- Санкт-Петербургская Духовная Академия - https://old.spbda.ru -

Протоиерей Кирилл Копейкин. Демографический переход: на пороге новой парадигмы развития

Эмпирические данные свидетельствуют о том, что численность человечества на протяжении всего времени своего существования растет по гиперболическому закону.

Это было показано в работе Foerster H., von, Mora P., Amiot L. Doomsday: Friday, 13th November, A.D. 2026 // Science, 1960, Vol. 132. P. 1291–1295. Согласно их исследованиям, если бы численность человечества продолжала расти так же, как она росла до 1960 года, то динамика роста населения Земли могла бы быть аппроксимирована следующей простой формулой: N = C / (Т0 – Т), где N – численность населения Земли, С — константа, совпадающая по порядку с возрастом Вселенной, Т – время, а Т0 – 2026 год.

Несмотря на кажущуюся простоту этой формулы ее смысл весьма глубок. Прежде всего, рассматривая все человечество в целом, мы исходим из неявного предположения что оно в каком-то смысле представляет собою некую «сверхцелостность». При этом бытие «коллективного Адама» имеет и космическое измерение – об этом свидетельствует наличие в приведенной выше формуле константы С, имеющей размерность времени и совпадающей по порядку с возрастом Вселенной.

Уже после выхода в свет работы фон Фёрстера, Мора и Амиота реальная динамика роста народонаселения Земли стала все дальше отходить от гиперболической зависимости. Темпы прироста численности населения резко снизились, и начало формироваться то, что получило наименование глобального демографического перехода. Если на протяжении всей предшествующей истории – от каменного века до настоящего времени – наблюдался гиперболический рост народонаселения, то сегодня – за микроскопическое по историческим масштабам время – происходит изменение закона, действовавшего на протяжении тысячелетий.

С чем же может быть связан такой переход? Известный российский физик С. П. Капица предложил рассматривать найденную фон Фёрстером, Мором и Амиотом гиперболическую закономерность не просто как эмпирическую формулу, но как первый шаг к построению модели. Учет естественных граничных условий (с одной стороны, в начале скорость роста человечества не может быть меньше чем появление хотя бы одного человека за время жизни одного поколения; с другой стороны, по мере приближения к точке демографического перехода максимальный прирост человечества за год не может быть больше численности самого населения) приводит к решению, не уходящему в бесконечность, но стабилизирующемуся на уровне 9–12 миллиардов человек: N = (C/τ) arcctg ((Т1 – Т) / τ), где Т1 — параметр, равный 2007 году нашей эры — середине второй фазы глобального демографического перехода, τ – характерное время жизни человека порядка 42 лет.

Поскольку рост человечества зависит исключительно от его численности, а не от каких-либо внешних условий и ресурсных ограничений, то логика диктует искать причину демографического перехода внутри самого человека. Происходящее на рубеже тысячелетий замедление темпов роста населения Земли Капица связывает с радикальным возрастанием интенсивности информационного обмена; по его мнению человек просто не успевает приспосабливаться к стремительно происходящим изменениям.

По мнению С. П. Капицы, происходящий сегодня демографический переход – наиболее глубокое изменение в жизни человечества за всю его историю. Демографический переход отражается в культуре – начинается эпоха постмодерна, которой свойственно ощущение завершенности пути европейской цивилизации предшествующих столетий. На этом фоне происходит кризис ориентированных на предание религиозных институций, всегда бывших хранителями фундаментальных ценностей, которыми человек жил тысячелетиями.

Очень схематизируя можно сказать, что до сих пор человек шел преимущественно по пути «внешнего» развития, чреватого цивилизационными кризисами, по пути освоения и преодоления окружающегокосмос’а. В известном смысле слова, как уже говорилось, это было исполнением божественного повелениярасти и множиться и обладать землей. Эпоха географических открытий раздвинула пределы человеческой Ойкумены, покуда Вселенной не оказалась вся земля, затем астрономия отодвинула их на расстояния, исчисляемые уже миллиардами световых лет. Сегодня масштаб «видимой» нами сегодня части Вселенной простирается более чем на 40 порядков: от 10-16 до 1026 м.

К сожалению, такое расширение пространства человеческого мировосприятия произошло за счет его «уплощения»: если для человека средневековья мир имел «вертикальное» духовное измерение, то для человека Нового времени мир оказался ограничен лишь слоем чувственно воспринимаемой телесной реальности. К началу III тысячелетия, когда пространство «внешнего» распространения человеческого («структурного») по(н)имания достигло своего предела – самоотрицающей странности – сама логика познания вынуждает нас обратиться к постижению того олам’а, что, по слову Писания, вложен в сердцечеловека (см.: Еккл 3:11).

Примечательно, что с точки зрения христианской традиции именно задача соединения внутреннего и внешнего миров с тем, чтобы затем вос-со-единить всю полноту тварного естества с Богом, дана человеку – ведь человек и был сотворен как посредник между двумя мирами: сотворенный «из праха земного», он оживотворен божественным «дыханием жизни» (Быт 2:7).

Разумеется, утверждать, что все предшествующее развитие было преимущественно количественным, было бы чрезмерным упрощением. Правильнее было бы сказать, что раньше изгнанный из рая и облаченный в кожаные ризы человек был вынужден, прежде всего, бороться за свое телесное выживание, и именно на это с необходимостью направлялись основные усилия общества. Сейчас, человек стал более независим от своего «телесного попечения», а потому появляется надежда на то, что человек сможет реализовать свое высшее призвание – стремиться к Богу, к личному со-общению с Ним. По всей вероятности, на смену «внешней», «количественной» парадигме развития человечества должна прийти «внутренняя», «качественная». И быть может то, что происходит сегодня, правильнее было бы называть не «концом истории», а концом пред-истории: настоящая – сверхновая, по настоящему Большая – история чело-ве(ка)(честв)а –только еще начинается.

Доклад на XVI конференции «Наука. Философия. Религия», ОИЯИ, Дубна, 21-22 октября 2013 г.