- Санкт-Петербургская Духовная Академия - https://old.spbda.ru -

Иерей Александр Кухта. Принципы формирования положительного отношения к Церкви у поколения «Y» (люди, родившиеся в 1984–2000 гг.)

Один из самых непростых вопросов богословия — это постоянный поиск компромисса между неизреченностью духовного опыта и прямолинейной ограниченностью словесно-смысловых конструкций человеческого мышления.

В пастырской работе эта тема стоит не менее остро. «С одной стороны — ориентация жизни Церкви на миссионерство, с другой — как очевидный факт — «молодежь в храм не идет» и вытекающий отсюда вопрос: «Что делать, чтобы изменить ситуацию?»[1]. «Мировосприятие современного человека настолько зависит от мнения других людей, что убеждать надо уже не индивида, а социум»[2]. Эта идея была впервые сформулирована еще в начале XX века. Ее автором можно назвать Эдварда Бернейса, человека, которого называют и отцом современного пиара, и инженером идеологии потребления — консьюмеризма, преобладающей в современном обществе. Благодаря Бернейсу пиартехнологии распространились повсеместно и стали широко применяться в политике и бизнесе[3].

Сегодня и отдельный человек, и общество в целом подвергаются интенсивному влиянию большого количества конкурирующих между собой манипуляторов[4]. «Толпа пробивающихся» в индивидуальное и общественное сознание столь велика, что многие люди просто отгораживаются от части потоков информации.

Именно в контексте этой ситуации и можно говорить о пастырской методике и стратегии. Пастырю, прежде всего, нужно быть хотя бы просто услышанным. Уже после, в момент самого свидетельства о Христе, о технологии и психологической методике следует забыть, уступая место опыту веры, образованию и ораторскому мастерству. Но до этого момента необходим разумный, взвешенный подход, сочетающий в себе, может быть, и принципы работы с общественным мнением, и элементарную «технологически неокрашенную» логику[5].

Одна из современных технологий работы с обществом основывается на различиях в ценностях людей, принадлежащих разным поколениям. Эти различия, как и обуславливающие их причины (технологическое развитие общества, ситуация в политике, экономике и т. д.) были изучены, и некоторое время спустя появилась теория, предлагающая работать с группами людей, разделяя их по поколенческому признаку и названная теорией поколений, которая все чаще применяется на практике в силу своей эффективности.

Теория поколений — это теория, описывающая повторяющиеся поколенческие циклы в истории. Она появилась в 1991 году на стыке нескольких наук. Авторами этой теории принято считать Хоува Нила (Howe Neil), специалиста в области демографии и экономиста, и Штрауса Уильяма (Strauss William), писателя-драматурга и историка. Они, как принято считать, независимо друг от друга и почти одновременно занялись изучением социального феномена, известного как «конфликт поколений» — явления, при котором ценности и жизненные ориентиры младшего поколения сильно отличаются от ориентиров старшего.

Довольно скоро оба ученых пришли к занятному парадоксу: оказалось, что конфликт поколений никак не связан с возрастными противоречиями[6]. Иначе, по достижению определенного возраста, мы бы начинали мыслить также, как мыслили наши родители в свое время.

Поэтому, в основу своей теории Хоув и Штраус положили мысль о том, что поведение человека и его взгляды на жизнь зависят от того, в каких условиях он жил до 12-15 лет во время формирования собственной системы «глубинных» ценностей — аксиом поведения человека, находящихся на уровне предрассудков и чаще всего являющихся незаметными для своего носителя, которые потом проносятся через всю его жизнь[7].

Т. е. до этого возраста человек еще не оценивает политические и экономические события в мире, а усваивает технологии, необходимые для выживания в нем. При этом сами авторы теории признают, что человеческие ценности легко разделяются на индивидуальные, общечеловеческие и собственно поколенческие.

Изначально теория поколений была направлена на изучение общества США, однако позже она получила широкое распространение во многих странах мира, в том числе и в России.

В результате адаптации теории поколений к различным регионам, стало понятно, что необходимо вносить некоторые корректировки, учитывающие особенности развития отдельных территорий. Это, учитывая тот факт, что в советский период наша страна была достаточно закрытой и обособленной, особенно актуально для России.

Подход исследователей в России к периодизации теории поколений и сопоставление его с классическим подходом представлен в таблице 1.[8]

Между представителями различных поколений нет четкой границы, поэтому на стыке между ними, плюс-минус три года, выделяют также и пограничные, «эхо»-поколения, «представители которых являются носителями ценностей обоих поколений и выступают в роли своеобразных посредников между ними»[9]. В качестве примера пограничного «эхо»-поколения можно привести представителей современного поколения «МеМеМе»[10] — это молодые люди, которые родились в конце 90-х — начале 2000-х годов и являются носителями ценностей поколений Y и Z.

