- Санкт-Петербургская Духовная Академия - https://old.spbda.ru -

Иван Крутенко. Валаам – остров света!

Работа магистранта II курса церковно-исторического отделения академии Ивана Крутенко.

О, дивный остров Валаам! Рука Божественной судьбы Воздвигла здесь обитель рая, Обитель высшей чистоты.

Валаам… Какие только эпитеты не давали этому небольшому острову на севере Ладожского озера! Его называли «Северным Афоном», «Островом Преображения», «Раем на земле», епископ Игнатий (Брянчанинов) назвал его «Ступенью к Небу», дети любят именовать его «Сказочным островом», ученые — «Феноменальным».

Одна из версий перевода слова «Валаам» – «Земля света» (от фин. valamo, где valo – свет, maa — земля). С одной стороны — естественного солнечного света, которого на Валааме в среднем на 30 дней больше, чем на материке, за счет меньшей облачности, с другой — того неизреченного, фаворского света, который не видит глаз, но чувствует сердце каждого приезжающего на остров человека.

Этот тихий свет пленил сердца первых валаамских иноков — основателей Валаамского монастыря преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, прибывших на остров, согласно церковной версии, в X веке из далеких «восточный стран», т.е. из Византии. Его чувствовали великие подвижники — преп. Арсений Коневский, преп. Александр Свирский, преп. Савватий Соловецкий, жившие на Валааме в средние века, когда монастырь называли «честною и великою лаврою» и когда он был духовным центром всего севера – подобно Троице-Сергиевой лавре в средней России и Киево-Печерской лавре на юге. Свет этот горел в сердце великого валаамского миссионера преподобного Германа Аляскинского, отправившегося в конце XVIII века на далекую Аляску и ставшего впоследствии одним из самых почитаемых святых Северной Америки. Горел он в сердце настоятеля Валаамского монастыря того времени — преподобного Назария Валаамского, который перед этим жил в Саровском монастыре и был наставником послушника Прохора (будущего преп. Серафима Саровского). Пленил он и сердце монаха Леонтия, жившего вместе с учениками старца преп. Паисия Величковского на валаамском скиту в честь Всех Святых и впоследствии ставшего первым оптинским старцем – преп. Львом Оптинским, возродившим на Руси традицию старчества. Носителями этого света были и простые валаамские монахи и послушники, число которых в XIX веке начинает превышать 1000 человек. Притягивал он на Валаам и многочисленных паломников не только со всех городов России, но и из более 30 стран мира. Среди них были императоры, великие князья, великие княгини, известные всему миру художники, писатели и композиторы. Большинство из них на всю жизнь полюбили этот маленький остров света, черпали в нем свое вдохновение, силы и находили на Валааме тот живой опыт веры, который изменяет и преображает как самого человека, так и его жизнь.

Особенно важным такой опыт был необходим и для будущих священнослужителей Церкви Христовой – воспитанников духовных школ.

Группы из семинарий и академий начинают приезжать на Валаам с конца XIX века. Уже с начала XX века такие поездки приобретают все более и более организованный характер. Так, например, в 1903 году состоялась одна из самых больших поездок на Валаам воспитанников Петербургской академии во главе с архимандритом Феофаном (Быстровым) и воспитанников Самарской духовной семинарии во главе с архимандритом Вениамином (Казанским). Будущий священномученик, отец Вениамин перед этой поездкой так писал обер-прокурору Св. Синода В.К. Саблеру: «На нее я возлагаю надежды большие. Все, кто путешествует, будет еще более сильными проводниками доброго влияния». Профессор Санкт-Петербургской духовной академии Александр Бронзов после путешествия на Валаам летом 1912 года писал в своих воспоминаниях: «Весьма отрадно, что в последние годы участились экскурсии на Валаам учащихся… Последним есть чему здесь поучиться. Пусть посмотрят на обитель, на скиты, на Валаамскую иноческую жизнь, послушают Валаамскую службу церковную, Валаамское пение… В их душе навсегда останутся благодетельные следы, которые помогут им потом не раз в течение дальнейшей их жизни, поддержат их…».

