- Санкт-Петербургская Духовная Академия - https://old.spbda.ru -

Иерей Андрей Волков. Развитие христианства в Малой Азии и в Европе в I веке по Р. Х., историко-археологические свидетельства

Реальную картину распространения христианства за пределами Иудеи мы можем оценить по Книге Деяний Апостолов, написанной св. евангелистом и апостолом Лукой. Надо отметить, что Евангелие от Луки и Книга Деяний представляет собой одно произведение, и начало проповеди и распространение христианства мы можем проследить уже в последних главах Евангелия. Сцена Вознесения Господа является ключевой, именно она легла в основу проповеди первых миссионеров[1] (Лк 24:50). Тогда число апостолов и ближайших их сподвижников едва ли достигало 120 человек[2]. Но уже после событий Пятидесятницы и сошествия Святого Духа число приверженцев евангельской проповеди начинает расти. Мало кто тогда в Иерусалиме понимал значимость этого события для всей мировой истории. Многие тогда называли это сообщество первых христиан «назорейской ересью» (Лк 24:5).

Далее последовала первая смелая проповедь апостола Петра (Деян 2:14-36), избрание архидиаконов (Деян 6:1–7) и знаковое событие для всей Церкви — крещение сотника Корнилия (Деян 10:1–44). С этого момента христианство начинает распространяться и в языческой среде. После- дующие события, связанные с обращением Савла, и увеличение числа христиан из язычников заложили основу миссионерской проповеди христианства по всему греко-римскому миру[3]. Апостол Павел своими миссионерскими усилиями положил начало этому процессу. О проповеди других апостолов за пределами Палестины также есть исторические сведения.

В контексте изучения малоазийского региона нас интересуют помимо апостола Павла фигуры таких апостолов как Филипп (он проповедовал в Иераполе во Фригии, где, по всей вероятности, и был погребен — до сих пор сохранились руины мартириума апостола Филиппа) и знаковая для всей Азии фигура святого апостола Иоанна Богослова, которому и посвящено данное исследование. Если масштаб проповеди апостола Иоанна Богослова мы в достаточной степени отразили на страницах исследования, то теперь необходимо кратко рассмотреть и другие апостольские миссии — апостола Павла и апостола Филиппа.

Первые биографические сведения об апостоле Павле мы находим в Книге Деяний, где он предстает в образе гонителя Церкви (Деян 9:1–2; 21:4–5). Но последующие события имели для Савла решающее значение. На пути в Дамаск ему было явление Господа Иисуса Христа. После чего Савл претерпевает полное нравственное перерождение и становится активным проповедником христианства по всей территории Римской империи[4].

Жизнь и миссионерские труды апостола Павла наиболее полно в настоящее время изучены благодаря работе археологов в Израиле, Турции, Греции и Италии. Он довольно много времени провел в древних городах — Иерусалиме, Дамаске, Афинах, Коринфе, Ефесе и Риме[5].

По происхождению апостол был евреем из Тарса Киликийского (территория южной Турции),[6] получил хорошее образование в Иерусалиме у прославленного в то время раввина Гамалиила и, возможно, был знаком и с эллинской премудростью[7].

За время своего миссионерского служения апостол Павел предпринял несколько путешествий. Его проповедь, в основном, коснулась городов Малой Азии. Главным образом, он путешествовал пешком в сопровождении одного или нескольких спутников. Для столь длительного путешествия удобно было воспользоваться сетью римских дорог, которые до римлян возводили персы. Дорожная сеть начиналась в южной Месопотамии в городе Сузы и доходила до Сардиса в Малой Азии. Общая протяженность этого пути составила 1 700 миль (2 738 км). Эта дорожная сеть через каждые 24 км имела почтовые станции, что было весьма удобно для путешественников. Так же апостол активно использовал и морские торговые пути[8].