Как и прочие поколения, поколение «Y» сформировалось под влиянием событий своего времени. Исключительное влияние на него сформировало развитие средств коммуникации: мобильная связь (середина 80-х годов), электронная почта (90-е годы), служба коротких сообщений (90-е годы), видеохостиг «YouTube» (2005 год) и социальные сети («Facebook» — 2004 год). Важная особенность представителей поколения «Y» — многозадачность в использовании средств коммуникации. Они одновременно могут «чатиться» со многими людьми, параллельно читать сайт на другую тему и просматривать новости.

Помимо этого, «на российских игреков сильно повлияли распад СССР, рыночные реформы и политическая либерализация»[11]. Отсюда особое понимание хрупкости окружающего мира и его ненадежности. Все, чего ты добился, может быть разрушено в один миг, так что лучше жить в свое удовольствие, успеть попробовать многое, пока мир снова не полетел в тартарары.

Также стоит отметить, что глобализация является причиной того, что во всем мире представители поколения «Y» почти не отличаются друг от друга, исключение составляют только отдаленные и изолированные регионы, куда еще не пришел Интернет[12].

Вот еще несколько наиболее характерных для современных «игреков» черт, которые нужно учитывать при работе с ними:

1. «Игреки» лучше воспринимают информацию, если она преподносится коротко, четко и по пунктам. Согласно исследованиям компании «Microsoft», современные «игреки» способны концентрироваться на новой информации около 8 секунд[13]. Поэтому любую новую мысль желательно укладывать в 25-30 слов. Или разбивать ее на несколько отдельных пунктов. Отличительная особенность «игреков» в том, что они плохо запоминают информацию, т. к. росли в среде, где все можно уточнить в Интернете.

2. «Игреки» лучше воспринимают образы, чем слова. Дело в том, что они росли в эпоху «демотиваторов», «торрентов», «YouTube», фотографий и инфографики, поэтому картинки «игреками» воспринимаются проще.

3. «Игреки» хотят получать результат уже в первый день. Эта черта особенно актуальна для российских «игреков», которые росли в постоянно меняющемся мире, в котором было почти невозможно строить далеко идущие планы.

4. Нельзя отбирать «гаджеты» у «игреков». Про «игреков» вполне справедливо можно сказать, что они живут в своих «гаджетах». В общении с ними нужно стремиться использовать как можно больше новых технологий. Не нужно их заставлять вести бумажные графики и отчеты. Эти меры увеличивают эффективность «игреков» и их интерес к работе.

5. Нужно быть интересным «игреку». Это поколение привыкло к развлечению. Они не любят, когда их учат, однако сами очень любят учиться. Если что-то предоставляет им и развлечение, и развитие одновременно, они будут преданы этому делу с энтузиазмом.

6. Нужно найти «игреку» друзей. Несмотря на огромное количество друзей в социальных сетях, «игреки» остаются одинокими. Виртуальное общение все еще не способно заменить реальное. Однако проблема в том, что представители этого поколения в большинстве своем не умеют общаться с людьми. Вовлекая их в коллектив и помогая им чувствовать себя частью семьи, можно им дать то, чего «игрекам» не хватает.

7. «Игрекам» нужно четко оговаривать «дедлайн». Они понимают, что такое сроки, однако часто их не соблюдают. По- этому нужно жестко перед ними ставить временные рамки и штрафы за их несоблюдение[14]. Примеры использования знания особенностей представителей поколения «Y» в пастырской работе:

Финансовая практичность

Одна из упомянутых отличительных черт «игреков» — это их вы- раженная финансовая практичность. Представители данного поколения росли в эпоху перемен и отсутствия финансовой стабильности: Перестройка, распад Советского Союза, 90-е годы, кризисы и т. д. Это повлияло на то, что сегодня «игреки» стремятся контролировать свои расходы и отдавать себе отчет в том, куда идут их средства.

Именно поэтому среди претензий к Православной Церкви представите- ли поколения «Y» на первом месте упоминают те, которые связаны именно с деньгами. «Игреку» сложно понять, куда идут деньги, оставленные им в храме. Более того, «игреки» не понимают, за что они отдают деньги.

Для того, чтобы исправить ситуацию, возможно, имеет смысл добавить немного прозрачности в финансовую жизнь прихода.

