- Санкт-Петербургская Духовная Академия - https://old.spbda.ru -

Кирилл Куницын. Паломничества русских людей в Святую Землю с древних времен до XIX века

«Есть на Востоке, под синим сводом небес, небольшой уголок земли, предназначенный издревле Самим Творцом быть сосредоточием чаяний всех народов и племен, ищущих истинного Бога и провидения Его на земле… В представлениях христианских народов обетованная эта страна всегда казалась вершиной мира, увенчанная Животворящим Крестом, на котором принесена была страшная жертва о роде человеческом», – так писал об универсальном значении Святой Земли в религиозной жизни людей путешественник Федор Греков. Поэтому совсем неудивительно, что с давних пор сердца христиан стекались к этой «вершине», чтобы поклониться местам рождения, жизни, страданий, смерти и воскресения Господа Иисуса Христа. И этот процесс продолжается в наши дни. Сегодня мы наблюдаем подъем паломнического движения из нашей страны к христианским Святыням Палестины. В связи с этим возникает интересный вопрос – когда же нога первого русского богомольца вступила в пределы Обетованной Земли, положив тем самым начало русскому присутствию в Палестине?

Панорама Иерусалима

История паломничества русских богомольцев в Святую Землю имеет обширную историю и уходит вглубь веков. Сегодня невозможно достоверно установить ни имени первого русского паломника, ни точного времени его паломничества в Святую Землю, так как история не сохранила для нас этих сведений. Традиционно считается, что паломнические поездки начались примерно с начала X века. Уже к концу этого столетия, то есть после принятия Русью христианства, паломничества к Святым Местам уже являлись неотъемлемой составляющей христианской культуры, а главная роль в установлении контактов с Палестиной отводилась князю Владимиру[1]. Но до Крещения Руси сведений о паломничествах либо о путешествиях в Святую Землю мы не обнаруживаем. Итак, буквально с первых дней христианства у славян появляется тяготение к посещению Палестины. Свидетельства этому мы находим уже во времена равноапостольного князя[2].

Святой князь Владимир

В XI веке в древнерусской литературе появляются новые сведения о паломничествах. Около 1022 года в Курске происходит встреча юного Феодосия Печерского со странником из Иерусалима[3]. В XII столетии Святую Землю посетили игумены Варлаам и Даниил. Паломничество игумена Варлаама проходило в 1060-е годы и описано в «Житии преподобного Феодосия Печерского»[4]. Другое известное нам путешествие – «Хождении игумена Даниила». Русский игумен оставил нам подробное описание своего путешествия в Святую Землю[5]. Его рассказ о Палестине разошелся во множестве списков по всей Руси и сохранился до наших дней[6]. Также к XII веку относится «Житие… преподобной Евфросинии, игуменьи Спаса-Вседержителя в граде Полоцке», написанное вскоре после кончины святой.

Святая Ефросиния Полоцкая

Этот литературный памятник повествует о паломничестве к Святым Местам преподобной княгини и содержит интересные сведения о возникновении примерно в 1160-е годы в Иерусалиме или в его ближайших окрестностях первых русских монастырей[7]. Также замечание о русских обителях в Палестине содержится в «Житии святого Саввы Сербского» середины XIII века. Его автор уверяет, что во время своего первого паломничества в Святую Землю в 1229 году святитель жил в русском монастыре. Похожие данные содержит «Паломничество в Святую Землю» Вюрцбургского пресвитера Иоанна, который побывал в Иерусалиме около 1165 года. Священник включает Русь в список народов, содержавших в Иерусалиме свои часовни и церкви[8].

Вообще XII век считается эпохой первого расцвета древнерусского паломничества в Святую Землю. Главной причиной этого явления стало основание крестоносных государств в Палестине после первого крестового похода. Примерно в это же время в славянском языке возникло само слово «паломник». Оно происходило от латинского слова palmarius, которое в свою очередь восходит к слову palma, напоминавшему о сохранившемся обычае захватывать с собой пальмовую ветвь в знак совершенного паломничества[9].

Путешествия к Святым Местам стало настолько значительным фактором общественно-церковной жизни Руси XII века, что уже сама Церковь в лице отдельных иерархов вынуждена была предпринимать меры для его упорядочивания и разумного ограничения. Например, древнерусский памятник XII века «Вопрошание Кириково» содержит рассуждения Новгородского епископа Нифонта в отношении ограничений паломничеств в Святую Землю.

В 1187 году крестоносное войско было разгромлено при Хаттине египетским и сирийским султаном Саладином, и крестоносцы были вынуждены покинуть Иерусалим. Это было одной из причин заката первой волны русских хождений к Святым Местам. Другой причиной стало монгольское нашествие на Русь. Оно привело к тому, что примерно с 1240-х годов паломническое движение из Руси в Палестину надолго погрузилось в экономический и политический упадок. Об этом свидетельствует отсутствие сколько-нибудь внятных и полных сведениях о хождениях в Святую Землю в течение всего XIII века в древнерусской литературе.

Паломнические традиции путешествий в Палестину возрождаются только в 30-х годах XIV века[10]. Отчасти это было связано с «потеплением» религиозного климата в Святой Земле, связанного с изгнанием крестоносцев. Отчасти с окончанием монгольского нашествия.

Следует отметить, что паломничества этой эпохи были весьма сложным и подчас опасным мероприятием. Странникам в Святую Землю приходилось прилагать колоссальные усилия, чтобы достигнуть цели своих странствий и возвратиться назад. Часть паломников вовсе не достигала Святых Мест либо не возвращалась обратно. Связано это было как с физическими трудностями пути, так и с многочисленными опасностями, ожидавшими путников на пути в Палестину. Одной из самых страшных напастей являлись разбойнические нападения арабов и турок-сельджуков. Именно из-за этой угрозы упомянутый нами игумен Даниил, посещая Святые Места, всегда следует за отрядами короля Балдуина либо просит его о помощи в посещении последних.