Во время апостола Павла морская торговля была широко развита. Многочисленные торговые суда бороздили Средиземное море. Из Египта суда транспортировали пшеницу в Рим. Апостол Павел также пользовался этим маршрутом (Деян 27:6). Причем зачастую такие суда были перегружены и часто терпели крушения, делая морской путь не самым безопасным. Как правило, суда строились из дерева и имели один или несколько парусов. Изображение этих транспортных средств со- хранилось на фресках из города Помпеи в Италии. В длину они были от 15 до 28 метров. Современными археологами найдено несколько таких судов, датировать которые можно периодом I — IV веков н. э. Так в 1999 году было найдено несколько торговых судов в городе Пиза в Италии[9]. Все эти находки позволяют исследователям получить более полную кар- тину средств передвижения во времена апостола Павла.

Помимо того, что апостол Павел был евреем по крови, он так же имел римское гражданство[10], которое, скорее всего, было унаследовано им от отца или от другого родственника в Тарсе (Деян 22:3). В миссионерских путешествиях апостолу также помогало знание языков, помимо греческого, он знал арамейский и, по всей видимости, латинский языки. Все это способствовало проповеди Евангелия и росту христианских общин по всему побережью Средиземного моря[11].

Кесария Палестинская (греч. Καισάρεια; лат. Caesarea Maritima или Caesaraea Palaestina)

Город был основан Иродом великим и служил главным портом в Иудее[12]. Сотник Корнилий и его семья были среди первых римских граждан, которые стали христианами (Деян 10:1). Апостол Павел пользовался этим портовым городом чаще, чем другими (Деян 9:30; 27:1–2), и регулярно возвращался суда из своих миссионерских путешествий (Деян 18:22; 21:8).

Дворец, построенный Иродом, выполнял функцию претории (местом постоянного пребывания губернатора провинции)[13]. Во время апостола Павла губернаторами провинции были — Феликс (52–60 гг. н. э) и Фестус (Порций Фест) (59–62 гг. н. э.). Этот дворец упоминается как место допроса апостола Павла и, возможно, как место предварительного заключения (Деян 23:35). Этот дворец на сегодняшний день раскопан археологами, часть его находится под водой[14].

Иродом Великим был также построен театр на 4 тысячи зрителей, он примечателен тем, что на одном из блоков сохранилась надпись Pontius Pilate, что отсылает нас непосредственно ко временам Господа Иисуса Христа и подтверждает евангельские события. Как повествует Иосиф Флавий, именно в этом театре мучительно умер Ирод Агриппа. Первоисточник упоминает, что он был заживо съеден червями[15]. Книга Деяний дает более полные сведения на этот счет и повествует, что Ирод был поражен ангелом (Деян 12:20–21), после чего мучительно скончался.

Есть материальное подтверждение тому, что апостол Павел неоднократно посещал этот город. Археологами были выкопаны два больших здания той эпохи, и в одном из них сохранилась надпись из послания апостола Павла к Римлянам: «Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых» (Рим 13,3). Хотя эти надписи относятся археологами к IV или V пятому веку н. э., но для изучения Нового Завета имеют определенную ценность[16].

Саламина (др.-греч. Σαλαμίς) и Пафос (Кипр)

Варнава, который был спутником апостола Павла, — уроженец Кипра (Деян 4:36). В ходе первого миссионерского путешествия апостол посещает Кипр (Деян 13:2–4). Саламина находится в 200 км от порта острова Кипр[17]. Это небольшое римское поселение в настоящее время найдено и раскопано. Среди руин найдены и идентифицированы театр, гимназиум и банный комплекс римского типа[18]. Из исторических и библейских источников мы знаем, что на Кипре было большое еврейское поселение (1 Макк 16:16–23). И поэтому неудивительно, что апостольская проповедь начинается именно в синагоге (Деян 13:5). Далее проповедь распространяется в глубь острова и заканчивается в Пафосе (на западной оконечности острова). Там апостол встречается с римским проконсулом Сергием Павлом, который так же принимает крещение[19]. Именно с этого момента в повествование Книги Деяний автор вносит изменение: Савл начинает именоваться Павлом и скорее всего это неслучайно[20].

