- Санкт-Петербургская Духовная Академия - https://old.spbda.ru -

Диакон Иоанн Тарасов. Помыслы и их роль в жизни христианина

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры!

Мы призваны стать «причастниками Божеского естества», — говорится в послании апостола Петра (2 Пет 1:4). Предание Церкви открывает нам все средства, необходимые к этому приобщению, но человеку, поверженному грехом, благодатный путь причастности Творцу не дается просто и безболезненно.

Писание свидетельствует, что «Бог сотворил человека правым, а люди пустились во многие помыслы» (Екк 29:7). Тем самым, призвание к причастности Божественной благости со времен Адама сопряжено с произволом помыслов. Нередко можно слышать, что борьба с помыслами есть задача монашеская, но в действительности это не так. Началом всякого уклонения от целеустремленности к добру служит «помысел», посему каждому ищущему встречи с Богом следует содержать в должном порядке устроение ума. «От разбойник помыслов моих, Спасе, растлих все житие мое помышлений язвами», – говорится в одном из покаянных тропарей Триоди (Неделя 4-я Великого поста, 8 песнь канона). Помыслы – это те семена, из которых в конечном итоге произрастают наши дела и поступки, именно сюда (через помысел) дьявол вкладывает свои плевелы. Как тараканы, вылезающие и разбегающиеся из щелей, худые помыслы не дают возможности жить собранно и спокойно.

Святоотеческая традиция хранилищем и созидающим центром душевной жизни человека видит сердце. «Без ума сердце слепо, за его движениями должен следить ум, который является созерцательной способностью души», – замечает Владимир Лосский. «Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, кражи, хуления, ложь», – говорится в Евангелии (Мф 15:19). Необходимо в сердце собрать свой распущенный ум, распыляющийся в разные стороны, пресекая поползновения ко греху в самом его зачатке. Именно соответствующим устроением мысли (т.е. покаянием как изменением ума) сообразно евангельским ценностям жизни мы приоткрываем путь Господу в наше сердце, чтобы Дух Божий мог проникнуть в сосуды нашей души.

Несложно себя проверить: если око нашего ума будет чисто, то и всё тело будет светло (ср. Мф 6:22). Посмотрим на наше отношение к ближним и обстоятельствам жизни, которые нас окружают. Важно не то, что думают и говорят о нас и, тем более не то, что мы сами мним о себе. Важно, каким взглядом мы смотрим вокруг себя, как смотрим на ближних. Мы часто чувствуем, что видим в людях в большей степени недостатки, с легкостью осуждаем, ропщем на обстоятельства жизни, говорим, что мир плох и в окружающем нас нет любви. Это в первую очередь оттого, что нет любви в нас. Мы желаем удобства и комфорта и ощущаем, что слова о конце света и встрече со Христом скорее нас пугают, чем радуют и воодушевляют в отличие, например, от апостола Павла, который говорит, что для него «смерть приобретение… имею желание разрешиться и быть со Христом» (Флп 1:21,23). Все это происходит с нами потому, что мы еще далеки от Христа – не вполне привиты к Лозе винограда Христова.

Так давайте же, используя средства, вверенные нам Церковью, молитвенно просить Господа и учиться взирать на мир иными глазами, прилагая усилия в деле преображения сердечной жизни, чтобы движения нашего ума были созвучны Христу, дабы Дух Божий мог прийти и вселиться в нас уже здесь и сейчас, как мы просим того в молитве «Царю Небесный». И тогда любовь Его изольется в мир через нас, и мы сможем стать проводниками благодатной жизни, в чем можно видеть одну из задач христианина – быть действительно «светом мира» и «солью земли» (Мф 5:13-14). Подобно раскаленному металлу должно всегда гореть Любовью наше сердце, изливая окружающим мир, свет и тепло. Чтобы люди, видя наши добрые дела, прославляли Небесного Отца (ср. Мф 5:16). Аминь.

Проповедь, произнесенная диаконом Иоанном Тарасовым в храме апостола Иоанна Богослова за Литургией Преждеосвященных Даров 24 апреля 2013 года.