Например, каждый месяц можно на доске объявлений возле храма размещать краткий финансовый отчет, поясняющий сколько было получено и потрачено на конкретные приходские нужды средств: благотворительность, миссионерская работа, воскресная школа, налоги, коммунальные платежи, ремонт храма и т. д.

Еще один метод деактивации данной проблемы заключается в том, чтобы позволить самим людям решать сумму жертвы за требы, свечи, записки и т. д. Очень показателен в этом плане опыт некоторых приходов Белорусской Православной Церкви.

В таком случае, если человек видит, что храм занимается действительно полезной работой, и оставленные им средства не идут «на машину настоятелю», часто он возвращается снова и меняет свое отношение к Церкви на более положительное.

Вера в технологии

Одна из отличительных черт поколения «Y» — это вера в технологии. Глядя на то, как развиваются современные технологии, «игреки» все больше убеждаются, что нет ничего невозможного: если сегодня чего-то нет, то завтра обязательно это что-то изобретут, построят или вырастят[15]. То есть, с точки зрения «игрека», с помощью науки и технологии может быть описан любой процесс, а для любой проблемы может быть найден алгоритм объяснения.

Именно этим можно объяснить скептическое отношение молодежи к внешней составляющей богослужения и жизни Церкви.

Так, согласно одному из исследований миссионерской лаборатории Минской духовной академии, значительная часть современной невоцерковленной молодежи считает, что в Православной Церкви обрядоверие преобладает над, собственно, верой, что богослужение перенагружено непонятной символикой и излишней патетикой.

Сюда же можно отнести распространенное мнение о том, что вера, якобы, «противоречит науке».

Для решения этой проблемы, возможно, следует особо следить за не- допущением в миссионерской и пастырской работе примитивизации догматов Церкви, ее традиции и обычаев (пример — «специализация» святых), избегать недолжного обоснования веры (например, через чудеса). Необходимо объяснять «игрекам» ключевые моменты православного ве- роучения и церковной жизни.

Также немаловажно уметь разделять важное и второстепенное в христианском благовести (например, в случае необходимости не спешить с настаиванием на строгом «дресс-коде»).

Обращение внимания исключительно на «интересное»

Поколение «Y» к делу, которое не вызывает у них интереса, относится равнодушно. Речь здесь, конечно, не идет о превращении церковной жизни в «увлекательное представление».

Прежде всего, необходимо научиться использовать в миссионерской работе с «игреками» интересные для них формы, например — социальные сети, видеоблоги, «живые журналы» и т. д. В качестве примера можно привести YouTube-канал «Батюшка ответит»[16], где священник с использованием современных технологий говорит на языке, понятном «игрекам», на темы, их волнующие.

Также повышению уровня «интересности» миссионерского слова может способствовать привлечение инструментов риторики, употребление нетрадиционных и неожиданных формулировок христианских истин, организация миссионерских богослужений и т. д.

Эта мировоззренческая черта приводит к тому, что каждого отдельного человека «игреки» оценивают вовсе не по принадлежности к организации, статусу или возрасту, а исключительно по личным качествам. В полной мере это относится и к священнослужителям.

Именно поэтому особое значение здесь приобретают такие понятия, как личность и образ пастыря, отношение его к собственному слову, умение работать с аудиторией и т. д.


Примечание:

[1]  Тимошенков С., иер. Формы, методы и направления современной внутренней миссии. — Жировичи: молодежное миссионерское Братство при МинДС, 2016. — С. 2.

[2] Тимошенков С., иер. Формы, методы и направления современной внутренней миссии. — С. 2.

[3] Бернейс Э. Кристаллизация общественного мнения. — М.: ООО «И. Д. Вильямс», 2015. — С. 17.

[4] Королько В. Г. Основы паблик рилейшнз. — М.: Рефл-бук, — 2000. — С. 209.

[5] Иерей С. Тимошенков. Доклад на Белорусских рождественских чтениях 2016 г.

[6] Антипов А. От молчаливых до игривых // Теория поколений в России RuGenerations [Электронный ресурс]. — 2010. — Режим доступа : https://rugenerations.su/2009/04/30/ от-молчаливых-до-игривых/#more-151. — Дата доступа : 8.04.2017.

[7] Соколова Н. Поколение игрек / Н. Соколова // Профиль [Электронный ресурс]. — 2016 ИДР — Формат — Режим доступа : http://www.profile.ru/arkhiv/item/58878-pokolenieigrek-58878. — Дата доступа : 08.04.2017.