В Пафосе археологи обнаружили около гавани остатки многих римских вилл, которые были богато украшены мозаичными полами. Также здесь была найдена надпись с именем Сергия Павла, подтверждающая историческое существование этого персонажа из Книги Деяний. Именно на Кипре у апостола Павла возникает традиция проповеди в синагоге, а затем и в других кругах общества. И тенденция наличия среди друзей апостола Павла высокопоставленных чиновников так же берет начало здесь[21].

Афины (греч. Αθήνα)

Второе миссионерское путешествие апостол Павел вновь предпринял по территории Малой Азии, посещая общины, которые были основаны им ранее (Деян 15:36-18,22). После основания Церквей в Македонии в Филиппах и Фесалонике, он отправился на юг в Афины[22]. Необходимо отметить, что к моменту посещения апостолом (50 гг. I века) Афины уже утратили статус крупного столичного города. Но все же некоторые из императоров — Адриан — пытались вернуть городу былую славу, щедро украшая его и возводя новые архитектурные сооружения. К середине I века Афины больше походили на небольшой университетский городок с интересом к упражнению в философии и риторике[23]. Эта особая полемичность жителей отразилась и на апостоле Павле во время его пребывания в афинском Ареопаге (Деяния 17:17), где его оппонентами были стоики и эпикурейцы[24]. Центральным местом жизни города была Агора, которую украшало большое количество скульптур, статуй и алтарей античных божеств. Этот аспект и насторожил апостола, так как такая синкретическая практика ассоциировалась им с идолами и вызывала определенные сложности для проповеди Евангелия[25].

В Афинах христианство впервые сталкивается с синкретическим язычеством греко-римской империи, и надо отметить, что эта проповедь испытывала трудности[26]. И лишь спустя десятилетия процесс десакрализации язычества достигнет успеха.

Коринф (др.-греч. Ϙόρινθος, греч. Κόρινθος)

Из Афин апостол Павел направляется далее по узкому перешейку, который ведет в Коринф[27]. Город имеет богатую историю до завоевания его римлянами. Географическое положения сыграло главную роль в истории города — он располагался на узком перешейке шириной около 5,6 км шириной. Этот перешеек ведет к самой южной чести Греции — полуострову Пелопоннес. Уже в шестом столетии до н. э. исторические источники свидетельствуют о том, что греки построили на нем каменную мощеную дорогу, которая служила для перегруза тяжелых судов и перетаскивания легких. Это был самый безопасный путь для судов, так как южная оконечность Пелопоннеса была рискованна для морской навигации[28]. В 1950 году эта дорога была обнаружена и раскопана археологами. При Юлии Цезаре Коринф становится колонией Рима, город еще более укрепился и приобрел большую значимость[29].

Археологические раскопки в Коринфе ведутся уже более 100 лет. И многие из найденных артефактов свидетельствуют о восемнадцати- месячном пребывании там апостола Павла. Один из самых больших и значимых объектов города — храм Аполлона с его знаменитыми дорическими колоннами, который был воздвигнут примерно за 500 лет до посещении города апостолом Павлом. Так же раскопан Форум (или Агора), Театр, Одеон, Термы и Гимназиум[30].

Для апостола Павла Коринф представлял интерес не только из-за того, что город был одним из крупнейших центров античности. В городе была большая еврейская община. Книга Деяний упоминает супружескую пару — Акилу и Прескиллу, которые после гонений Клавдия на евреев переселились сюда из Рима (Деян 18:1–2). В Коринфе была найдена табличка с надписью: СИНАГОГА ЕВРЕЕВ[31]. Хотя некоторые исследователи идентифицируют ее с более поздней синагогой III века н. э.[32]

Одно из наиболее интригующих открытий в Коринфе — надписанный тротуар, обнаруженный около театра, 9 метровый фрагмент которого сохранился до наших дней. Надпись содержит имя Ераст[33]. Это довольно редкое имя для I века н. э. Поэтому исследователи идентифицируют его с Ерастом, который упоминается в послании к Римлянам апостола Павла (Рим 16:23). Так же апостол Павел упоминает это имя во втором послании к Тимофею (2 Тим 4:20). Таким образом, этот знатный человек стал сотрудником миссии святого апостола Павла[34].