Помимо организованных поездок воспитанники духовных школ приезжали на Валаам и самостоятельно, во время летних каникул, на собственные средства. «Застал я в монастыре небольшую группу наших академических студентов, – писал профессор Александр Бронзов. — Один из них даже решил провести на Валааме полтора месяца, в Предтеченском скиту. Такому студенческому настроению я искренно порадовался и пожелал при встрече с ними, чтоб оно и впредь не ослабевало, а напротив – все более и более усиливалось и укреплялось…». Среди таких студентов был и будущий митр. Вениамин (Федченков), посетивший Валаам после 2 курса Санкт-Петербургской духовной академии, летом 1905 года. Через год, под впечатлением от поездки, он опубликует свое первое известное произведение «Записки студента – паломника на Валаам», известное также как очерк «На Северный Афон».

Традиция паломничества на Валаам не прекратилась и после революции в России. После объявления независимости Финляндии в 1917 году Валаам оказался на территории другого государства, где находился до 1940 года. Этот период в истории Валаама русские эмигранты назвали «Валаам — остров ушедшей России». Валаам в это время оставался одним из немногочисленных мест, где еще сохранялась та самая Россия, которая уже практически везде была потеряна. На Валаам в это время, также как и раньше, приезжали паломники из более 30 стран мира. Среди них были и студенты духовных школ, но только не из России, где они к этому времени были уже все закрыты, а из Франции — из Свято-Сергиевского института в Париже. В 1926 году студентом этого института стал валаамский инок Афанасий Нечаев, который передал свою любовь к Валааму другим студентам, и летом некоторые из них отправились в далекое путешествие на север, которое запоминалось им на всю жизнь. Некоторые из них всерьез мечтали после учебы вернуться на Валаам навсегда, также как и сам Афанасий Нечаев. Но жизнь судила иначе — все они остались служить в разных храмах Европы, где в это время не хватало священнослужителей. Сам Афанасий Нечаев впоследствии в Париже познакомился и стал духовным отцом для 17-летнего юноши Андрея Блума, впоследствии митр. Антония Сурожского. В 1938 и 1939 году на Валааме вместе со своими родителями побывал будущий студент Ленинградской духовной семинарии и академии – Алексей Ридигер, впоследствии Патриарх Московский и всея Руси Алексий. Свет Валаама произвел на него настолько сильное впечатление, что повлиял на всю его дальнейшую жизнь: «На меня, девяти- и десятилетнего мальчика, Валаам произвел неизгладимое впечатление. Архитектура монастыря и скитов, намоленность храмов, удивительная природа Северного края, духоносные старцы и насельники обители: их трудолюбие, открытость, доступность для каждого паломника и особая их чуткость – все это поражало. Во многом эти два посещения Валаама определили мой будущий жизненный путь».

