- Санкт-Петербургская Духовная Академия - https://old.spbda.ru -

И.А. Предтеченский. Ииусус Христос и история человечества (2 часть)

Мир уже был стар, от его создания прошло 5508 лет, когда в Вифлеемских яслях нашел Себе приют родившийся Обновитель мира. Лице земли однако не изменилось. Горы стояли по-прежнему твердо, моря волновались, как прежде, реки текли в своих руслах, неорганические тела сохраняли свои изначальные формы, органические и животные создания следовали данным им законам существования и размножения. Зато человек, которому было даровано господство над землею и над всем живущим на ней, после пяти с половиной тысяч лет изменился и среди других творений оказывался больше рабом, чем господином. Численное количество подданных Рима во времена Августа доходило, если только не превышало, до 100000000, и между ними, – факт поразительный, – более трех четвертей были признанные законом рабы. По видимому, Спаситель готовил миру самый радикальный переворот с перемещением общественных слоев в порядок совершенно противоположный, при котором все сановитое и богатое будет унижено; на самом же деле едва ли когда-нибудь еще в мире проповедовалось учение более консервативное, чем Евангелие.

 И.А. Предтеченский. Иисус Христос и история человечества (1 часть)

Итак, люди должны перестать обращать свои взоры к божествам страшным и нечистым: им открыт теперь Бог совершеннейшей любви и бесконечной благости, который будет порукой за освобождение человека через Сына, Невидимый мир перестанет для него быть предметом ужаса поддерживавшего ужасы земные. Бедственное положение человека среди суеверия и страха, не растворяемых ни одною каплею упования и истины кончилось. Равным образом человек перестал, по крайней мере, в собственном сознании, быть всецелой жертвой угнетения общественного.

Его бытие и его привязанности уже не зависят от его собратий, по крайней мере, не зависят от них одних. Все, что имеет в себе самого благороднейшего, все лучшее, что он надеется получить, все это получено или получится от Бога. Таково было в начале освобождения человека Христом. Бог низшел к человеку с  Своей высоты, чтобы поднять его рабствующий дух из того глубокого унижения, какое приготовили ему человеческое насилие и самолюбие в течении пяти с половиною тысячелетней истории. Небо приблизилось к земле, чтобы человек взглянул на него и узнал, что землей еще не кончается ни мир Божий, ни человеческая жизнь. «Воля пославшего Меня Отца есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную… Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную (Ин 5:40-47). Истинный христианин – консерватор по преимуществу, потому что небо представляет ему то, чего не дает ему земля, или в чем отказывает ему общество; он способнее всех перенести всевозможные лишения лишь бы его религиозные убеждения были искренни и глубоки.

И тем не менее в мире началась незаметная и тихая, но решительная революция. Спаситель основал царство духа Его учение о свободе духа остается навсегда лучшим даром Божества человеку. Греция уже высказывала нечто подобное, и многие стоики находили средства являться независимыми и свободными даже под властью жесточайших тиранов. Но вообще древний мир представлял себе свободу в известных политических условиях. Христианин несравненно свободнее. Он в этом мире странник. Какое ему дело до преходящего владыки земли, которая для него даже и не отечество. Свобода для него – истина (Иоан. 8:32). В одном коротком  изречении «отдайте кесарево кесарю и Божие Богу» Спаситель создал нечто выходящее из области государственно-политической и представляющее тихий приют для души посреди владычества грубой силы. Он открыл миру великую истину, что отечество не значит все, и что общечеловеческое или божественно-человеческое старше и выше всего гражданского. И христианская община в течении трех столетий умела обойтись без политики, жила и увеличивалась вопреки ей.  Это были «новая земля и новое небо», «новый Иерусалим, сходящий от Бога», «скинии Бога с человеками», это было «новое творение» (Апок 21:1-5) илли «приведение всего в прежнее состояние» (Деян. 3:21).

Неповторяемо-торжественные моменты пережил род человеческий в короткое время земной проповеди Христа. Ему даровано уже откровение  о его происхождении и его назначении. Но права  не были еще объявлены человеку, его обязанности еще не открыты. Простые и чистосердечные слушатели с благоговением и радостью слушают благовестие, но еще остается место сомнениям и являются еще неудовлетворенные желания в их сердцах. Некто подходит к Иисусу и спрашивает: «Учитель благой! Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» Человек чувствовал, что он должен и со своей стороны сделать что-нибудь, чтобы заслужить освобождение свое, которое дается ему милостью Божьею. Иисус Христос ободрил чувство внушившее вопрос: «если хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди (Мф. 19:16-17). Человеку указано теперь, что ему делать. Он имеет теперь обязанности, притом безусловные, потому что божественные; это значит, что он имеет и права – опять-таки безусловные, потому что для ограниченного существа право есть власть исполнить свою обязанность.

Каковы эти обязанности и эти права, открыто через провозглашение закона любви. Первая заповедь нового закона требует любви к Богу, вторая, обновленная подобною первой, заповедует любовь к человеку. Заповедь любить Бога дана раз навсегда и для всех. Заповедь любить человека, казавшаяся тогдашним людям, столь разделенным друг от друга расстояниями, верованиями, обычаями и исторически привыкшим к притеснениям и насилию, нежданною и более трудною, заботливо повторяется несколько раз. «Вы слышали, — говорит Спаситель на горе, — что сказано: люби ближнего твоего, и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас, молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами отца Вашего Небесного. (Мф 5:43-45); Между последними наставлениями ученикам, опять встречаем еще более настойчивое повеление: сияя есть заповедь Моя: да любите друг друга, как я возлюбил вас… Сие заповедаю вам, да любите друг друга» (Ин 25:12-17).

Предшествующие века разделений и угнетений доказывали всю необходимость такого закона. Новый закон пришел не от сменяющихся кесарей, угнетавших мир, а от неизменного и благого Бога. Законом любви заповедовалось людям делать то, что им было всего полезнее и необходимее делать для поправления своего бедственного внешнего положения. Новый закон не допускал никаких преимуществ или исключений для немногих: он был всеобщ. Его угрозы также всеобъемлющи, как и обетования. Немногие  приводились к такой же покорности, как и многие; и многие обязывались к такому же полному повиновению, как и немногие. Всем повелевалось повиноваться закону, всем угрожали наказания за неповиновение и награды за послушание. Когда провозглашался подобный закон всему человеческому роду? Это был действительно новый закон…

Новым законом давались человеку новые права и вызывались новые силы в нем. Доселе в человеке действовали только такие силы, которые немногие вследствие своего материального или нравственного могущества могли приостанавливать или покорять. Теперь Бог вызывает своими заповедями человеку такие силы в нем, которых немногие не могут ограничивать в остальных, если не отказывают в них самим себе. Здесь разумеются права и силы гражданина небесного, права искупленной и освобожденной человеческой личности, — права и силы, которые все могут иметь и все могут употреблять.

Вот путь, которым низошла в мир новая свобода. Новый закон обеспечивал новые права, которые со стороны человека гарантировались пробужденными в нем высшими силами духа. Человек получал в божественном законе божественные права, права повиновения закону. Свобода служения Богу была новая свобода. Свобода любить Бога и любить человека была новая свобода. Это была свобода подданных. Правитель не исключался. Но в исполнении служения Богу он являлся тоже подданным. Высший между людьми, он все-таки подданный Бога. и как подданный, он являлся более свободным, чем как правитель. В первом случае он знал, как и все, одного только Бога, в последнем его связывали общественные законы и обычаи, и могло остановить сопротивление подвластных.

(продолжение следует…)

// Христианское чтение. – 1874. – № 3. – С. 392-397