Репутация Коринфа в нравственной сфере была очень сомнительная. У античных историков был даже специальный термин — коринфовать, который описывал безнравственное поведение жителей города. Страбон[35] упоминает о храме Афродиты, который возвышается на 575 метров над уровнем моря. При храме был оргиастический культ, а тот факт, что в городе было две гавани и город активно занимался торговлей, говорит о том, что постоянно росло число участников этих бесчинств[36]. Апостол Павел в своем первом послании к Коринфянам описывает нравственные проблемы общины (1 Кор 5:1; 6:9; 11).

Более чем столетие раскопок в Коринфе раскрыло большую часть города и предоставило нам достаточно ясную картину жизни одной из самых ранних Церквей в Европе.

Ефес (лат. Ephesus, греч. Ἔφεσος)

По возвращении из Коринфа апостол Павел посещает один из самых больших и развитых мегаполисов античности — Ефес. Население города составляло более 200 тысяч человек[37]. В Ефесе также была еврейская община[38]. Город был финансовым центром всей Малой Азии и исполнял роль столицы римской провинции Азии[39]. В Книге Деяний описывается миссия апостола в этом городе и проблемы проповеди, с которыми он здесь столкнулся — бунт серебренника Димитрия (Деян 19:23–41). В городе был очень популярен культ Артемиды, в честь которой был построен величественный храм.

Античный мегаполис почти полностью раскопан и найдено множество объектов, которые посещал апостол Павел — Библиотека Цельса, улица Куретов, Гимназиум и Стадион. В городе были очень популярны гладиаторские бои и лошадиные бега. В своих посланиях апостол часто использует образы, взятые им из увиденного во время пребывания в городе (1 Кор 9:25-26; 1 Тим 6:12; 2 Тим 4:7).

Археологические раскопки в городе дают нам много ценной информации для изучения миссионерской деятельности святых апостолов Павла и Иоанна Богослова, который также проповедовал здесь.

Рим (лат. Roma)

Это один из самых густонаселенных городов Европы в I веке н. э. — не менее миллиона человек проживало в нем, включая рабов[40]. История города начинается за 800 лет до христианской эры, и за этот период времени Рим из маленького поселения на реке Тибр превратился в столицу громадной империи. В городе были многочисленные густонаселенные кварталы, в то время как знать проживала в загородных виллах[41].

Город славился грандиозным Форумом, который был окончательно построен во время императора Августа. Главной достопримечательностью Рима является Колизей (амфитеатр), хотя во время пребывания апостола в Риме он находился в состоянии реконструкции, которую начал император Веспасиан (69–79 гг. н. э.). В городе был также большой Стадион, вмещавший не менее 60 тысяч человек, размеры которого со- ставляли 615х200 метров[42].

Апостол Павел два года находился под домашним арестом в Риме и проповедовал (Деян 28:16; 28:30–31). На этом и заканчивается повествование Книги Деяний. Некоторые исследователи предполагают, что он был казнен здесь после срока заключения. Другие выдвигают версию о том, что апостол был освобожден из-за отсутствия существенного обвинения. Некоторое время спустя он вновь был заключен под стражу. В Риме остались останки этой тюрьмы, в одной из камер которой мог содержаться святой апостол[43].

Во время одного из таких лишений свободы апостол Павел встретил Онисима, беглого раба из города Колоссы. После проповеди Онисим становится христианином. Так появляется послание к Филимону, которое было написано в Риме. Хотя есть и другая версия о месте написания послания — Ефес, где апостол мог также быть в заключении.

Апостол Павел, очевидно, был казнен в 67 или 68 г. н. э. во время правления императора Нерона, который был известен нетерпимостью к христианам[44]. Таким образом заканчивается эпоха апостола язычников, который заложил прочный фундамент проповеди христианства в античном мире. Его дело продолжат другие апостольские миссии в Малой Азии — апостолов Филиппа и Варфоломея и апостола Иоанна Богослова.