После советско-финской войны в 1940 году монастырь на Валааме прекратил свое существование и эвакуировался в Финляндию. Однако традиция паломничества не прекратилась и в этот раз. В начале 60-х годов на Валааме был построен причал для судов большого водоизмещения, открылась турбаза, экскурсионное бюро, и начали приезжать десятки тысяч туристов из разных городов СССР. Вместе с туристами на Валаам тайно приезжали и верующие люди – помолиться и поклониться святыням закрытого монастыря. Среди них были и воспитанники духовных школ. Так, например, летом 1967 года вместе со своим духовным отцом и наставником митр. Никодимом (Ротовым) Валаам посетил студент Ленинградской духовной семинарии Владимир Гундяев, будущий Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Об этой поездке он вспоминал во время своего визита на Валаам летом 2009 года: «Собираясь в эту поездку, Владыка дал мне совершенно непонятное для меня распоряжение: он сказал, что мы едем на Валаам, чтобы совершить там первую Божественную литургию после закрытия обители. Я собрал все необходимое – евхаристические сосуды, малое облачение, и мы отправились на Валаам. Когда теплоход пристал к берегу и мы вышли на палубу, то погода была пасмурная… Надо было пешком идти, и дорога эта была нелегкой, но мы добрались до обители и стали искать место, где можно было бы совершить богослужение. Близко даже невозможно было подойти к этому храму, потому что велись какие-то работы, двери были заперты. На нашу настойчивую просьбу пропустить нас посмотреть нам ответили отказом. Тогда мы вышли за пределы монастырского каре, стали искать подобающее место для совершения литургии, и стопы наши направились на братское кладбище, и когда зашли мы в закрытый, поруганный кладбищенский храм, Владыка сказал: вот именно здесь и совершим Божественную службу. Я держал дощечку, на которой Владыка и совершал Божественную Евхаристию. В завершение службы, когда мы причастились, потребили Святые Дары, митрополит Никодим разоблачился и все было упаковано, в храм вошла группа экскурсантов. Мы вышли и к нашему величайшему удивлению обнаружили, что облака расступились и яркий свят солнечный светит прямо на храм, в котором только что была совершена первая после закрытия обители Божественная Евхаристия».

Через 2 года летом 1969 года уже студентом Ленинградской духовной академии, постриженный в монашество и рукоположенный в сан иеромонаха, студент Кирилл Гундяев повторно отправился в свое путешествие по Ладожскому и Онежскому озерам. Во время путешествия он оказался в группе православного экскурсовода – женщины, которую все слушали с большим интересом и вниманием. Он слушал ее и поражался тому, какую она имеет уникальную возможность для проповеди: «Эта женщина, — говорил он сам себе, — делает то, что ты не сможешь сейчас сделать как священник; ты не сможешь адресовать свое слово этим людям, невоцерковленным, не приходящим в храм, а она это делает».

И все же в советское время такие экскурсии были скорее исключением, чем правилом. Во всей полноте миссионерская деятельность на Валааме стала возрождаться только с возрождением монастыря в 1989 году и открытием паломнической службы в 1991 году. С этого времени был открыт и новый этап в традиции паломничества на Валаам воспитанников духовных школ. Они стали приезжать на остров не только потрудиться и пожить в монастыре некоторое время, но и в качестве экскурсоводов. В основном это студенты Санкт-Петербургской православной духовной академии и семинарии, которые нашли на Валааме огромный простор в деле практики миссионерской и просветительской деятельности.

Валаам в этом отношении находится в уникальном положении. Как и в былые времена, своей красотой он притягивает к себе огромное количество людей (в 2009 году их число превысило 140000 человек) из разных городов России и стран мира — школьников, студентов, учителей, преподавателей, бизнесменов, политиков, министров, космонавтов, людей верующих и неверующих, крещеных и не крещеных, живущих церковной жизнью и только-только вступающих в нее. Первоначальной целью их визита на Валаам часто бывает простое любование красотами природы, отдых, культурно-ознакомительная программа. Однако неожиданно для самих себя, помимо неописуемо прекрасной северной природы, они оказываются внутри православных храмов, в группе с православным экскурсоводом, иногда будущим священнослужителем, который знакомит их не только с историей острова и монастыря, но и, отталкиваясь от этого — с православными традициями, богослужением, таинствами Церкви. Во время таких экскурсий многие люди впервые заходят в храм, впервые слышат о том, что в нем происходит, узнают о Христе, о вере, об исповеди и Причастии. Возвращаясь обратно, они уже имеют не только общие представления о Церкви, но и самое главное — становятся носителями того доброго, что впустили в свое сердце на Валааме.

Воспитанники же духовных школ при этом приобретают богатый опыт: они учатся общаться с разными людьми, правильно выстраивать свой рассказ, отвечать на многочисленные вопросы, до последней минуты удерживать внимание каждого человека. И, кроме этого, как и все люди, они оказываются на Валааме в необыкновенной атмосфере внутренней и внешней красоты и света, которая незримо наполняет, питает и преображает душу. Для многих из них Валаам стал той доброй школой духовной жизни, которая оставляет в сердце знания и опыт на всю жизнь.

