- Санкт-Петербургская Духовная Академия - https://old.spbda.ru -

Диакон Кирилл Журавлев. Правильный выбор

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Нынешнее евангельское повествование, дорогие братья и сестры, рассказывает нам о событии, которое произошло вскоре после Рождества Господа нашего Иисуса Христа. Святой апостол и евангелист Лука говорит, «как написано в законе Господнем: всякий младенец мужского пола должен был быть посвящен Господу; и также приносилась жертва – две горлицы или два голубиных птенца» (Лк 2:23-24). Младенцы мужского пола посвящались Богу в ознаменование того, что надлежит родиться Мессии, который исполнит Закон. И вот такой момент наступил.

В это время в Иерусалиме был некий человек, имя которому Симеон, он был праведный и благочестивый, ожидающий избавления Израиля от рабства. Здесь следует различать, о каком рабстве идет речь. Мы с вами знаем, что в этот период израильский народ находился под владычеством Римской империи и большинство людей ожидали избавления народа от власти римлян. В данном случае, речь идет, прежде всего, о рабстве греху, последовавшей за ним клятве (обете, заключенном с первыми людьми) и смерти телесной.

Этот старец был одним из семидесяти книжников, переводивших Закон Моисеев на греческий язык при Птолемее II за двести с лишним лет до воплощения Бога Слова. «И было ему обещано Духом Святым не видеть смерти до тех пор, пока он не увидит Христа Господня» (Лк 2:26). Существует предание, что праведный Симеон, переводя книгу пророка Исаии и увидев слова «Се Дева во чреве приимет и родит Сына…», решил перевести их не как Дева, а как Жена, но ангел Господень остановил его, и за то, что Сименон усомнился, сказал, что он доживет до этого времени. И по прошествии почти трехсот лет ветхий старец приходит в Иерусалимский храм, ведомый силою свыше.

«И когда ввели родители отрока Иисуса… он взял Его на свои руки, благословил родителей…» (Лк 2:27-28), и произнес молитву, которую мы каждый день слышим за вечерним Богослужением, «Ныне отпущаеши раба твоего Владыко…» В этот момент произошла встреча даже не столько праведного Симеона с Богомладенцем, сколько в его лице произошла встреча ветхозаветного человечества с Богом. И нынешний праздник является самым ярким тому свидетельством.

Но для чего Бог приходит в этот мир? Почему Ему так необходимо было встретиться с родом человеческим здесь, на земле? Зачем Слово становится плотию?

Бог воплощается не только для того, чтобы исполнить Закон Моисеев, но и чтобы исполнить обещание, данное нашим прародителям, перед тем как Бог изгнал их из рая сладости, о том, что «Семя Жены сотрет главу змия…». Но более всего, Он «приходит заклатися и датися в снедь верным», чтобы принести Себя в жертву за грехи человечества, чтобы пострадать и умереть на Кресте, принять самую позорную смерть.

Знамение пререкаемо 

«Се лежит сей на падение и на восстание многих во Израили, в знамение пререкаемо». Знамение, о котором постоянно спорят, пререкаются. Это знамение явилось в тот момент, когда Христа распинали, и люди, пришедшие на этот позор, кричали «если Ты Сын Божий, сойди с Креста и мы уверуем в тебя». Вот каким было это знамение. Для иудеев это знамение было соблазном, как говорит апостол Павел, а для эллинов, то есть греков, полнейшим безумием, потому как язычники не могли представить себе, чтобы Бог принял самую позорную казнь.

И об этом тоже говорил блаженный старец, обращаясь к Божией Матери. «И тебе самой сердце оружие пройдет, да откроются от многих сердец помышления». Помышления эти открылись во время Крестных страданий, когда множество учеников разочаровалось в своем Божественном Учителе и разбежались, а у Креста осталась лишь Божия Матерь и возлюбленный ученик…

Нынешний праздник Сретения является для нас еще и видимым знамением того, что Божия Матерь приносит в Иерусалимский храм Христа не только как Богомладенца, но как Первосвященника и одновременно с тем как Жертву за грехи человечества. «Ты еси приносящий и приносимый», слышим мы в молитве во время пения Херувимской песни.

Для чего нужна эта Жертва?

Бог младенствует плотию, чтобы спасти младенца умом, то есть Адама. И эта жертва была необходима человеческому роду, потому как ветхий Адам, по слову преподобного Андрея Критского, «погубил ума красоту» (Великий канон). Погубил состояние твердости духа и полного доверия своему Творцу. Тело его, вследствие греха, стало тленным, и никто из людей не мог исправить это состояние человеческой природы. И когда наши прародители согрешили и праведным судом были изгнаны, Бог пошел вслед за человеком. Новый Адам пошел следом за Ветхим, принял человеческую плоть, претерпел страдания и смерть и сошел в ад, чтобы спасти Свое творение. Бог пришел спасти не только живущих на земле, но еще и тех, которые к тому времени уже умерли. «На землю сшел еси Христе да спасеши Адама, и на земли сего не обрет, даже до ада снисшел еси ищай» (статии Вел.Субботы, ст. 25), слышим мы в песнопениях Великой Субботы.

