- Санкт-Петербургская Духовная Академия - https://old.spbda.ru -

Дионисий Вихров. Толкование на 5-ое воскресеное Евангелие (Лк, 113 зач., XXIV, 12-35)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня Церковь предлагает нашему вниманию историю о событиях, произошедших сразу после Воскресения Спасителя. Евангельский рассказ достаточно понятен и прост, и вместе с тем он входит в самую сердцевину духовной жизни каждого человека, поскольку говорит о Богопознании.

Есть похожая притча, которую нельзя принимать как правило, но в ней имеется полезное зерно. Однажды человек, придя в храм, подошел к священнику и спросил, в кого он верит? Священник ответил: «В Господа Иисуса Христа». Человек поинтересовался, знает ли он Иисуса Христа? «Конечно!», — удивился священник, так как сам ежедневно читает Евангелие, и пригласил человека на Богослужение.

На службе человек решил спросить у одного монаха, а знает ли тот Бога, и услышал, что монахи совершают ежедневное правило, постятся и много подвигов совершают ради Христа. Уходя из храма и встретив некую старушку, человек снова спросил, знает ли она Бога, раз ходит в церковь? «Да как же Тебя не знать, Господи!», — услышал Христос в ответ.

Трудно представить, что даже апостолы не узнали Своего Божественного Учителя по дороге в Эммаус. Они были всецело вовлечены в трагедию крестной смерти и потрясены происшедшим.

Многое из того, что увлекает нас, мешает нашей жизни. Мы забываем Бога, и наша духовная жизнь меняется. Речь идет о наших страстях. Например, тщеславие. Святой преподобный Исаак Сирин замечает, что будь человек хоть равноангельный по нравам, он все равно не может вынести чести.

И как стыдно порой нам бывает осознавать свою греховность, причастность ко греху. Однако, братья и сестры, мы не удивим небеса своими грехами, и, что интересно и не менее важно, своими добродетелями тоже. Но можем обрадовать! Грехи у всех нас одинаковые, а вот путь к Богу индивидуальный.

В духовной жизни не бывает мелочей. Наша духовная жизнь не должна превращаться в копошение внутри себя, но должна быть творческой и самим творчеством не в эстетическом смысле, но от слова Творец. Сам Бог должен действовать в нас, и мы должны ежечасно ощущать это присутствие Божие в себе, как ощущали Его святые апостолы Лука и Клеопа.

Что же можно противопоставить нашим страстям, которые ранят нас изнутри? Господь Иисус Христос через Священное Писание и святых отцов говорит нам о смирении, которому дается благодать. Упомянутый выше авва Исаак говорил: примирись с собой и с тобой примирятся небо и земля. Нам необходим в определенном смысле личный кенозис как вектор противоположно направленный нашей самости, корысти, эгоизму, карьеризму, человекоугодию, имитации своей духовной жизни, нежеланию идти на диалог, слышать другого человека, а иногда и его критику в свой адрес.

Святые отцы даже указывают, что цель любого доброго поступка – это приобретение смирения. Смирение же происходит от терпения. Один священник как-то заметил, что любить в этом мире на 90% означает просто терпеть. Потерпеть, потому что, братья и сестры, нас ждет самая лучшая перспектива – вечность, но до нее необходимо добраться, дорасти через эту осязаемую реальность. В этой связи особенно важно, чтобы все наши отношения строились на духовной закваске. Ведь нельзя сказать, что наши понятия о жизни совсем порочны, но они и не святы.

Каково же завершение сегодняшнего Евангельского чтения? Спешит апостол Лука, спешит апостол Клеопа поздним вечером в Иерусалим, потому что Сам Господь явился им видимым образом, что еще раз говорит о происхождении подлинного знания, которое от Бога. Христос воскрес – этим теперь горят их сердца. Пелена неведения и непонимания Божественного Промысла спала с глаз учеников действием Самого Господа. Будем же, братья и сестры, приобретать смирение, которое сообщит нам подлинное знание в духовной жизни, чтобы наше богословие не было простым жонглированием богословскими терминами, но образом жизни. Аминь.

Проповедь магистранта II курс библейского отделения академии Дионисия Вихрова на 5-ое воскресное Евангелие (Лк, 113 зач., XXIV, 12-35), произнесенная 22 сентября 2012 года в академическом храме на всенощном бдении.