- Санкт-Петербургская Духовная Академия - https://old.spbda.ru -

Иеромонах Афанасий (Букин). Поражение, ставшее триумфом

Священное Писание очень мало говорит нам о Божией Матери, на Богородичные праздники мы читаем каждый раз одни и те же слова, и порой перестаем даже вслушиваться в них. Однако, с самого своего рождения Святая Церковь испытывала особое почтение к Той, через Которую воплотилось Слово. Без Ее «Да!» (Лк 1:38), невозможно было бы Его «Совершилось» (Ин 19:30). И каждый праздник посвященный Пресвятой Деве Церковь встречает с особым ликованием и восторгом.

Сердцу русского человека Матерь Божия оказалась особенно близкой и родной. Вся Священная история нашей Родины проникнута Ее любовью, Ее заботой, Ее заступничеством, Ее Покровом. И сегодняшний праздник приоткрывает нам завесу над тайной русской души.

Если мы взглянем на историю праздника, то, размышляя, чисто по-человечески, мы увидим, что события произошедшие в тот день были скорее нашим позором. И не нам, а грекам подобало бы отмечать этот праздник. Фактически мы празднуем поражение нашего войска силою Божией и заступничеством Девы Марии под стенами Константинополя. Однако, это военное поражение обернулось триумфом веры. Пройдет столетие, и Русь станет христианской страной, а с Византией у нас начнутся тесные отношения. И Покров Пресвятой Богородицы простертый некогда над жителями Константинополя, распространится и на наш народ.

Вопреки нашей человеческой логике в Греции этот праздник оказался позабыт, а наши предки, наоборот, поставили его практически на один уровень с двунадесятыми Богородичными праздниками. В чем же смысл столь парадоксальных и по-человечески непонятных действий?

Апостол Павел говорит, что «мы имеем ум Христов» (1 Кор 2:16). Перемена ума – покаяние – стоит в основе христианской жизни. Подлинное покаяние лежит и в основе сегодняшнего торжества. Ведь, приняв христианскую веру от греков, русский народ оглянулся назад и переосмыслил свою историю, и увидел в ней заботливую руку Пресвятой Богородицы. И все те поражения, которые русские Ее заступничеством претерпели от греков, теперь были восприняты как уроки любви от Нее. Ведь теперь Она стала и нашей Заступницей, и нашей Ходатаицей. Теперь и над нами Ее защитный Покров, и нам не страшны никакие враги. И действительно, в истории нашей Родины можно вспомнить множество случаев заступничества Божией Матери, одно их перечисление заняло бы не один час.

Но совсем недавняя наша история учит нас, казалось бы, совершенно иному. Те страдания Русской Церкви и русского народа, которые выпали на их долю в XX веке, как кажется, совсем не вписываются в картину безупречной защиты и непробиваемого покрова. Как можно увязать в сознании ту боль, те страдания, тот страх, через которые прошла Церковь и вместе с ней вся Россия в XX веке? Неужели Та, Которая все эти столетия была Заступницей нашего народа, отвратила от него Свое Лицо? Неужели Она нас больше не любит? Неужели все эти мученики и страдальцы не задевают Ее сердце?

Но, рассуждая так, мы забываем Священное Писание. «Это можно понять, если только вспомнить, как Она стояла у Креста Сына Своего Единородного и ни словом не обмолвилась, ни криком, ни слезой не умолила, чтобы Его не распинали, потому что Она знала, что Сын Божий, ставший Сыном Человеческим через Нее, пришел для того, чтобы жить, учить и отдать Свою жизнь для спасения человеческого рода.» [1]

Мы с трудом можем представить себе ту муку сердца, которую испытывала в этот момент Пречистая, лишь отдаленно мы можем понять это, вслушиваясь в канон, который поется на повечерии в Великую Пятницу: «Уязвленным Тебя видя, и бесславным, нагим на Древе, Чадо Мое, внутренне разгораюсь, рыдая как Матерь» [2]. Однако, мы можем с уверенностью сказать, что также горько для Нее видеть страдания Его Церкви, Его Мистического Тела.

И, конечно же, Она не оставила Своей заботой Русскую Церковь в тяжкую годину гонений. Не переставали к Ней взывать и русские верующие люди. И не без Ее помощи Церковь Русская пережила страшное время гонений, не без Ее помощи была одержана Великая Победа в Великой войне, не без Ее помощи Церковь восстала практически из пепла после окончание богоборческого режима.

И мы должны не забывать о Ее любви к нам и отвечать Ей взаимностью. А наибольшим проявлением любви с нашей стороны является следование за Ее Сыном. Мы, христиане, должны помнить, что мы не только люди, которые веруют во Христа, но мы Его ученики, и «от Него мы получили в наследие заповедь любить друг друга так, как Он возлюбил нас, иметь такую любовь, которой земля не знает» [3]. И для нашей Возлюбленной Заступницы не будет большей радости, если этой заповеди мы будем следовать во всех обстоятельствах и скорбях больших и малых. Будем помнить, «что скорбь наша – это скорбь Христова, что несем мы эту скорбь, потому что мы Христовы, потому что мы – тело Христово на земле» [4], продолжение Его воплощенного присутствия в мире. Аминь!

Проповедь студента 4 курса бакалавриата СПбПДА иеромонаха Афанасия (Букина) на всенощном бдениинакануне праздника Покрова Пресвятой Богородицы в академическом храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова, произнесенная им 13 октября 2013 года.


[1] Антоний (Блум), митр. Покров Божией Матери. / Электронная библиотека «Митрополит Сурожский Антоний». – URL: http://www.mitras.ru/archive/061014.htm (11.10.2013) [2] Канон на повечерии в Великую Пятницу / (пер. – иером. Амвросий (Тимрот)). – URL: http://azbyka.ru/bogosluzhenie/triod_postnaya/post7sb_pv.shtml (11.10.2013) [3] Антоний (Блум), митр. Покров Божией Матери. / Электронная библиотека «Митрополит Сурожский Антоний». – URL: http://www.mitras.ru/archive/061014.htm (11.10.2013) [4] Там же.