В 2009 году, в юбилейный для СПбПДАиС год 200-летия открытия академии, по инициативе епископа Гатчинского Амвросия, ректора Санкт-Петербургских духовных школ, была возрождена дореволюционная традиция паломничества на Валаам воспитанников духовных школ в составе больших групп. Первая такая поездка состоялась 7-8 мая 2009 года, в которой приняли участие 80 учащихся – выпускников академии, семинарии, регентского и иконописных отделений. Паломничество положило основание совершенно новой традиции – традиции путешествия на Валаам классов, заканчивающих обучение в стенах Санкт-Петербургских духовных школ и готовящихся вступать на совершенно новый жизненный этап служения Богу и людям.

Возглавил поездку лично ректор академии епископ Гатчинский Амвросий. Вместе с ним студенты обошли большую часть острова Валаам, посетили Всехсвятский скит, скит в честь Смоленской иконы Божией Матери, Никольский скит, Владимирский скит, скит в честь иконы Божией Матери Коневская, Гефсиманский и Воскресенский скиты. На игуменском кладбище по всем почившим игуменам и братии монастыря была отслужена заупокойная лития. Несмотря на огромные расстояния, которые студенты преодолевали пешком, усталости практически не чувствовалось, даже наоборот — все чувствовали себя счастливыми. По словам выпускников, путешествие проходило легко и незаметно, т. к. вся дорога пролегала среди удивительно красивой и вдохновенной природы острова. Отвесные скалы, покрытые деревьями, склоняющимися к озеру, огражденные гранитными стенами заливы, в которых спокойно дремлют чистые, как зеркало, воды – все это оставило неизгладимое впечатление в сердце каждого студента.

На второй день путешествия, 8 мая, ректор Санкт-Петербургской православной духовной академии епископ Гатчинский Амвросий в сослужении выпускников академии и семинарии в священном сане совершил Божественную литургию с молебеном в Спасо-Преображенском соборе Валаамского монастыря. А на прощание с Валаамом воспитанники Петербургских духовных школ все вместе с ректором спели с корабля известный гимн Валаамской обители «О дивный остров Валаам», в котором отражена вся история Валаама. Он был написан монахом Петром (Михайловым) и дополнен игуменом Харитоном (Дунаевым) в 1940-е годы. До революции его всегда пели богомольцы и монахи при посещении скитов и часовен, а также встречая и провожая гостей.

С глубоким чувством духовной радости и удовлетворения от совершенной поездки выпускники духовных школ покидали святую обитель. Можно с уверенностью сказать, что знакомство с Валаамским монастырем, его святынями и природой навсегда оставило в сердцах и душах студентов свой неизгладимый след и надежду на возвращение сюда вновь. Покидая Валаам вместе со студентами, епископ Амвросий отметил: «Такую красоту я видел только на Афоне». Действительно, только с Афоном можно сравнить этот необыкновенный уголок нашего Отечества, эту необыкновенную духовную красоту и силу, которая открывается для ищущего сердца на острове Валаам.

Однажды на Валааме была группа известных альпинистов из 70 человек, которые после экскурсии признались: «На Валааме, как в горах!», и добавили: «А христианин, это, наверное, альпинист духа». Альпинисты всегда стремятся в горы, потому что чувствуют там дыхание иного, неземного, горнего бытия. Где нет шума, суеты и забот, но только необъяснимая тишина и покой. На Валааме чувствуешь что-то подобное, но только в еще большей степени, ведь кроме необыкновенно красивого храма природы на Валааме есть еще и необыкновенно прекрасный монастырь с таким чудесным праздником Преображения Господня, в свете которого осознаешь, что все происходящее на Валааме есть Преображение. Мыслей, чувств, жизни, людей. Прикосновение к Валааму — это незримое прикосновение к Горнему миру и радость, несравнимая ни с одной другой радостью на земле, радость близости к Господу.