- Санкт-Петербургская Духовная Академия - https://old.spbda.ru -

Диакон Филипп Сампсонов. Сотериологическая концепция священномученика Иринея Лионского

Священномученик Ириней Лионский — святой отец II века, второй епископ Лиона, апологет, чьи сочинения способствовали формированию учения раннего христианства.

Спасение в исторической перспективе

Дело спасения Христом человека священномучеником Иринеем Лионским обосновывается в тесной связи с историей домостроительства спасения, не только онтологически, но и фактически. По общему духу воззрений свщм. Иринея Лионского, спасительная деятельность Сына Божия в потомках ветхозаветного Адама была связана с приготовлением их нравственного сознания и духовного чувства к обещанной тайне спасения. Потерянное человеком общение, единство с Богом, хотя и было тотчас же им осознанно в раскаянии: «Сознание преступления произвело раскаяние» (Пр. ер. 3.23.5.), однако этого было недостаточно для возвращения потерянного. Богу было угодно, чтобы потерянное общение, первобытное благо его жизни было осознаваемо не только Адамом, но и всем потомством его – и причем в такой надлежащей глубине и силе, в какой требовала Правда Божия, под которой подразумевается принцип внутренней разумности и закономерности божественных действий в мире. Исходя из этого понятия, святитель объясняет причину отложения спасения на определенный срок необходимостью достижения того нравственного уровня, возрастание которого в нравственности должно было происходить постепенно и закономерным путем.

Человечеству предстояло пройти продолжительный путь испытания, носивший педагогический характер: «Слово Божие было всегда с человечеством и наперед возвещало имеющее произойти будущее и учило человека божественному»[1], то есть Бог, через Сына Своего воспитывал и учил человека, последний же воспринимал и готовил тем самым себя ко спасению.

Бог открывал патриархам и пророкам тайну будущего искупления, тем самым, приуготовляя и научая ветхозаветное человечество: «Бог создал человека по Своей благости, избрал патриархов ради их спасения и приготовил народ, чтобы неученого научил следовать Богу, пророков же поставил на земле, чтобы приучить человека носить Дух Его и иметь общение с Богом» (Пр. ер. 4.14.2.). Целью служения пророков и патриархов было созидание особого религиозно-нравственного чувства, имеющее непосредственное отношение к Мессии, искуплением Которого, определялось их спасение и общение с Богом, поэтому Бог наперед и возвестил все через пророков, чтобы не было для человека ничего невероятного, когда откроются события и тайны Домостроительства[2].

Ветхозаветный период в истории человечества был наполнен глубокими символическими событиями, прообразовавшими собой Новый Завет и ставшими основанием нашего спасения: жертвоприношение Авраама, спасение из египетского плена, заклание пасхального агнца, медный змий в пустыне, данный Моисеем закон. Господом Иисусом Христом эти события были так осуществлены, что человечество в новозаветный период стало участником самого спасения, подобно людям Ветхого Завета, которые участвовали в знамениях спасения: «(Бог) устрояет, как архитектор, дело спасения, не видевшим в Египте дает от Себя вождя, странствующим в пустыне дает самый годный Закон, вступившим в добрую землю доставляет достойное наследие, и для обращающихся к Отцу закалает тельца упитанного и дарит им первую одежду, и разнообразными способами устрояет человеческий род в согласие спасения» (Пр. ер. 4.14.2.).

Попечительством и промыслением Сына Божия через избранных людей и провозвестников, человеческий род был преисполнен чаяния спасения и искупления Мессией: «Бог Отец был преисполнен милосердия. Он послал творческое Слово»[3], Которое для осуществления спасения приняло человеческую плоть, явившись в мир не только как Бог, но и как человек: И «в последние времена, восстановляя в Себе всё … Он, совершенный хлеб Отца, представил нам, младенцам Себя Самого как молоко – таково было Его человеческое пришествие, – дабы, как бы вскормленные от сосцов Его плоти… , мы могли содержать в себе самих хлеб бессмертия, который есть Дух Отца » (Пр. ер. 4.38.1.). Совершилась величайшая тайна спасения!