Наступивший XV век вновь оказался переломным в истории русского паломнического движения. Завоевание турками Константинополя в 1453 году и уничтожение Византии изменило политическую и духовную жизнь всей Европы и сильно отразилось на паломническом движении в Святую Землю. С этого момента святыни христианского мира постепенно оказались во вла-дении Османской империи – государства, проводившего агрессивную политическую и религиозную экспансию в христианском мире. Особенно затруднительным и опасным паломничества стали с 1517 года, после победы турок над египетскими мамлюками и окончательном присоединении Палестины, Сирии и Финикии к владениям Порты. Примерно в этот же период обостряются отношения Турции и Московского княжества, которые еще больше усилили нетерпимость мусульман к православным христианам[11]. В силу религиозно-политических потрясений в XV веке происходит изменение восприятия самого Константинополя в сознании русского народа[12]. Гибель христианской империи воспринималась, как кара Божья за вероотступничество и предательство Православия[13]. Позже все эти изменения монах Филофей выразил в концепции новой «русской идеи», суть которой сводилась в трансли-терации империи на Русь и «превращении» Москвы в Третий Рим[14]. Эти процессы привели к затуханию путешествий в Палестину примерно с начала XVI века. Однако полностью оно не пресеклось. Частные паломнические поездки продолжались[15].

Политическая обстановка стала меняться только в начале XVIII века после подписания в 1699 году мирного договора в Карловицах в связи с победой России над Турцией. Тогда в лице Петра I Российское государство впер-вые получило возможность выступить в защиту христиан Турецкой империи. Этот договор оговаривал все права русских паломников в Иерусалиме, а уже в 1700 году было достигнуто соглашение об их полном и свободном доступе в Святую Землю. Сохранилось даже интересное предание, повествующее о том, что якобы у Петра было желание «переместить» в Россию Гроб Господень[16].

Купола храма Гроба Господня

С петровского времени Россия оказывала помощь христианам, находившимся под игом Турции, посылая на Ближний Восток большие материальные пожертвования. Священник Иоанн Лукьянов, посетивший Иерусалим в 1710–1711-м году пишет, что в храме Воскресения Христова «иконное письмо все московское: царское подаяние наших государей, а письмо – верховных мастеров»[17]. В правление императрицы Анны Иоанновны в смете Святейшего Синода возникают «отдельной строкой» так называемые «палестинские штаты»: специальная комиссия, перед которой ставилась цель упо-рядочить финансирование православных патриархатов и ряда монастырей . Такое положение вещей сохранялось и к началу XIX века .

В статье магистранта II курса церковно-исторического отделения академии Кирилла Куницына рассматривается история русского паломничества к святыням Палестины от Крещения Руси до XIX века. 


[1] Назаренко А.В. Русские в Святой Земле. // Русская история. № 3 (17). М.: 2011. С. 20.

[2] На основе народных преданий, концом Χ века датируется былина о хождении в Иерусалим сорока калик со каликою. [3] Церпицкая О.Л. Архимандрит Антонин (Капустин) и русские святыни на Святой Земле. // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. Вып. 21-22. 2000. С. 47. [4] Библиотека литературы Древней Руси. СПб.: Наука, 1997. Т. 1. С. 30. [5] Прохоров Г.М. Игумен Даниил и его «Хождение» в русской духовной традиции. // Православный Пале-стинский сборник. Вып. 105. М.: 2007. С. 172-178. [6] Августин (Никитин), архимандрит. Святая Земля. Русская Духовная Миссия в Иерусалиме, 2011. С. 10. [7] Августин (Никитин), архимандрит. Указ соч. С. 10. [8] Назаренко А.В. Указ. соч. С. 22. [9] Назаренко А.В. Русь и Святая Земля в эпоху крестовых походов. // Богословские труды: Юбилейный сбор-ник. К 150-летию Русской духовной миссии в Иерусалиме. Сб. 35. М.: Изд-во Московской патриархии, 1999. С. 179-196. [10] Житенев С.Ю. Русские православные паломники в Иерусалиме в X–XVI вв. // Православный Палестинский сборник. Вып. 105. М.: 2007. С. 100-108. [11] Бушуева С.В. Проблема Святых мест в ближневосточной политике Российской империи XIX века. Авто-реферат диссертации на соиск. уч. ст. канд. ист. наук – Нижний Новгород. 1999. С. 10. [12] Житенев С.Ю. Указ. соч. С. 100-108. [13] Stavrou Th.G. Russian Interests in Palestine. 1882 – 1914. Thessaloniki. 1963. P. 7-8. [14] Сформировалась она не без влияния описаний паломничества на Восток в 1493 г. дьяка Михаила Григорь-евича Мисюрь-Мунехина, в которых отразились новые религиозно-политические веяния русской мысли. [15] Подробнее о поездках в Св. Землю см.: Житенев С.Ю. История русского православного паломничества в X-XVIII веках. М.: Индрик, 2007. [16] Августин (Никитин), архимандрит. Теория и практика паломничества Православной Церкви: из истории паломничества в Святую землю. (Цит. по: Полетаева Т.А. Русские миссионеры на Святой Земле. К истории вопроса о состоянии христианства в Палестине с первых веков до первой половины XIX в. // Миссионерское обозрение. №8. 2006. С. 14.) [17] Там же. С. 15.