- Санкт-Петербургская Духовная Академия - https://old.spbda.ru -

Иерей Николай Скоморох. Применение психологии в пастырском душепопечении

На сегодняшний день одна из обсуждаемых тем среди священнослужителей и психологов является вопрос о допустимости или не допустимости использования опыта психологии в практике пастырского служения. Есть несколько мнений по этому вопросу, первое из которых заключается в том, что не нужно включать и использовать в пастырском служении психологию, пусть каждый занимается своим делом. Другое мнение — диаметрально противоположно, смысл которого в том, что нужно пользоваться тем положительным опытом и знаниями, которые есть в психологии, как вспомогательным средством.

Конечно, можно понять тех, кто считает, что есть Священное Писание и Предание Церкви и этого вполне достаточно, а ко всему остальному (имеется ввиду не церковный опыт), относятся настороженно, потому что неизвестно откуда берется этот опыт, как этим пользуются, и т. д. Отчасти это так — есть много того, что не соотноситься с христианством. Но мы знаем, что Бог дал миру два вида откровения: Письменное откровение и откровение через видимый мир, природу, т. е. естественное откровение, и одно никак не противоречит другому, но дополняет и раскрывает каждое. Библия не утверждает, что Она содержит всю истину, и все полезное знание, которое есть в мире: «Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг», пишет апостол Иоанн Богослов. Поэтому нельзя же говорить, что все, что выходит за рамки Священного Писания и Предания — не истина и не годится. Это ошибка. Хотя никто не говорит, что церковного опыта и Предания не хватает для того, чтобы руководствоваться ими для жизни и нашего спасения[1], но мы говорим о том, что не стоит вообще отворачиваться от опыта и знания из других областей, наук, которые могут быть полезными, в сочетании с церковным опытом, для церковной миссии. И одной из таких научных сфер, дисциплин является психология, которая занимается изучением, исследованием человека, его развития, особенностей человеческой психики, мышления, поведения и т. д.

Конечно, не все, что содержится в психологии, мы можем без оглядки и смело использовать — там есть множество теорий и практик, которые не приемлемы с точки зрения христианского откровения и мировоззрения. Однако, мы не должны отвергать психологию полностью, из-за того, что там есть ошибки или теории, практики которые расходятся с библейским, христианским мировоззрением и учением. Мы же не отвергаем медицину целиком, несмотря на то, что она осуществляет аборты, эвтаназию и т. п. Мы пользуемся тем, что является полезным для нас и не противоречит христианским принципам. То же самое и в отношении психологии — некоторые части знания и опыта, которые не противоречат библейским принципам, могут быть использованы вместе и наряду с христианским и святоотеческим опытом, дополняя и обогащая его. «Теории, которые можно фильтровать через Писание, могут и должны использоваться на практике. Такое тщательное исследование является дополнительным преимуществом, поскольку оно помогает лучше понять проблему и возможные решения. Теории психологии должны быть отфильтрованы через Писание в двух целях: устранить ложное в этих теориях и сохранить то, что в них истинно»[2].

На наш взгляд, священнослужитель, неся свое пастырское служение в различных областях и сталкиваясь с различными людьми и ситуациями, нуждается в опыте и знании, накопленные психологией. Почему? Мы живем в современном мире, среди людей, которые ежедневно со- прикасаются с теми или иными проблемами, и мы не сможем оказать им помощь, дать мудрый совет, если не будет иметь представления об их трудностях и о том, как их можно решать. Поскольку человек представляет собой единое целое, состоящее из духа-души-тела, и когда он (человек) приходит за советом к священнику, то невозможно разделить духовное от душевного и проблема, таким образом, представляет из себя некий сплав духовно-психической проблематики. Священнослужителю приходится сталкиваться с бытовыми и межличностными ситуациями, соответственно приходится решать как духовные, так и душевные — психические вопросы. Следовательно, нужно быть образованным и максимально полно экипированным, для того чтобы служить Богу и людям наилучшим образом. То есть необходимо соответствующее знание, без которого наша помощь может оказаться не действенна и либо ничего не произойдет, не будет никаких изменений, либо, что хуже, будет причинен вред. Конечно, никто не говорит о подмене пастырства психологией, и это одна из опасностей — из священника превратится в психолога. Но смысл в том, чтобы психология с ее опытом и знанием о человеке, не отвергалась, но использовалась как дополнение, подспорье в деле душепопечения[3].