Спасение человека по учению свщм. Иринея Лионского, – это долгий путь исторического развития, когда рука Божия «ради младенчества человека» (Пр. ер. 4.38.2.) проводит все человечество через последовательную цепь Заветов (с Адамом, Ноем, Авраамом, Моисеем (Пр. ер. 3.11.8.)). И «в последние времена, восстановляя в Себе всё … Он, совершенный хлеб Отца, представил нам, младенцам Себя Самого как молоко – таково было Его человеческое пришествие, – дабы, как бы вскормленные от сосцов Его плоти… , мы могли содержать в себе самих хлеб бессмертия, который есть Дух Отца » (Пр. ер. 4.38.1.).

Поскольку, в русском богословии с конца XIX века принято разделять сотериологию на два раздела: объективную и субъективную, поэтому далее сотериология святого отца представлена в соответствии этим разделам.

Объективная сторона спасения

Человек в грехопадении утратил Дух Божий, и как следствие — богоподобие. Следовательно, спасение заключается в воссоздании, возглавлении Христом нарушенного миропорядка и подобия человека Богу. Это восстановление происходит через соединение во Христе человека с Духом Божиим: «Соединяя человека с Духом и Дух влагая в человека, Он Сам сделался главою Духа и дает Духа во главу человека, ибо через Духа мы видим, слышим и говорим» (Пр. ер. 5.20.2). На Господа Иисуса Христа Спасителя нашего сошел Святой Дух, дабы привыкать «обитать в роде человеческом и почивать на людях и жить в создании Божием, творя в них волю Отца и обновляя их от ветхости во обновлении Христово» (Пр. ер. 3.17.1.) и для того, чтобы быть главой человека, «ибо чрез Него (Духа) мы видим и слышим и говорим» (Пр. ер. 5.20.2.). «Итак Дух Святой вместе со Христом воссоздает каждого из нас[4]».Для восстановления человека необходимо, чтобы Бог реально соединился с ним, небесное с тленным, «Слово Божие, Господь наш Иисус Христос, Который в последние времена сделался человеком среди человеков, чтобы конец соединить с началом, то есть человека с Богом» (Пр. ер. 4.20.4.)

В христологии Восточной Церкви важное место занимает тема Христа — Второго Адама. Эта тема восходит к учению апостола Павла о Втором Адаме: «Первый человек Адам стал душою живущею; а последний Адам есть дух животворящий… Первый человек — из земли, перстный; второй человек — Госполь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного» (1 Кор 15:45,49). Развивая учение апостола Павла, священномученик Ириней Лионский разработал теорию, согласно которой все события жизни Христа рассматриваются как повторение событий жизни Адама, только в обратном порядке. Смысл этой теории заключается в следующем: все то, что Адам должен был исполнить, но не исполнил, исполнил Христос; всякая ошибка Адама была исправлена Христом; всякий грех Адама был уврачеван Христом. Это теория свщм. Иринея получила название «рекапитуляции» (лат. recapitulatio, греч. ανακεφαλαιωσις — «возглавление»), заимствованный из послания ап. Павла к Ефесянам: «в смотрение исполнения времен, воз­главити всяческая о Христе, яже на небесехъ и яже на земли» (Еф. 1:10). Буквально данный термин, используемый Иринеем, означает «переоглавление» «восстановление», «возглавление заново» (Пр. ер. 5.29.2.), «повторение», то есть перечисление глав списка в обратном порядке. Список дел, подлежащих переоглавлению, составляет все дела, которые Адам либо должен был совершить и не совершил, либо совершил не так, как было заповедано Богом. Для исправления и уврачевания того, что было нарушено прародителями, Христос становится Новым Адамом. Итак, явно Господь пришел к Своим. Непослушание, происшедшее через древо, исправил Своим послушанием на древе. Грех первозданного человека получил исправление через наказание Перворожденного. И хитрость змия побеждена простотою голубя. И таким образом разорваны узы, которыми мы были привязаны к смерти[5]. «Такое представление связано с учением о Христе, как о Новом Адаме, в Котором происходит восстановление всего человечества: «Сын Божий воплотился и вочеловечился и восстановил (recapitulavit) в Себе длинный ряд людей» (Пр. ер. 3.18.7.).  Как Второй Адам, Христос воспроизвел в Себе все подробности жизни первого Адам. Как первый Адам был составлен из невозделанной и девственной земли, так и Слово, восстанавливая в Себе Адама, получает рождение от Марии Девы»[6].

