- Санкт-Петербургская Духовная Академия - https://old.spbda.ru -

Иеромонах Лука (Пронских). Путь к воскресению лежит через Голгофу

Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Прошло три недели от начала великопостного поприща, три недели трудов, направленных на очищение себя, своего сердца от скверны грехов. Удивительно вовремя Святой Церковью установлено почитание, воспоминание Святого Креста Господа Иисуса Христа и Его страданий, которое дает силы преодолеть духовную усталость и продолжить дорогу к Светлому Воскресению Христову.

«Возсияй Кресте Господень… имже слезное потребися сетование, и смертных сетей избавихомся, и к присному веселию приидохом… воздаяние подаждь воздержания рабом твоим, верно просящим твое богатное заступление и велию милость», – воспевает Церковь в песнопениях этих дней.

Вспоминая Крестную смерть Спасителя можно погрузиться в размышление о своей собственной Голгофе, своем Кресте, о котором Господь говорит в Евангельском чтении: «Иже хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возьмет крест свой, и по Мне Грядет» (Мк 8:34). Эти удивительные слова поражают каждого человека, и не оставляют нас в спокойствии. У многих эта фраза вызывает недоумение или смущение, но эти слова имеют очень важное значение для каждого христианина.

Желаемый образ жизни для современного человека – это бесконечная череда удовольствий и наслаждений, человек пытается изо всех сил максимально обеспечить себя комфортом, рискует своей жизнью, жертвует самим собой, собственным здоровьем, страдает от неимоверного желания порочной жизни. Человек страдает от наркотической зависимости, от любви к страсти, от собственного греха и стремления к греховной жизни, он не отвергается себя и не несет Креста, о котором говорит Господь. Такие страдания не приводят человека к спасению. Но часто бывает так, что Господь по неизреченной Своей любви к этому человеку устраивает его жизнь совершенно иным образом, словно обращает ее вспять. И дает возможность понести настоящие, крестные страдания – болезни, потери, скорби, для спасения души, для очищения своего сердца. Это страдания посылаются Богом, они не от самого человека. Именно это и является Крестом, о котором говорит Господь.

По мысли святителя Филарета Московского «отречься – значит отказаться от пристрастия». Естественные потребности тела не должны довлеть над бесценным даром человека – его душой. Господь не говорит, что нужно пренебречь необходимыми для жизни вещами: пищей, водой, одеждой, но нельзя иметь пристрастия к ним. «Кая бо польза человеку, аще приобрящет мир весь, и отщетит душу свою» (Мк 8:36). Отречься от пристрастия, от страстей, это значит отвергнуть себя, принять Христа в свою душу, по слову Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, «превратить страдание, которое кажется бессмысленным и ненужным, в способ спасения и духовного возрастания».

Несение Креста сопровождается терпением. Святые отцы дают определение терпению: «Терпение есть непрекращающееся благодушие». Что же такое благодушие? Благодушие – это удивительная красота души, доброта, понимание всех событий своей жизни через осознание, что все они от Бога происходят, все скорби, поношения, болезни. Пример такого благодушия являют нам новомученики и исповедники ХХ и ХХI веков. Христиане видят, как убивают других христиан, как их распинают и поносят, но Божественная благодать Божия как некий магнит притягивает их к Богу, несмотря на тяжкие испытания. Святые мученики идут на свою Голгофу, на свой Крест, не отрекаясь от своего Спасителя…

Способен ли на это современный человек? Чтобы отвергнуть себя, переступить собственный эгоизм и гордыню, есть замечательная возможность: во время духовной весны – Великого поста не ослабевать в молитве, оставить «обычную житейскую гордость, быть прилежными к богослужению, не унывать в искушениях», открыть свое сердце Богу. Необходимо сделать хоть один, но решительный шаг навстречу к Нему, и Он по великой любви, обязательно даст силы и успокоение сердца. Аминь.

Проповедь студента I курса магистратуры Церковно-практической кафедры заочного отделения Санкт-Петербургской Духовной Академии иеромонаха Луки (Пронских), произнесенная за Божественной литургией в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова в Неделю Крестопоклонную Великого Поста 3 апреля 2016 года.