Психология, как наука, представляющая собой многолетний опыт практики и исследований в различных сферах, через призму Писания может быть полезной в различных областях. Так, например, возрастная психология содержит в себе для пастыря огромный багаж знаний относительно психологических (интеллектуальных, эмоциональных, социальных, личностных и. т.д.) особенностей человека на разных этапах его развития и возрастов, рассказывает о кризисах и переломных моментах в жизни каждого человека, которые неизменно затрагивают каждого человека на протяжении всей его жизни — знание этого поможет пастырю выявить актуальные проблемы, которые заботят и волнуют человека, в тот или иной период жизни, и подскажет, как взаимодействовать с тем или иным человеком и чем ему помочь. Например то, что подойдет для семилетнего ребенка, не подойдет для подростка.

Другая область — семейная психология, так же является источником опыта и знания для священнослужителей, которым так или иначе при- ходится сталкиваться с семейными проблемами. И этот список можно продолжать…

Однако известно, что существует большое количество направлений в психологии, «крайнее разнообразие течений, отсутствие общепризнанной системы науки, огромные психологические различия между от- дельными психологическими школами»[4], каждая из которых по своему определяет предмет для исследования, в каждом направлении свое представление о человеке, свой подход к пониманию его развития, методика работы с ним и т. д. Поэтому для православного человека особенно интересно и важно становление такого молодого направления как православная психология. С одной стороны, как сами верующие люди, так и священнослужители могут получить помощь, консультацию, чтобы разобраться в каком-либо психологическом вопросе, зная, что это не будет противоречить православному вероучению, с другой стороны — желание самих психологов, по большей части тех, которые исповедуют христианскую, православную веру, заниматься психологией в христианской парадигме, где ценности, убеждения, вера и православное представление о человеке, в частности, соотносилась бы с их профессиональной деятельностью. Поскольку «признание духовного опыта, погружение в него вовсе не означает отказа от реальных достижений научной психологии. Наоборот, это приведет к ее обогащению, сделает ее более интересной и привлекательной, а, соответственно, более деятель- ной и действенной…»[5]. Поэтому, даже если, как говорят сами психологи, научная, консервативная психология еще «присматривается», только приглядывается к такому молодому направлению и наличие в нем духовного компонента — тем более важно помогать научному сообществу знакомиться с духовной жизнью, открывать, объяснять значение того или другого аспекта духовной реальности. В этом видится еще одно поле взаимодействия священнослужителей и психологов в научном сообществе с просветительской и миссионерской целью разъяснения православного вероучения.

Таким образом, мы увидели, что применение психологии в пастырском душепопечении на сегодняшний момент является актуальным и практически полезным. Из краткого описания возможных областей для сотрудничества психологии и Церкви мы можем видеть насколько психология, связанная с святоотеческой традицией намного глубже делает понимание человека и позволяет шире применять знания на практике.


Примечание

[1] Cloud H., Townsend Jh. How people grow. Grand Rapids, MI: Zondervan. 2001. p. 191.

[2] McCarron J. M. An Integration Of Biblical Principles In Counseling: Psychology Filtered Through Scripture. 2004. p. 15.

[3] McCarron J. M. An Integration Of Biblical Principles In Counseling. Р. 11.

[4] Ланге Н. Н. Психический мир: Избр. психол. тр. — М.; Воронеж, 1996. С. 72.

[5] Зинченко В. П. Посох Осипа Мандельштама и Трубка Мамардашвили. К началам органической психологии. — М., 1997. С. 268.


Источники и литература

1 Зинченко В. П. Посох Осипа Мандельштама и Трубка Мамардашвили. К началам органической психологии. — М.: Новая школа, 1997. — 336 с.

2 Ланге Н. Н. Психический мир: Избр. психол. тр. — М.: Ин-т практ. психоло- гии; Воронеж: МОДЭК, 1996. — 367 с.

3 Cloud H., Townsend Jh. How people grow. Grand Rapids, MI: Zondervan. 2001. — 368 p.

4 McCarron J. M. An Integration Of Biblical Principles In Counseling: Psychology Filtered Through Scripture. 2004. — 33 p.

Скоморох Николай, священник — студент Санкт-Петербургской Духовной Академии, аспирантура