Первозданные Адам и Ева, по учению свщм. Иринея, находились в состоянии духовного младенчества, они не были обучены совершенному образу жизни. В этой необученности и заключалась причина грехопадения Адама и Евы. Сын Божий пришел в мир, «восстанавливая в Себе все». «По словам Иринея, «совершенный Сын Божий сделался младенцем, подобно человеку, и не Сам по Себе, но ради младенчества человека сделался настолько доступным, насколько человек мог принять Его». Страдание Христа на кресте из послушания Богу Отцу было исправлением Адамова непослушания»[7].

«В «Доказательстве апостольской проповеди», сохранившейся на армянском языке, св. Ириней говорит о том, что сошествие во ад «было для спасения умерших»[8]. Это же учение развивает в IV веке святитель Григорий Богослов, который, вслед за Иринеем, говорит, что каждому событию из жизни Христа соответствует аналогичное событие из жизни Адама, Христос прошел последовательно через все этапы человеческой жизни для того, чтобы на каждом этапе уврачевать грех. Второй Адам расплачивается за каждый долг первого Адама по отдельности[9].

«Ныне же мы получаем некоторую часть Его Духа для нашего усовершения и приготовления к нетлению, мало-помалу приучаясь принимать и носить Бога: это Апостол и назвал залогом, т.е. частию обещанной нам Богом славы, когда в послании к Ефесянам говорит: «В Нем и вы, услышав слово истины, Евангелие вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом, который есть залог наследия нашего» (Еф. 1:13). Сей залог, живя в нас, делает нас духовными, и смертное поглощает бессмертием; ибо «вы — говорит — не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас» (Рим. 8:9). А это бывает не чрез потерю плоти, но чрез общение с Духом. Ибо те, кому он писал, были не без плоти, но они получили Духа Божия, «которым взываем: авва отче» (Рим. 8:15). Итак если ныне, имея залог, взываем: авва отче, то что будет, когда воскресши увидим Его лицом к лицу, когда все члены в избытке радости вознесут песнь прославляя Того, Кто воскресил их из мертвых и даровал вечную жизнь? Ибо, если залог, собирая человека в самого себя, уже производит то, что он взывает: авва отче, — что сделает полная благодать Духа, которая дается людям от Бога? Она сделает нас подобными Ему и совершит волю Отца, ибо сделает человека по образу и подобию Божию» (Пр. ер. 5.8.1.) — этими словами святитель говорит об усовершенствовании христиан и их приготовлении к жизни будущего века через принятие и  сохранение Духа Божия.

«Дух Божий восстановляет спасающую, образующую часть нашего существа, — высшую, наш дух в его власти и господственном значении в отношении к плоти и крови, т.е. к телу и низшей животной части души. Все боящиеся Бога, верующие в пришествие Сына Его насаждают через веру в сердцах своих Духа Божия»[10].

Субъективная сторона спасения

 

Согласно воззрению свщм. Иринея, спасение для человека – есть свободно-нравственное, сознательное состояние, в котором он должен пресечь и перестать делать зло. Человек, проявивший свое стремление, веру и повиновение Богу, подготавливает себя к принятию спасительных благ, которые в силах очистить его от всякой греховной скверны, обновить, оправдать и сделать его совершенным и добрым сосудом.

«Человек спасается не тем, что он желает присвоить себе то, что сделал Христос, а тем, что он находится в самом теснейшем единении со Христом, как ветвь с виноградной Лозой»[11].

