- Санкт-Петербургская Духовная Академия - https://old.spbda.ru -

Иеромонах Геннадий (Поляков). Воскрешение Лазаря: на пути к страстям.

Воскрешение Лазаря в некотором смысле является переломным моментом в земной жизни Спасителя. Именно после этого события противники Христовы и принимают окончательное решение Его убить. Конечно, и ранее происходило много удивительных чудес, в том числе и воскрешения мёртвых. Но все эти чудеса ещё можно было как-то перетолковать, объяснить случайностью или легковерием людей.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие отцы, братия и сестры! Сегодня мы празднуем воскрешение из мёртвых Лазаря Четверодневного. Лишь немногие евангельские чудеса удостоились особого воспоминания Церкви, и среди них – сегодняшнее событие. «Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже» – поёт сегодня святая Церковь. Трагедия грехопадения, произошедшая на заре человечества, принесла людям самые разнообразные виды зла. Здесь есть нравственное зло, социальная несправедливость, ложь, эстетическое уродство. Но самым страшным следствием греха стала смерть. В ходе истории люди предпринимали разнообразные попытки устранить зло из своей жизни, но даже самые смелые мыслители беспомощно останавливались перед всемогуществом смерти. Её признают злом неотвратимым, как бы установленным изначально законом природы, делающим в конечном счёте бессмысленной всю нашу земную жизнь. Её не может победить никто из людей, её может победить только Бог.

Обратим внимание на то, что воскрешение Лазаря является единственным евангельским событием, когда Христос заплакал. Эти слёзы – указание на то, что вершиной христианской нравственности является не какое-то равнодушное ко всему бесчувствие, не бесстрастие философа или мудреца, но сострадание к горю другого, невозможность быть счастливым и спокойным, когда ближнему плохо. Если даже всеблаженный Бог способен плакать при виде чужого горя, то и мы никогда не должны быть к этому горю равнодушны. Наши сострадательные слёзы являются выражением истинной любви, попыткой хоть как-то помочь несчастному. Однако если человеку сострадает другой человек, то он способен только облегчить горе, но не совсем устранить его из жизни. Когда же сострадает Бог, то здесь уже становится возможным устранить саму причину несчастья, даже такую страшную, как смерть, поскольку для Господа нет ничего невозможного. От нас требуется только твёрдая вера в Его всемогущество. И поэтому Спаситель говорит Марфе: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрёт, оживёт. Веришь ли сему?» (Ин 11:21). И когда она твёрдо исповедует эту веру, происходит великое чудо. Любовь Божия побеждает даже саму смерть, которая на первый взгляд кажется непобедимой.

Воскрешение Лазаря в некотором смысле является переломным моментом в земной жизни Спасителя. Именно после этого события противники Христовы и принимают окончательное решение Его убить. Конечно, и ранее происходило много удивительных чудес, в том числе и воскрешения мёртвых. Но все эти чудеса ещё можно было как-то перетолковать, объяснить случайностью или легковерием людей. В данном же случае всемогущество Божие было засвидетельствовано самой физической реальностью. Если Христос способен вернуть к жизни даже разлагающийся, кишащий червями труп, то для Него нет ничего невозможного. А там уже скоро наступит время, когда Он воцарится, и тогда привыкшие к власти иудейские священники окажутся не у дел. Чтобы этого не случилось, следует действовать немедленно, здесь враги Господа уже не гнушались никакими средствами. И поэтому великое проявление Христовой любви к Своему близкому другу Лазарю становится вступлением к высочайшему проявлению Божественной любви ко всем людям –  позорной смерти на Кресте ради искупления грехов падшего человечества. Таким образом, сегодняшний праздник становится вратами, открывающими перед нами события Страстной седмицы. А впереди уже сияет светлое Христово Воскресение, несущее нам твёрдую надежду на всеобщее воскресение из мёртвых и будущее вечное блаженство в Царстве Божием. Аминь.


 Проповедь, произнесенная иеромонахом Геннадием (Поляковы) в храме апостола Иоанна Богослова за Божественной литургией 27 апреля 2013 года.