- Санкт-Петербургская Духовная Академия - https://old.spbda.ru -

Краеугольный камень христианства

16 Однако узнав, что никакой человек не получает оправдание делами закона, но только через веру в Иисуса Христа, и мы поверили во Христа Иисуса, чтобы быть оправданными верою во Христа, а не делами закона, потому что делами Закона не будет оправдана никакая плоть. – 17 Но если мы, ищущие оправдания во Христе, оказались и сами грешниками, то неужели Христос – служитель греха? – Немыслимо! 18 Ведь если я вновь отстраиваю то, что разрушил, то сам себя и выставляю преступником. – 19 Ибо Закон привел меня к смерти для Закона, чтобы я жил для Бога. Я распят со Христом, 20 и живу уже не я, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.

(Из послания апостола Павла к Галатам, глава II, стихи 16-20, перевод архимандрита Ианнуария (Ивлиева))

Дорогие братья и сестры! Отрывок из послания к Галатам, предлагаемый сегодня в качестве одного из сегодняшних апостольских чтений, связан с проблемой, которая до сих пор является камнем преткновения в полемике с представителями протестантизма. Это проблема сводится к одному важному вопросу: возможно ли спасение только верой или есть необходимость в добрых делах? Для нас ответ самоочевиден – без дел спасение невозможно: вера без дел мертва (ср. Иак 2:17). В связи с этим, сегодняшний отрывок из послания апостола Павла к Галатам может вызвать у неподготовленного читателя смущение или, даже, недоумение. На первый взгляд может показаться, что в словах апостолов имеются противоречия. Конечно же это не так!

Чтобы разрешить данное мнимое противоречие, необходимо учитывать тон послания к Галатам и его эмоциональную окраску. В словах святого апостола содержится укор. Он обличает своих адресатов в том, что они, услышав радостную весть о Воскресшем, вскоре пренебрегли ей и уклонились в ересь. Проблема, возникшая в молодой Галатийской Церкви, поставила под угрозу все благовестие апостола языков. «О несмысленные Галаты!» (Гал 3:1) – то есть неразумные, безрассудные – обличает он их в своем послании, давая тем самым понять, сколь «велика опасность, которой они подвергаются…». Апостол Павел, как любящий отец, прикладывает все усилия, насколько это только возможно, чтобы исправить сложившуюся ситуацию, чтобы вернуть заблудших на путь истинный.

Но за такой яркой эмоциональностью скрывается самая суть, базис христианства – вера в живого Бога. Однозначно, добрые дела важны и неотъемлемы, но еще важнее и глубже истинная вера. Вот о ней и говорит святой апостол в сегодняшнем чтении. Добрые дела может совершать и неверующий человек. Но в сотериологической перспективе дела́ без веры также мертвы и бесплодны, как и вера без дел.  Для апостола Павла и его современников вера – это не уверенность в существовании Бога, как для многих из нас сегодня, вера в понимании апостола – это, прежде всего, верность Богу, верность Его заповедям. И такая вера по определению неотделима от добрых дел. Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) отмечает, что на библейском языке такая вера называется праведностью. Уверовать в Бога значит довериться Ему, возложить на Него все свое упование, на Него, а не кого-нибудь или что-нибудь другое. Такая вера невозможна для человека лишь благодаря его собственным усилиям. Но она возможна как благодатный дар от Бога, который человек может принять и усвоить. В таком случае, говорит апостол Павел, «уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал 2:20).

В связи с этим и нам всем необходимо честно ответить себе на ряд вопросов: что есть наша вера? В какой мере то, что мы называемой нашей личной верой, является истинным Божиим дарованием, о котором пишет святой апостол? Является ли она Божиим дарованием, или же она представляет собой результат хорошего воспитания родителей или длительного пребывания в духовной школе? Эти, казалось бы, простые, но в то же время весьма важные вопросы должен ставить перед собой каждый христианин. И если ответ окажется не таким, каким он должен быть в идеале, то надо молить Бога об этом благодатном даре веры; веры в том смысле, в каком ее понимал апостол Павел; веры, без которой и дела мертвы; веры, восприняв которую как дар мы бы могли сказать словами апостола: «И живу уже не я, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал 2:20). Аминь.

Проповедь студента II курса магистратуры Библейско-богословского отделения чтеца Антония Давиденко, произнесенная за Божественной литургией в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова в Неделю 21-ю по Пятидесятнице 25 октября 2015 года.