- Санкт-Петербургская Духовная Академия - https://old.spbda.ru -

Игорь Колосовский. Перед Богом все равны

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Иисус Христос в своих поучениях обращался ко всем без исключения, но Его слова по-разному воспринимались слушателями. Так, мытари и грешники находили в них надежду, помощь, утешение. Фарисеи и книжники – лишь повод к обвинению и осуждению.

Неоднократно в Евангелиях мы можем видеть, как Христос пытается изменить привычный и определенный образ религиозной жизни, который больше не отвечал воле Божией.

Сегодняшняя притча, которую мы слышали за Божественной литургией, содержит важную мысль о том, что перед Богом все равны. Сама притча находится в Евангелии от Луки, одной из главных мыслей которого является спасение абсолютно всех людей. Данная притча является яркой иллюстрацией этого факта.

Иудеи полагали, что пришествие Мессии будет исключительно для них. Но Аврааму уже было обещано, что в нем благословятся все племена земные (Быт. 12, 3). С приходом в мир Спасителя исполнилась правда Божья, т.е. осуществились все обещания Божии, данные израильскому народу, но также был проложен путь к тому, чтобы сбылось сказанное у пророка Исаии о том, что к дому Господню «потекут все народы» (Ис. 2, 2). Поэтому Иисус Христос общался со всеми теми, кто не принадлежал к народу израильскому. Иудеи всех их считали грешниками, т.е. не исполняющими Божьи заповеди. Но Господь входит в общение с ними, знаком чего служили совместные трапезы. Сами трапезы на Востоке рассматривались как оказание чести, призыв к миру, доверие, братство и прощение, т.е. общность в жизни. Тем самым Христос указывал на то, что они нуждаются в спасении, и что любовь Божья относится также и к ним. Такое милосердие иудеи не сразу готовы были принять (Лк. 15, 1-2).

Данная притча в тексте Евангелия расположена в контексте этой проблемы. Само поведение сына является резким и вызывающим. Просьба сына дать ему его наследство, в то время как отец был в добром здравии, считалось оскорбительной. Равносильно было сказать: «Отец, я не могу дождаться твоей смерти!» Далее в дальней стране сын расточает свое имение. Желание насладиться жизнью, ощутить все удовольствия – вот что движет им. Наконец, бедствия, происшедшие с ним, заставляют его вернуться с покаянием к отцу. К сожалению, и мы зачастую в своей жизни обращаемся к Богу только после случившихся с нами бедствий. Мы же должны стремиться к тому, чтобы всегда оставаться верными Богу.

Отец ждал своего сына. Видно это из того, что он побежал к нему на встречу. Реакция отца является необычной, так как уважаемый человек в длинной одежде на Востоке никогда не бегает. Он проявляет к нему глубокое сердечное чувство, отцовскую любовь и сострадание. И именно такое поведение отца является центральной и главной мыслью в притче. Таким образом, притчу можно назвать притчей о милосердном отце. Это является ответом на выше обозначенную нами полемику между Христом и фарисеями: Бог готов принять всех и простить всю тяжесть грехов. В своей жизни мы должны вести себя точно так же, как сказано «будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6, 36).

Старший сын является отражением фарисеев, возмущающихся тем, что Господь распространяет Свою милость на недостойных (Лк. 15, 1-2). Поведение старшего сына, таким образом, заслуживает более суровое осуждение, чем младшего, поскольку он не хочет принять родного брата просто потому, что он является ему братом, и не желает разделить радость своего отца, который простил покаявшегося сына. Отец предлагает принять старшему сыну новый порядок вещей: не служба ради вознаграждения, а участие в общем деле. При этом участвовать должны все.

Таким образом, и мы не должны пренебрегать всеми, кто не принадлежит к христианству, и не скорбеть, когда Бог награждает обратившихся к Нему людей, которые совсем недавно не знали Его. Нам необходимо помнить, что и мы получили дар Святого Духа не по делам нашим, а по благодати – даром.

Будем же стремиться к тому, чтобы наше поведение было такое же, как у отца в этой притче. Пусть нас не одолевает уныние, когда согрешим, зная, что Бог готов принять нас всегда. Будем всегда хранить Ему верность и не препятствовать Богу спасать других людей. Аминь.

Проповедь студента II курса академии Игоря Колосовского, произнесенная на Божественной литургии 20 февраля 2011 года, в Неделю о блудном сыне, в академическом храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова.