а около полумиллиона подверглись принудительной стерилизации. В число «биологически угрожающих здоровью страны» людей (именно так они именовались в официальных документах) входили люди с физическими и умственными ограничениями, неизлечимо больные пациенты, а также дети с неврологическими и соматическими заболеваниями. Характерно, что именно в рамках реализации этой программы впервые (ещё до применения в концентрационных лагерях) нацистами были использованы газовые камеры.

Безусловно, наше российское общество сейчас основывается на других правовых и социальных позициях, однако настороженно-негативное отношение к людям с ограниченными возможностями едва ли можно считать полностью преодоленным. Поэтому вопрос о том, своими или чужими являются люди с ограниченными возможностями в Церкви, следует рассматривать в более широком контексте их социализации вообще. Малозаметное присутствие инвалидов в общественной жизни, неприспособленность для их нужд ключевых объектов социальной структуры (учреждения, магазины, общественный транспорт), недостаточный уровень социальной поддержки (не только и даже не столько материальной) со стороны государства – эти и другие проблемы очевидны всем тем, кто хоть раз сталкивался с проблемами инвалидов. Поэтому неудивительно, что положение дел в наших храмах нередко отражает ситуацию в обществе: инвалид-колясочник физически не может попасть в близлежащий храм, поскольку в нем нет пандуса; незрячий человек, испытывающий проблемы с ориентацией в пространстве и ожидающий помощи со стороны прихожан, сталкивается с безразличием или даже грубостью, а инвалид по слуху вынужден ограничивать свое общение только записками на исповеди. В работе нашей сегодняшней церковно-практической конференции принимают участие представители церковных и общественных организаций Санкт-Петербурга, который занимают другую позицию — активную «позицию вмешательства», позицию поддержки людей с ограниченными возможностями и решения их проблем, позицию интеграции инвалидов в православные приходы и жизнь общества.

Читая Евангелие, мы увидим, что среди людей, которых встречает Христос, много тех, кого называют людьми с ограниченными возможностями. Спаситель приходит и обращается к людям, имеющим нарушение слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата и психики, т.е. со всеми группами инвалидов. Всем им Он протягивает Божественную руку помощи и поддержки, выводя из общественной изоляции, из ада кажущейся Богооставленности и реальной индифферентности со стороны окружающих. Он предлагает им новый опыт – опыт осмысления и преодоления тяжелой жизненной ситуации на основании веры и доверия Богу.

К этой Божественной человечности и солидарности призвана Церковь Христова, в которой «нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал 3:28). Евхаристия, основа церковного бытия, стирает любые социальные границы, поскольку в таинстве Тела и Крови Христовой со Спасителем и друг с другом объединяются люди разного социального статуса, возраста, образования, состояния здоровья. Однако это глубинное единство с Богом и ближним должно выражаться вовне в конкретных делах. В описании исцеления у купальни Вифезда расслабленный говорит Христу: «Господи, не имею человека, который опустил бы меня в купальню» (Ин 5:7). Эти слова выражают горькую истину: за тридцать восемь лет, которые этот человек был парализован, он так и не встретился с проявлением человеческой любви, никто так и не протянул ему руку помощи, в Иерусалиме – городе, где находился Храм, приносились жертвы, куда постоянно устремлялись толпы паломников – за все эти годы не нашлось ни одного израильтянина, который увидел бы эту человеческую нужду и деятельно откликнулся на нее. Тем самым Христос дает Своей Церкви заповедь о деятельном человеческом участии, о человеческой солидарности, в которой обязательно сияет искра любви Христовой: «был болен и посетили Меня… как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф 25:36,40).

Слова Христа «как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лк 6:31) особенно актуальны в рамках тематики нашей конференции. Каждый из нас должен задать себе вопрос: если я окажусь в инвалидной коляске, буду лишен возможности воспринимать богатство красок или многообразие звуков окружающего мира, на какое отношение со стороны окружающих, общества, Церкви я могу рассчитывать? Конечно, мы не можем мгновенно изменить отношение к инвалидам в государстве и обществе. Но каждый из нас – в своей епархии, на своем приходе, на рабочем месте, на улице, в метро – может и должен увидеть человеческую нужду и деятельно откликнуться на нее. Именно о таком человеческом участии как основе христианской жизни говорит митрополит Антоний Сурожский, указывающий, что «прежде, чем стать христианином, нужно стать человеком». Наша «ортодоксия», правильная, православная вера, будет достоверной в глазах общества только тогда, когда она будет подтверждаться «ортопраксией», правильным, православным действием.

Современное общество инструментализирует человека, рассматривая с точки зрения его функциональных способностей, устанавливая свои масштабы и нормы. Однако истинной «нормой» человеческого бытия для верующих является Христос, который может и должен «изобразиться» (Гал 4:19) в каждом из нас. Поэтому неудивительно, что в числе людей, которых Церковь называет святыми, мы видим и инвалидов. Один из самых ярких и близких к нам примеров – св. прп. Мария Гатчинская. В шестнадцатилетнем возрасте молодую девушку Лидию Лелянову (имя святой до пострига) поразил энцефалит, затем болезнь Паркинсона, что постепенно привело к полному параличу и сильным болям. Однако это состояние не стало для нее источником отчаяния и озлобления, но, напротив, принесло плод необычайной кротости, смирения и постоянной молитвы. Будучи полностью зависимой от окружающих, принявшая постриг с именем Мария преподобная стала источником духовного утешения и поддержки для сотен и тысяч верующих в тяжелую эпоху борьбы с Церковью в 1920-30-е гг. Можно ли сказать, что она, явившая действенность слов ап. Павла о силе Божьей, которая «совершается в немощи» (2 Кор 12:9) была «человеком с ограниченными возможностями», что она была «инвалидом», т.е. буквально «слабой», «бессильной» (лат. invalidus)? Разве не прожила она свою жизнь более целостно и содержательно, чем многие «люди с неограниченными возможностями», существование которых зачастую лишено всякого смысла? Ограничены возможности каждого человека, независимо от его физического состояния и интеллектуального уровня – но во Христе нам открываются новые горизонты, новые возможности, нередко превышающие все самые смелые человеческие мечты.

В первый день Пасхи 2010 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поздравил детей-инвалидов в московском специнтернате №15. В последующем интервью телеканалу «Россия 24» Предстоятель нашей Церкви отметил: «Мы делаем очень большой акцент на развитие социальной работы. Я надеюсь, что активизируется работа на местах. Должен сказать, что и сейчас делают много, но в масштабах страны это еще не очень заметно. Мы должны стремиться к тому, чтобы социальная работа Церкви имела значительный удельный вес в масштабах страны. И не для того, чтобы что-то показать, а потому что такова потребность верующего сердца». Хочется надеяться, что эти слова станут руководством для всех нас в нашем разнообразном служении.