По мысли свщм. Иринея, любовь – единственный принцип эмпирической жизни, деятельности и духовного роста спасающегося человека. На вопрос: «Кто здесь спасаются и получают вечную жизнь? – св. отец отвечает: Не те ли, которые любят Бога и верят Его обетованиям и злобою сделались младенцами?» (Пр. ер. 4.28.3.). Без любви к Богу нет никакой пользы ни в чем: «Ни постижение тайн, ни вера, ни пророчество, но все суетно и напрасно без любви» (Пр. ер. 4.12.2.), напротив же, говорит святитель: «Любовь же делает человека совершенным и любящий Бога совершен и в настоящем веке и в будущем. Ибо мы никогда не перестаем любить Бога и чем более созерцаем Его, тем более любим Его» (Пр. ер. 4.12.2.).

Святой Ириней уделяет внимание и телу, как особой области человеческого состава, именуемого храмом Святого Духа. Человек, соблюдающий нормы духовной жизни, по мысли свщм. Иринея, хранит чистоту тела так же, как и чистоту души: «Совершенны те, которые имеют и Духа Божия в себе пребывающего и души и тела свои сохраняют беспорочными, храня веру Божию, т.е. в Бога, и соблюдая правду в отношении к ближнему» (Пр. ер. 5.5.1.); «Так как человек – живое существо, состоящее из души и тела, то для него необходимо и прилично соблюдать то и другое в добром состоянии»[12]. Ввиду того, что человек, состоит из души и тела, то спасение принадлежит душе и ее союзнику – телу: «Бог дарует спасение целому человеку, состоящему из тела и души» (Пр. ер. 5.6.1.). Духовное равновесие души и тела создает в человеке совершенную красоту, возвышающую его над миром как чудное творение Божие, осуществившее то, что было определено благостью Божией. «Ибо какая польза на словах знать истину, а тело осквернять и совершать дела злобы. Или, с другой стороны, какую собственно пользу вообще может доставить чистота тела, если в душе нет истины»[13].

«Примечательно, что для спасающегося человека св. Ириней предъявляет не строгий аскетизм, который проповедовали последующие восточные отцы, но полнейшую нормализацию жизни, внутренюю гармонию тела и души, обусловливавшую его спасение. Принципиальное осуждение чувственности и чувств св. Иринею совершенно чуждо, равно как и учение о бесстрастии»[14].

Духовная жизнь, дело нашего спасения не обходится без внутренней борьбы и усилий, святитель предлагает неустанную заботу о себе посредством исправления своей греховной жизни: «Первое дело – отвергнуться себя и последовать Христу»[15].

По учению свщм. Иринея Лионского субъективная сторона спасения складывается из двух факторов: божественного (благодатной помощи Божией) и человеческого (свободной деятельности человека),  которые действительны при взаимном сочетании и восполнении[16].

Заключение

Для свщм. Иринея сотериология была скорее конкретной, нежели теоретическим отвлеченным понятием. Личный живой религиозный опыт святого отца придавал сотериологии фактический смысл и оптимистический характер.

Спасение состоит не только в том, чтобы уничтожить грех и искупить человека, но сделать его богоподобным «сыном Божиим»; его знаменитый тезис: «Слово Божие соделалось Человеком, и Сын Божий – Сыном Человеческим, чтобы человек, соединившись с Сыном Божиим и получив усыновление, сделался сыном Божиим» (Пр. ер. 3.19.1.) – лучшим образом представил смысл Боговоплощения, как основополагающего в домостроительстве спасения. Этот тезис святого отца отозвался, как эхо почти во всех сотериологических определениях позднейших отцов. «Среди писателей своей эпохи, – говорит профессор архимандрит Киприан, – влияние святого Иринея особенно велико, так как он делает значительные шаги вперед по сравнению с до него бывшими апологетами. В учении об обожении человека он является непосредственным предвозвестником Афанасия Великого»[17].

В учении о спасении лионского святителя нельзя найти исчерпывающей полноты и ясности, поскольку догматическая терминология во время жизни святителя Иринея не была еще выработана, однако, его сотериология не лишена места в общей концепции[18] святого отца.

Сокращения:

Пр. ер. – Против ересей. Ириней Лионский, свщмч. Творения. М.: «Паломник», «Благовест», 1996. // Репринт. Сочинения святого Иринея, епископа Лионского. Перевод прот. Преображенского. СПб, 1900.

[1] Ириней Лионский, свщмч. Творения. М.: «Паломник», «Благовест»,1996. // Репринт. Сочинения святого Иринея, епископа Лионского. Перевод прот. Преображенского. СПб, 1900. // Доказательство апостольской проповеди.  §45. с. 591-592.

[2] Ириней Лионский, свщмч. Творения. М.: «Паломник», «Благовест»,1996. // Репринт. Сочинения святого Иринея, епископа Лионского. Перевод прот. Преображенского. СПб, 1900. // Доказательство апостольской проповеди.  §42. с. 589.

[3] Ириней Лионский, свщмч. Творения. М.: «Паломник», «Благовест»,1996. // Репринт. Сочинения святого Иринея, епископа Лионского. Перевод прот. Преображенского. СПб, 1900. // Доказательство апостольской проповеди.  §38. с. 587.

[4] Катанский А. Учение о благодати Божией в творениях древних св. отцов и учителей церкви до бл. Августина. СПб: Типография А.П. Лопухина, 1902. с. 68.

[5] Иларион (Алфеев), митрополит. Православие. ТI. // URL: http://azbyka.ru/library/illarion_pravoslavie_1_01-all.shtml.

[6] Никифоров М.В. Ириней, еп. Лионский. // Православная Энциклопедия. Под редакцией патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Рук. Кравец С.Л. М: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2011. Т. 26. с. 437.

[7] Иларион (Алфеев), митрополит. Православие. ТI. // URL: http://azbyka.ru/library/illarion_pravoslavie_1_01-all.shtml.

[8] Иларион (Алфеев), митрополит. Христос – Победитель ада. Тема сошествия во ад в восточно-христианской традиции. Спб: Издательство Олега Абышко, 2009. с. 33.

[9] Иларион (Алфеев), митрополит. Православие. Т I. // URL: http://azbyka.ru/library/illarion_pravoslavie_1_01-all.shtml.

[10] Катанский А. Учение о благодати Божией в творениях древних св. отцов и учителей церкви до бл. Августина. Спб: Типография А.П. Лопухина, 1902. с. 72.

[11] Страгородский Сергий, архиеп. Православное учение о спасении. Репринт: Казань: Типография Императорского Университета, 1898. М: Издательский отдел Московского Патриархата, Иосифо-Волоцкий монастырь: «Просветитель», 1991. с. 187.

[12] Ириней Лионский, свщмч. Творения. М.: «Паломник», «Благовест»,1996. // Репринт. Сочинения святого Иринея, епископа Лионского. Перевод прот. Преображенского. СПб, 1900. // Доказательство апостольской проповеди.  §2. с. 568.

[13] Ириней Лионский, свщмч. Творения. М.: «Паломник», «Благовест»,1996. // Репринт. Сочинения святого Иринея, епископа Лионского. Перевод прот. Преображенского. СПб, 1900. // Доказательство апостольской проповеди.  §2. с. 568.

[14] Попов И.В. проф. Религиозный идеал св. Афанасия Александрийского. // Богословский вестник. ТСЛ. МДА. 1903. с. 705.

[15] Святый Ириней Лионский. М., 1843. с. 15-18.

[16] Евлогий (Смирнов), иерод. Учение святого Иринея Лионского о Домостроительстве спасения. Курсовое сочинение. МДА, ТСЛ. 1966. с. 110-119.

[17] Киприан (Керн), архим. Антропология св. Григория Паламы. Париж, 1950. с. 98.

[18] Евлогий (Смирнов), иерод. Учение святого Иринея Лионского о Домостроительстве спасения. Курсовое сочинение. МДА, ТСЛ. 1966. с. 11-12.