[8]  «Беби-бумеры» (от англ. Baby Boom) — дети, родившиеся после Второй мировой войны в сравнительно благоприятных экономических условиях конца 1940-х — 1950-х годов.

[9] Асташева Ю. В. Теория поколений в маркетинге // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Экономика и менеджмент [Электронный ресурс]. — 2014. — Режим доступа : http://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-pokoleniy-v-marketinge. — Дата доступа : 09.04.2017.

[10] Поколение МеМеМе (русск. ми-ми-ми) — шутливое название «эхо»-поколения, родившихся в конце 90-х, начале 2000-х, образованное от англо-американского фонетического выражения несерьезности отношения представителей данного поколения к окружающей действительности.

[11] Соколова Н. Поколение игрек // Профиль [Электронный ресурс]. — 2016 ИДР — Формат — Режим доступа : http://www.profile.ru/arkhiv/item/58878-pokolenie-igrek-58878. — Дата доступа : 08.04.2017.

[12] Соколова Н. Поколение игрек // Профиль [Электронный ресурс]. — 2016 ИДР — Режим до- ступа : http://www.profile.ru/arkhiv/item/58878-pokolenie-igrek-58878. — Дата доступа : 08.04.2017.

[13] Хохлова Д. Поколение Y: как ставить задачи сегодняшним двадцатилетним // [Электронный ресурс]. — 2015. — Режим доступа : https://vc.ru/p/generation-z#. — Дата доступа 09.04.2017.

[14] Armour S. Generation Y: They’ve arrived at work with a new attitude // USA TODAY [Электронный ресурс]. — 2008 USA TODAY, a division of Gannett Co. Inc. — Режим доступа : http:// usatoday30.usatoday.com/money/workplace/2005-11-06-gen-y_x.htm. — Дата доступа: 8.04.2017.

[15] Шамис Е. Поколение игрек // Теория поколений в России RuGenerations [Электронный ресурс]. — 2010. — Режим доступа : https://rugenerations.su/2010/10/01/поколение- игрек/#more-725. — Дата доступа : 07.04.2017.

[16] https://www.youtube.com/channel/UCfOMwpnqvDj49hTicfmhKDg.

Источники и литература

1. Тимошенков С., иер. Формы, методы и направления современной внутренней миссии. — Жировичи : молодежное миссионерское Братство при МинДС, 2016. — 12 с.

2. Тимошенков С., иер. Доклад на Белорусских рождественских чтениях 2016 г.

3. Бернейс Э. Кристаллизация общественного мнения. — М. : ООО «И. Д. Ви- льямс», 2015. — 272 с.

4. Королько В. Г. Основы паблик рилейшнз. — М. : Рефл-бук, 2000. — 524 с.

5. Armour S. Generation Y: They’ve arrived at work with a new attitude // USA TODAY [Электронный ресурс]. — 2008 USA TODAY, a division of Gannett Co. Inc. — Режим доступа : http://usatoday30.usatoday.com/money/workplace/2005-11- 06-gen-y_x.htm. — Дата доступа: 08.04.2017.

6. Антипов А. От молчаливых до игривых // Теория поколений в России RuGenerations [Электронный ресурс]. — 2010. — Режим доступа : https:// rugenerations.su/2009/04/30/от-молчаливых-до-игривых/#more-151. — Дата досту- па : 08.04.2017.

7. Асташева Ю. В. Теория поколений в маркетинге // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Экономика и менеджмент [Электронный ресурс]. — 2014. — Режим доступа : http://cyberleninka.ru/article/n/teoriyapokoleniy-v-marketinge. — Дата доступа : 09.04.2017.

8. Соколова Н. Поколение игрек // Профиль [Электронный ресурс]. — 2016 ИДР — Режим доступа : http://www.profile.ru/arkhiv/item/58878-pokolenieigrek-58878. — Дата доступа : 08.04.2017.

9. Хохлова Д. Поколение Y: как ставить задачи сегодняшним двадцатилетним // [Электронный ресурс]. — 2015. — Режим доступа : https://vc.ru/p/ generation-z#. — Дата доступа 09.04.2017.

10. Шамис Е. Поколение игрек // Теория поколений в России RuGenerations [Электронный ресурс]. — 2010. — Режим доступа : https://rugenerations. su/2010/10/01/поколение-игрек/#more-725. — Дата доступа : 07.04.2017.

11. https://www.youtube.com/channel/UCfOMwpnqvDj49hTicfmhKDg.

иерей Александр Кухта — Минская духовная академия, магистратура, 1 курс.