- Санкт-Петербургская Духовная Академия - https://old.spbda.ru -

Иван Колонтаев. Принесем покаяние, чтобы вернуться в селения рая

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие отцы, братия и сестры! Время Великого Поста есть путь, который ведет нас к празднику Пасхи, в котором человеческий род избавился от чувства вины за грех Адама через воссоединение Божественного и человеческого в Господе Иисусе Христе. На протяжении всех недель Великого Поста Церковь нам предлагает библейские повествования из Ветхого Завета, и сегодня мы слышали паремию из книги Бытия, в которой говорится о грехопадении Адама и Евы. Этот библейский сюжет известен каждому, кто начинал читать Библию, но сегодня хотелось бы обратить ваше внимание на такие слова: «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел» (Быт 3:6).

 Бог сотворил мир прекрасным и все Свои творения хорошими, венцом же творения является человек. Он создан по образу Божьему и поэтому должен уподобляться свойствам Своего Создателя, Который, по слову евангелиста Иоанна Богослова, есть Любовь.

Адам и Ева находились в полном доверии и любви к Богу, они могли вкушать плоды от всех деревьев, в том числе и дерева жизни, которое давало бессмертие, но должны были воздерживаться от вкушения с дерева познания добра и зла, чтобы исполнять заповедь Господа Бога и не умереть. «…Ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт 2:17). Что же могло подтолкнуть первых людей к нарушению заповеди и каким образом те, кто сотворены по образу и подобию Божию без порока, могли вдруг совершить грех?

В начале своего разговора Ева относилась к дереву с осторожностью, но когда змей уничтожил в ней страх смерти и пробудил в ней чувства к познанию и могуществу, тогда отношение к запрету изменилось, и, следовательно, появилось недоверие к Богу, что Он может что-то скрывать. Вкусив запрещенного плода, она еще не чувствует греха и получает только наслаждение, тем самым ее недоверие к Богу возрастает и заповедь кажется уже не такой опасной. После этого она спешит к мужу, и он тоже становится участником этого поступка.  Таким образом, акт грехопадения проходит в  несколько этапов и можно увидеть психологию греха. В грехопадении Евы можно видеть три составляющие, которые Апостол Иоанн различает как «…похоть плоти, похоть очей и гордость житейская…» (1 Ин 2:16).

Но что любящий Бог Своей заповедью не есть от дерева познания мог скрывать от человека? Святой Григорий Богослов говорит: «Бог в раю дал человеку закон для упражнения в свободе». Этой заповедью Господь Бог оберегал человека от смерти. Вкусив плоды от запретного дерева, Адам и Ева нарушили закон Божий и проявили свое непослушание.

Вместе с падением человека пала вся природа. Человек сам отпал, и он не может уже руководить этим миром, который изменился, потеряв того, кто давал имена всем тварям.

Наша задача – вернуться к Богу, проявив послушание. Его голос звучит к нам через Священное Писание, через святых, нашу совесть. Если мы теряем эту связь с Богом и заглушаем нашу совесть, то остается полная смерть. Уходя все дальше от Бога, мы остаемся лишь прахом, который не будет иметь жизни в вечности.

Постные песнопения и чтения, и время поста есть возможность принести покаяние и принять Искупителя. Вот тут-то и приходит на помощь Святая Церковь. Всем чином своего богослужения, умилительными великопостными молитвословиями и песнопениями Она старается разбудить нашу спящую совесть, смягчить зачерствевшее в грехах наше сердце и возбудить в нас чувства раскаяния и умиления. Нелегко пробить ледяную кору греха, покрывающую нашу душу, нелегко согреть очерствевшее в грехах сердце. Поэтому Она и требует подвига молитвы в продолжении целой недели или по крайней мере несколько дней.

Дорогие отцы, братия и сестры, Пост есть «…мати целомудрия, обличитель грехов, проповедник покаяния, жительство ангелов и спасение человеков…» (Триодь постная, Понедельник 1-й седмицы святого поста. Стихира на стиховне утрени глас 5). Принесем свое покаяние и приобщимся спасительного Христова Тела и Крови, чтобы вернуться в селения райские.

Проповедь студента 3 курса бакалавриата Ивана Колонтаева, произнесенная за Литургией Преждеосвященных Даров в академическом храме Успения Пресвятой Богородицы в пятницу первой седмицы Великого поста 18 марта 2016 года.