- Санкт-Петербургская Духовная Академия - https://old.spbda.ru -

Диакон Глеб Санюк. О смысле Богоявления

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

«Во Иордане крещающуся Тебе Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя: и Дух в виде голубине извествоваше словесе утверждение: явлейся, Христе Боже, и мир просвещай, слава Тебе», – такими удивительными словами Святая Церковь повествует о событии, произошедшем почти две тысячи лет назад. Еще совсем недавно мы праздновали пришествие в мир Спасителя – Святое Рождество Христово, кроткое и почти ни для кого неприметное, свидетелями которому были лишь волхвы да пастухи. И вот теперь Господь являет Себя огромному количеству людей, Своим Крещением Господь открывает миру всю полноту Божества, являет в мир тайну Святой Троицы, тайну, которую ветхозаветный мир не знал.

Но в чем же заключается суть этих праздников? В чем состоит смысл Богоявления?

Бог открывает Себя миру, входит в жизнь человека, принимает на Себя всю боль, все страдание этого мира. Бог становится человеком во всей полноте для того, чтобы освятить наше естество, уврачевать нашу природу, избавить нас от греха!

Всем нам хорошо знаком евангельский отрывок, который читается в этот день за богослужением. Святой евангелист Марк повествует о том, как «пришел в те дни Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил Он из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».

При рассуждении над этими евангельскими событиями невольно может возникнуть вопрос: зачем было безгрешному Христу креститься крещением покаяния? Зачем Господь пришел из Галилеи к берегам Иордана и велел Предтече крестить Его?

Святой евангелист Матфей, в отличие от остальных евангелистов, повествующих об этом событии, передает слова, с которыми Иоанн Креститель обращается к Господу: «мне бы надо было креститься от Тебя, Ты меня должен омыть от моих грехов, и Ты ли пришел ко мне?»

На это Господь отвечает Иоанну: «Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду».

Но что значат эти слова – «исполнить правду»? О какой правде говорит Христос? Что это за Правда Божия, которую должен исполнить Господь?

Правда человеческая, справедливость, заключается в том, чтобы каждый получил по делам своим, чтобы каждому дано было в зависимости от того, как он жил: добро должно быть вознаграждено, а грех, зло – наказано. Но правда Божия состоит в том, что безгрешный Бог берет на Себя ответственность за все наши грехи, за все зло, которое в мире сотворили люди. Он все берет на Себя, спускаясь в воды Иордана и омываясь в них.

До Христа тысячи людей приходили на Иордан, чтобы покаяться и исповедовать свои грехи. Они сходили в эти воды для того, чтобы омыться от своей нечистоты, выйти из них обновленными. Но Господь сошел туда, будучи чистым, будучи безгрешным, для того, чтобы принять всю эту нечистоту на Себя, для того, чтобы понести все наши грехи и страдания, для того, чтобы спасти нас. Крещение для Господа стало Его первым шагом к голгофе, к крестной жертве.

Об этом говорит преподобный Иоанн Дамаскин: «Господь крестился не потому, что Сам имел нужду в очищении, но чтобы водами омыть человеческий грех, исполнить закон, открыть таинство Святой Троицы, освятить водное естество и подать нам образ и пример Крещения».

Но событие Крещения Господня дает нам не только возможность очиститься от наших грехов, но и налагает на всех нас большую ответственность.

Бог стал человеком, Он принял на Себя всю тяжесть наших грехов и неправд, чтобы мы имели возможность стать чистыми, как говорит святитель Афанасий Великий «Бог стал человеком для того, чтобы человек стал Богом».

Но если мы не заботимся о духовной чистоте, если мы не стремимся к святости, если мы не живем Царством Божиим, то мы отказываемся от всего того, что сотворил для нас Христос. Мы как бы говорим Ему: «Ты все это зря сделал! Ты зря рождался, Ты зря спускался в воды Иордана и принимал на Себя все наши немощи!». И именно от нас зависит, каким будет наш ответ на призыв Господа, на исполненную правду Божию, ответим ли мы взаимностью на безграничную любовь Божию или же нет!

Поэтому в этот день хочется пожелать всем нам, дорогие братья и сестры, чтобы как и две тысячи лет назад, когда воды иорданские, носящие всю тяжесть и ужас греха, прикосновением к безгрешному и всечистому телу Христову, очистились и стали водами, текущими в жизнь вечную, так и теперь, чтобы крещенские воды послужили для нас источником очищения от всех наших грехов, источником обновления, приобщения ко Кресту, источником вечной жизни и Царства Божия. Аминь!

Проповедь студента 5 курса семинарии диакона Глеба Санюка, произнесенная 18 января 2011 года за всенощным бдением.