- Санкт-Петербургская Духовная Академия - https://old.spbda.ru -

Иеромонах Афанасий (Букин). Крестный путь пастыря

Истинная жизнь во Христе описана простыми словами Евангелия, но это учение усваивается нами с великим трудом. Мы тысячи раз слышим одни и те же слова Писания, но до конца не улавливаем их смысл. В центре сегодняшнего Евангельского чтения – диалог между воскресшим Спасителем и апостолом Петром.

Традиционно считается, что именно в этом диалоге было восстановлено апостольское достоинство Петра. Всем нам известны эти слова обращенные Господом к Своему ученику: «Симоне Ионин любишь ли ты Меня?»»(Ин 21:16) Трижды задает этот вопрос Христос Петру. Многим из нас известно, что в греческом тексте этот вопрос звучит каждый раз несколько иначе. При этом напряженность вопроса как бы спадает по нисходящей. Если в первый раз формулировка вопроса очень жесткая и страшная для Петра: «Любишь ли ты Меня больше них? (см. Ин 21:15) Любишь ли ты Меня настолько, что готов умереть со Мною, даже если все покинут Меня, как ты утверждал это раньше?» То на третий, последний раз он смягчается и в этом постепенном смягчении можно увидеть с одной стороны обличение Петра, а с другой это та планка, та высота, которую перед Петром и всеми нами ставит Спаситель.

Удивителен ответ Петра, он пронизан смирением и осознанием собственного недостоинства, несоответствия этой высокой планке: ««Так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя» (Ин 21:15). Но не как я думал раньше, без Твоей помощи, Твоей благодати моя любовь к Тебе весьма ограничена. Теперь я знаю, что способен на предательство и не могу утверждать, что моя любовь к Тебе столь возвышена». После этого смиренного признания Господь указывает Петру на то служение, которое Он ему уготовал – «паси овец Моих» (Ин 21:17). Стать пастырем Своего стада, Своей Церкви призывает Господь Петра, а в его лице всякого священнослужителя. Однако Господь указывает и на то, каким непростым является пастырское служение.

В человеческих организациях иерархия как правило строится по принципу пирамиды, на вершине которой находится человек, власть которого практически не ограничена. И все, кто ниже, обязаны нести этого человека на своих плечах. Но церковная иерархия, по мысли митрополита Сурожского Антония, призвана строиться по совершенно иному принципу, в ней иная, обратная парадигма взаимоотношений, это перевернутая пирамида строящаяся на отношениях жертвенной любви и взаимного доверия. Как говорил покойный Сербский Патриарх Павел: «Чем выше положение, занимаемое тобой в Церкви, тем больше ты должен служить. Только земные господа «властвуют», а в Церкви все служат». На вершине же этой пирамиды находится Сам Христос, несущий на Себе всю ее тяжесть. И власть Его заключается в превосходящей всякое разумение распинаемой за мир Божественной любви. «Истинная власть – в служении» и пастырь уподобляясь Христу «должен все глубже входить в это служение, светлая кульминация которого обретается на Кресте».

В связи с этим с особенной силой звучат слова сказанные Господом Петру: «когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь» (Ин 21:18). При рукоположении священнослужитель в некотором смысле вступает в брак со своей паствой. С этого момента он уже не полностью принадлежит себе и должен идти туда куда призовет его Господь.

Мы с вами, придя в эту духовную школу уже ответили на призыв Господа, а потому мы никогда не должны забывать то, к чему обязывает нас это призвание. Путь всякого христианина, а в особенности пастыря – это крестный путь, ориентиром на котором служит Крест Христов. И девизом этого пути могут быть слова сказанные одним из величайших пастырей в истории христианской Церкви, апостолом Павлом, в его послании Галатийской Церкви: «А я не желаю хвалиться, разве только Крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят и я для мира» (Гал 6:14). Аминь.



Проповедь студента 4 курса бакалавриата Санкт-Петербургской православной духовной академии иеромонаха Афанасия (Букина) на 11-е воскресное евангелие  (Ин 21:17-25) за Всенощным бдением в академическом храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова 7 сентября 2013 года.