- Санкт-Петербургская Духовная Академия - https://old.spbda.ru -

Коммюнике IV Международной научно-богословской конференции Санкт-Петербургской православной духовной академии «Актуальные вопросы богословских исследований»

Коммюнике, принятое 4 октября 2012 года на заключительном заседании IV Международной научно-богословской конференции «Актуальные вопросы богословских исследований».

IV Международная научно-богословская конференция Санкт-Петербургской православной духовной академии проходила 3-4 октября и была посвящена теме «Актуальные вопросы богословских исследований». На пленарном заседании и ряде секций были представлены доклады и прошли дискуссии, отражающие современное состояние исследований профессоров и преподавателей богословских и гуманитарных вузов, исследовательских научных институтов из Москвы, Санкт-Петербурга, ряда регионов России, а также из Беларуси, Италии, Румынии, Сербии, Франции и Финляндии.

Участники конференции отмечают благоприятную возможность установления научных контактов и продуктивного творческого общения в рамках форума. Участники выражают надежду на выработку форм постоянного сотрудничества исследователей, работающих в сфере православного христианского богословия, находящихся в разных регионах России или в различных странах мира (семинары и конференции, обмен материалами для публикации в научно-богословских изданиях, совместные исследовательские проекты).

Участники считают важным продолжение изучения истории русской богословской науки XIX – начале XX века. Это позволит актуализировать сформировавшееся в ту эпоху понимание научного богословия как особого вида служения Церкви и Богу, который можно рассматривать наряду со священническим служением, монашеским подвигом и социальной работой Церкви. Изучение истории русского богословия может быть полезно и для повышения эффективности организации учебной и научной работы в духовных академиях и семинариях, поскольку в указанный период был выработан ряд удачных подходов для стимулированиях этих видов деятельности. Кроме того, участники констатируют необходимость продолжения исследований в широком спектре богословских и исторических тем, на которые были представлены доклады в секциях богословия и церковной истории – от богословия и жизни ранней Церкви и византийского периода, до изучения религиозно-философских произведений русских писателей, а также произведений и подвижнической жизни церковных деятелей последних двух столетий.

Во время проведения форума неоднократно высказывалась мысль о необходимости выработки методологии, позволяющей синтезировать церковную традицию изучения Библии как богодухновенного Слова Божия, с огромным пластом современных исследований по археологии и истории древнего Ближнего Востока. Первые опыты подобной методологии были предложены рядом докладчиков на секции библейской экзегезы, в то время как вопросы, связанные с новыми текстами, источниками и артефактами, были подняты на секции библейской археологии. Участниками были аргументированно предложены альтернативные подходы к изучению Священного Писания (в частности – книги Бытия, посланий св. ап. Павла) по отношению к сложившимся в западной библеистике парадигмам. Была продемонстрирована необоснованность обвинения христианства в современном экологическом кризисе на материале экологических катастроф в древних обществах.

Участники конференции также указывают на необходимость изучения опыта православного религиозного образования (в том числе – в общеобразовательных школах) в странах Европы, в частности – в Финляндии. Этот опыт участия Церкви в воспитании молодого поколения в демократическом обществе, где присутствуют различные религиозные традиции, может быть полезен при изучении основ православной культуры в российских школах. Участники выражают надежду, что идеи, высказанные на секциях церковно-практических дисциплин и социально-экономического учения Церкви имеют интерес не только для академической науки в теоретическом смысле, но могут быть применимы в современном опыте церковной жизни, а некоторые из них (например, — сравнительный метод изучения исторической литургики) и в учебном процессе.