И, наконец, Бог, сойдя в ад, не только избавляет человеческий род от тления и смерти, но дарует человеку новую реальность бытия с Ним. Это уже не земной рай, а вечное блаженство одесную Отца, в Царствии Небесном. Вот для чего нужно было такое сретение, такая встреча Бога с человеком, чтобы Своим страданием показать человеку путь к вечной жизни, по которому предстоит пройти каждому верующему в Него. Как говорит Господь, «Аз есмь путь и Истина и Жизнь, никто не приходит к Отцу, только через Меня».

Жизнь каждого человека делится на три основных этапа встречи с Богом

Первый этап наступает не тогда, когда человек приходит в мир, который лежит во зле, а когда благодать Божия посещает сердце человека. Чаще всего это происходит после принятия Таинства Крещения. И самое, пожалуй, важное в этом, что не человек первым приходит к Богу, а Бог первый стучится в двери сердца каждого из нас. Так было всегда. В этот момент происходит добровольный выбор человека, принимать ему Христа или нет. Бог никому не навязывает Себя, Он оставляет за человеком право свободно распоряжаться своим будущим. И тогда наступает второй этап.

Второй этап, которым человек идет на протяжение всей сознательной жизни, это путь постоянной борьбы, путь выбора между добром и злом, путь, на котором человек либо старается идти за Христом, несмотря на все трудности, «взирая на подвигоположника спасения нашего Христа Иисуса», либо, наоборот, отвергает Его. На этом этапе человеку помогает совесть – голос Божий. Но не всякий старается его слышать. Так было до воплощения Бога Слова, так происходит и поныне.

Экскурс в историю Ветхого Завета

Так было в раю, когда Бог воззвал к Адаму «где еси?» и вместо ответа Адам начал обвинять свою жену. Так было с Каином, когда Бог сказал ему «грех у дверей (сердца) лежит, но ты властвуй над ним» и уже после убийства Авеля вопрошает «Где Авель брат твой», и слышит в ответ «разве я сторож брату моему»… Бог обращался к Ною – и тот послушал его и построил ковчег. Бог обращался к Аврааму – и тот бросил землю своего отечества и ушел в землю Ханаанскую. Так было с Моисеем, когда Бог повелел ему вывести избранный народ свой, из плена египетского. Бог обращался к своему народу через пророков и, наконец, послал Своего Единородного Сына. Но всегда и всегда перед человеком стоял выбор: быть с Богом или нет, творить Его благую волю или свою человеческую. Вот почему Христа, пришедшего на землю, приняли совсем немногие, а только люди простые сердцем, чуждые лицемерия , «Блаженни чистии сердцем…», потому что только такие видят Бога.

Правильный выбор: два голоса в человеке

Часто перед нами встает вопрос: как сделать правильный выбор? Что руководит человеком во время принятия того или другого решения? И всякий раз перед нами есть два пути, два голоса начинают говорить внутри нас. Один из них – голос Божий, голос совести, а другой – голос врага нашего спасения, который всегда ставит под сомнение голос Божий: «А правда ли что Бог сказал не вкушать от древа познания?» Или, что в наше время стало очень актуальным, этот голос говорит «правда у каждого своя, исполни свою волю и поступишь правильно». Но не следует себя обольщать, если правда у каждого и есть своя, но Истина для людей верующих всегда одна. Христос есть Истина. И если наша правда не согласуется с Божественной Истиной, то это уже вовсе не правда, а ложь. И часто этот голос становится решающим. Но такая «правда» приводит человека к погибели. Бог настолько милостив к человеку, что до последнего нашего издыхания ждет от нас правильного выбора. Ждет от нас решимости совершить добродетель и укорениться в доброделании.

Однажды к преподобному Серафиму подошел один брат и спросил его: «Отче, а почему в наше время не имеем строгой жизни, какую вели древние подвижники?» «А это оттого, радость моя, — ответил преподобный, — что решимости не имеем». Вот от этой решимости и зависит весь путь человеческой жизни, а тем более третий, последний этап встречи человека с Богом

Третий, последний этап наступает тогда, когда Бог забирает человека с его жизненного пути, происходит встреча человека с Богом лицом к лицу. И если одеяние души человека праздничное, украшенное добрыми делами (правильным выбором, выбором совести), таковая душа причащается благодати, потому что имеет опыт приобретения внутреннего мира, опыт стяжания благодати Святого Духа, просвещающего всякого человека. Такая душа может находиться рядом с Богом. В противном случае, если человек не имел добрых дел на земле, не укоренялся в доброделании, он не может быть рядом с Богом, не может наследовать блаженство, потому что оно будет его тяготить. «Царствие Боже силой берется, — говорит Господь, — и лишь прилагающие усилие входят в него».

По этой причине только души праведников перед смертью могут произнести слова святого Симеона Богоприимца: «Ныне отпущаеши раба Твоего… с миром», то есть с приобретением внутреннего, горнего мира, «Царства Божия, которое внутри», чего да сподобит нас всех Господь молитвами Своей Пречистой Матери. Аминь.

Проповедь преподавателя Санкт-Петербургской духовной академии диакона Кирилла Журавлева, произнесенная в академическом храме на Божественной литургии в праздник Сретения Господня 15 февраля 2013 года.