Проповедническая деятельность апостола Филиппа связана с фригийским городом Иераполем, в котором он и претерпел мученическую смерть около 80 года н. э. По Преданию, ему выпал жребий проповеди именно в этом регионе.

По Преданию, после миссионерского путешествия по Сирии и Парфии, апостол Филипп прибыл в Лидию и Мисию, здесь к нему присоединился апостол Варфоломей. В одном из Лидийских селений они встретили святого апостола Иоанна Богослова и вместе с ним отправились во Фригию. Придя в Иераполь, Иоанн Богослов разлучился с апостолами, предоставив им город для проповеди.

В Житии апостола Филиппа сказано, что когда он пришел в Иераполь, там «было много языческих храмов, в том числе храм, посвященный змеям, где обитала огромная ехидна» (Никифор Каллист, «Церковная история»). Речь здесь может идти о Сабазии — верховном фригийском божестве, которого греки отождествляли с Дионисом. Символом Сабазия во Фригии действительно служил змей. Апостол Филипп силой молитвы умертвил ехидну и исцелил многих укушенных змеями. В числе исцеленных была жена правителя города Анфипата, принявшая христианство. По наущению жрецов храма ехидны Анфипат приказал распять святых апостолов Филиппа и Варфоломея.

Во время казни началось землетрясение, и народ, видя происходившее, стал требовать снятия с креста апостолов. Апостол Варфоломей, снятый с креста, был еще жив и, получив освобождение, крестил всех уверовавших жителей Иераполя. После чего он скончался и был похоронен на высоком холме, а впоследствии, когда гонения на христиан прекратились, в начале V столетия здесь был построен храм (мартириум Филиппа). В 560 году мощи апостола Филиппа были перенесены в Рим, в крипту базилики Двенадцати Апостолов, где они находятся и сейчас[45].

Храм (мартириум) апостола Филиппа необыкновенно интересен с точки зрения церковной археологии. Если смотреть сверху, мы увидим два креста, вписанные в круг, который, в свою очередь, вписан в квадрат таким образом, внутри квадрата получается восьми- конечная звезда. Между кругом и квадратом находятся 44 зеркально симметричные комнаты сложной конструкции (предположительно, это помещения для паломников или священнослужителей). Получается необычайно красивое и совершенное по формам архитектурное сооружение. Вся эта конструкция по кругу имеет 8 арочных переходов, а над каждым из которых выбит какой-то древний христианский символ, не повторяющийся на другой арке. Этот удивительный храм, сохранённый для нас историей, и место, на котором он стоит, представляют не только научный интерес, но и увлекают своей неповторимостью и оригинальностью.

Таким образом, мы видим, что большинство городов Малой Азии и Европы были охвачены проповедью Евангелия. Усилия святых апостолов Павла, Филиппа, Варфоломея и Иоанна Богослова не прошли даром. Проповедь имела успех повсеместно. Но также со времен основания первых общин начинаются и первые трудности — сопротивление языческого мира, а чуть позднее и официальной римской власти. Апогеем апостольских миссий же становится христианизация всей империи при императоре Константине.


Примечание:

[1] Ramsay Sir W. Pictures of the Apostolic Church. Its life and teaching. London: 1910. Р xi.

[2] Hoffmeier James K. The Archaeology of the Bible. Oxford, 2008. P. 166.

[3] Ramsay Sir W. Pictures of the Apostolic Church. Its life and teaching. Р. 14.

[4] Ramsay Sir W. Pauline and other studies in early Christian history. London: 1906. Р. 33.

[5] Ramsay Sir W. Pictures of the Apostolic Church. Its life and teaching. Р. 160.

[6] Макрей Дж. Жизнь и учение апостола Павла / Пер. с англ. Черкассы: «Коллоквиум», 2009. С. 19.

[7] Ramsay Sir W. St. Paul the traveller and the Roman citizen . London: 1896. Р. 35.

[8] Ramsay Sir W. Pictures of the Apostolic Church. Its life and teaching. Р. 176.

