- Санкт-Петербургская Духовная Академия - https://old.spbda.ru -

Иеромонах Геннадий (Поляков): Узкий путь совершенства

Из Евангелия мы знаем рассказ о богатом юноше, который пришел и обратился к Господу нашему Иисусу Христу. Этот человек был добрым и благочестивым, потому что когда Господь стал перечислять заповеди Моисея: не убивай, не прелюбодействуй, не кради, чти отца и мать – то есть элементарный нравственный уровень, юноша с уверенностью сказал: «да, все это я исполняю с детства».  Однако он, видимо, все же чувствовал, что ему чего-то не хватает в жизни, что Бог ждет от него большего, и поэтому он спросил: «а чего еще мне недостает?». И вот тогда Господь открыл перед ним новый, более высокий уровень бытия, открыл путь к совершенству. Он сказал: «Если ты хочешь быть совершенным, то пойди, раздай все свое имение, приходи и следуй за Мною». И, возможно, что именно в этот момент юноша представил, какая жизнь его ждет на этом пути – представил, как он отказывается от своего богатого, большого дома, теряет прислугу, теряет, быть может, уважение, которое обычно сопровождает материально благополучного человека. Вместо всего этого его ждет нищета, презрение со стороны окружающих, гонение или даже смерть за своего Божественного Учителя, за новую веру. Видимо, он ужаснулся этой перспективе и поэтому с болью, конечно, со скорбью в душе отступил от Христа, осознавая, что у него нет сил, чтобы выбрать именно этот путь.

Каждый из нас призван Господом к совершенству – все миряне, а уж тем более служители Церкви. Каждый из нас мог оказаться на месте этого юноши. Господь мог бы и нам сказать – не обязательно: «продай все свое имение», тем более, что у студента этого имения не так много – но кому-то он мог сказать: «если хочешь быть совершенным – откажись от чревоугодия, откажись тех лакомств без которых ты как будто уже и не можешь жить»; другому может быть сказал: «откажись от пустословия, от бесконечного обсуждения недостатков всех своих ближних»; третьим еще что-то…  Таким образом, Он каждому дал целебное лекарство, которое помогло бы нам исцелить и победить все страсти, гнездящиеся в сердце. И эти страсти необходимо победить, какая бы тяжелая внутренняя борьба не предстояла нам на этом пути – без этой борьбы невозможно спастись.

Настоящие подвижники всегда любили эту внутреннюю борьбу с грехом, стремились к ней, даже считали ее главной целью своей жизни. Старец Паисий Афонский приводит в пример одного отшельника, к которому пришли люди и, увидев, что он плачет, спросили, чем же он так расстроен? В ответ подвижник пожаловался на то, что сегодня у него не было никакого искушения, поэтому он ни с чем не боролся, ни с какой страстью, и поэтому чувствует, что не стяжал никаких венцов, которые привели бы его в Царство Небесное.

Таким должен быть и наш с вами подход, надо благодарить Бога за то, что мы учимся в этих духовных школах, где нам предоставляется прекрасная возможность для борьбы со страстями. Конечно, намного приятнее проводить время летних каникул, отдыхать от забот и трудов, встречаться с родными и близкими, заниматься любимым делом – то есть быть предоставленными самим себе. Но здесь есть и определенная духовная опасность –привыкая жить по своей собственной воле, мы склоняемся к тому, чтобы исполнять заповеди Божии только тогда и в такой степени, когда нам этого хочется, а если же не хочется, то можем их временно и игнорировать.

Возвращаясь же с каникул, начиная новый учебный год, мы оказываемся в довольно жестких рамках: с нас постоянно что-то требуют, нас контролируют и, конечно же, это не всегда приятно, это вызывает ропот, раздражение, недовольство. Но нужно понимать, что эти жесткие рамки спасительны, они помогают нам идти к совершенству. Конечно, есть возможность и в этих условиях искать себе какие-то поблажки, хитрить, изворачиваться, лгать, но этот путь отказа от духовной борьбы всегда бывает наказан – в этом случае мы всегда будем чувствовать, что принадлежим страстям, живем в духовной неполноценности, пустоте, нас всегда будут мучить скука и тоска. К сожалению, у многих студентов это проявляется, особенно на старших курсах. Не надо надеяться на то, что после выпуска все это само собой пройдет – нет, это будет нас преследовать всю жизнь, на каком бы приходе мы ни оказались, на каком бы месте мы ни жили. Эта скука, душевная пустота, расслабленность побеждается только внутренней борьбой со страстями, только выбором этого пути, который ведет к совершенству, ведет к Богу. Конечно, эта борьба всегда очень трудна и неприятна, особенно поначалу. Бывает даже легче потерять какую-нибудь часть своего тела, чем вырвать из души мучающую нас страсть, которая въелась и уже стала как бы нашей природой. Но если мы все-таки будем каждый день делать над собой это усилие, то в один прекрасный момент мы почувствуем, что освободились от этой страсти, что тот груз, тот камень, что висел на нашей душе, вдруг куда-то исчез, нам стало легко и хорошо. После же придет и благодать Божия, которая даст нам такую радость в сердце, которую не дадут никакие земные блага.

Проповедь иеромонаха Геннадия (Полякова) за Божественной литургией в академическом храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова 31 августа 2014 года.