[9] Hoffmeier James K. The Archaeology of the Bible. P. 171.

[10] Макрей Дж. Жизнь и учение апостола. С. 22.

[11] Ramsay Sir W. Pictures of the Apostolic Church. Its life and teaching. Р. 98.

[12] Hoffmeier James K. The Archaeology of the Bible. Р. 172.

[13] Ibidem.

[14] Ibidem.

[15] Hoffmeier James K. The Archaeology of the Bible. Р. 172.

[16] Hoffmeier James K. The Archaeology of the Bible. P. 173.

[17] Ramsay Sir W. St. Paul the traveller and the Roman citizen . Р. 71.

[18] Hoffmeier James K. The Archaeology of the Bible. P. 173.

[19] Фабрис Р. Павел. Апостол народов. С. 139.

[20] Макрей Дж. Жизнь и учение апостола Павла. С. 130.

[21] Hoffmeier James K. The Archaeology of the Bible. P. 174.

[22] Макрей Дж. Жизнь и учение апостола Павла. С. 178.

[23] Фабрис Р. Павел. Апостол народов. С. 233.

[24] Там же. C. 235.

[25] Ramsay Sir W. St. Paul the traveller and the Roman citizen . Р. 240.

[26] Фабрис Р. Павел. Апостол народов. С. 241.

[27] Там же. C. 242.

[28] Ramsay Sir W. St. Paul the traveller and the Roman citizen. Р. 248.

[29] Hoffmeier James K. The Archaeology of the Bible. Oxford, 2008. P. 175.

[30] Ibidem.

[31] Hoffmeier James K. The Archaeology of the Bible. Oxford, 2008. P. 176.

[32] Фабрис Р. Павел. Апостол народов. С. 249

[33] Макрей Дж. Жизнь и учение апостола Павла. С. 190.

[34] Макрей Дж. Жизнь и учение апостола Павла. С. 191.

[35] География VII.6.20.

[36] Ramsay Sir W. St. Paul the traveller and the Roman citizen . Р. 246.

[37] Макрей Дж. Жизнь и учение апостола Павла. С. 205.

[38] Фабрис Р. Павел. Апостол народов. С. 283.

[39] Там же. С. 272.

[40] Hoffmeier James K. The Archaeology of the Bible. P. 180.

[41] Ramsay Sir W. St. Paul the traveller and the Roman citizen. Р. 345.

[42] Hoffmeier James K. The Archaeology of the Bible. P. 180.

[43] Ramsay Sir W. St. Paul the traveller and the Roman citizen. Р. 357.

[44] Макрей Дж. Жизнь и учение апостола Павла. С. 88.

[45] Akurgal E. Ancient Civilizations and Ruins of Turkey. Р. 176.


Источники и литература

Источники

1. Novum Testamentum Graeca. K. Aland. (Eds). 27th edn. Stuttgart: Deutsche Bibelgesellschaft. 1993.

2. Tischendorf C. Acta Apostolorum apocrypha. Lpz., 1851.

3. Страбон. География. М.: «Наука», 1964.

Литература

4. Akurgal E. Ancient Civilizations and Ruins of Turkey.

5. Hoffmeier James K. The Archaeology of the Bible. Oxford, 2008.

6. Merrill C. Tenney. New Testament Survey / Edition 2. Eerdmans, William B. Publishing Company. 1985.

7. Mommsen, Theodor. History of Rome: Volume 5. Оnline edition.

8. Ramsay Sir W. Pauline and other studies in early Christian history. London: 1906.

9. Ramsay Sir W. Pictures of the Apostolic Church. Its life and teaching. London: 1910.

10. Ramsay Sir W. St. Paul the traveller and the Roman citizen . London: 1896.

11. Макрей Дж. Жизнь и учение апостола Павла / Пер. с англ. Черкассы: «Коллоквиум», 2009.

12. Фабрис Р. Павел. Апостол народов / Пер. с итал. Тимофеевой В. М.: «Паолине», 2008.

Иерей Андрей Волков — студент Санкт-Петербургской Духовной Академии, аспирантура