- Санкт-Петербургская Духовная Академия - https://old.spbda.ru -

М.В. Шкаровский. Новомученик пропст Фридрих Ваккер

Пропст Фридрих Ваккер является одной из самых значительных фигур не только в истории немецкой лютеранской общины Санкт-Петербурга 1920-х гг. Фридрих Георгиевич Ваккер (Вакер) родился 8 апреля 1886 г. в г. Камышине Саратовской губернии в семье поволжских немцев, окончил гимназию в Астрахани, затем два года изучал теологию и философию в Лейпцигском университете и одновременно там же учился в консерватории по классу фортепиано. Вернувшись в Россию, он в 1909-1912 гг. изучал теологию в Юрьевском (Дерптском) университете. После его окончания Фридрих Ваккер был ординирован в пастора 3 ноября 1913 г. и получил приход в с. Норка Саратовской  губернии (по другим данным в 1910 г.). В первые послереволюционные годы он уже был пропстом Правобережья Волги. После начала в 1921-1922 г. страшного голода в Поволжье Фридрих Ваккер стал активным участником помощи голодающим, координатором Национального Лютеранского Совета, поставлявшего продовольствие в Поволжье. Его деятельность помогла спасти сотни жизней, однако заграничные связи пропста негативно оценивались советскими властями. В 1925 г. он был арестован и приговорен по обвинению в хранении и распространении контрреволюционной литературы к 1 году лишения свободы условно.[1]

В том же году Фридрих Ваккер переехал в Ленинград. Это было связано с важным событием в истории Евангелическо-Лютеранской Церкви. Проходивший в Москве 21-26 июня 1924 г. I Генеральный Синод принял решение основать в Ленинграде семинарию проповедников, поручив это дело епископу Артуру Мальмгрену. Разрешение властей на деятельность первого в советский период  лютеранского учебного заведения было дано 15 апреля  1925 г., однако термин «семинария» отклонен как устаревший и дореволюционный. Официальное название гласило «Евангелическо-лютеранские библейские курсы», но во внутреннем делопроизводстве Церкви оно почти не применялось. Торжественное открытие курсов, разместившихся в здании общины Святой Анны на Кирочной ул., произошло 15 сентября 1925 г. Планы привлечь зарубежных теологов из-за противодействия властей не увенчались успехом, но преподавательский состав оказался довольно сильным – из 11 пасторов трое были профессорами, а остальные – доценты, в основном пасторы ленинградских церквей.[2]

Исключением стал как раз Фридрих Ваккер, имевший хорошее богословское образование, склонность к научной работе и большой практический опыт. С сентября 1925 г. он около пяти лет, вплоть до своего ареста, был заведующим учебной частью Ленинградских евангелическо-лютеранских библейских курсов и в должности доцента преподавал на них историю церкви, догматику, гомилетику, практическую теологию. В 1929-1930 гг. пропст также обслуживал лютеранскую церковь г. Детское Село (Пушкин).

В заметке Германского посольства в СССР о работе Ленинградских библейских курсов, отправленной 2 мая 1927 г. в  Министерство иностранных дел, их деятельность характеризовалась следующим образом: «Учебная программа примерно соответствует теологическому факультету. Изучаются греческий и еврейский языки. Право общего контроля над семинарией принадлежит Высшему Церковному Совету в Москве. Ректором является епископ Мальмгрен в Ленинграде… Преподавательские силы состоят из пасторов ленинградских общин… Выделяемые исполнительным комитетом Всемирного Лютеранского Союза средства очень обильны. Два раза в год ректор Мальмгрен по железной дороге получает большие суммы долларов, выплаты которых (в тыс. рублей) происходят без затруднений… Осмотры приносили чрезвычайно благоприятные свидетельства об атмосфере и успехе работы».[3] Фридрих Ваккер был участником II Генерального Синода (проходившего в Москве 2-5 сентября 1928 г.), где свидетельствовал о работе Ленинградских библейских курсов.[4] В это время в Германии издали некоторые его научные труды.

Середина 1920-х гг. по сравнению с предыдущим и последующим временем была относительно благоприятным для церковной деятельности периодом.[5] Но уже с рубежа 1928-1929 гг. начали быстро нарастать массовые гонения и репрессии против различных конфессий. Эти репрессии нанесли тяжелый удар по работе Ленинградских библейских курсов. Из семи преподававших в ней в 1929 г. профессоров и доцентов вскоре осталось только четыре, остальные подверглись репрессия. 17 декабря 1929 г. в квартире Фридриха Ваккера был проведен обыск сотрудниками ОГПУ, конфисковавшими религиозную литературу, и 5 января 1930 г. пропст получил предписание выехать из Ленинграда. 31 января он был подвергнут допросу, после которого отпущен под подписку о невыезде из Ленинградского округа.

В эти же дни — 29 января 1930 г. всем студентам библейских курсов в категоричной форме было предписано в течение 48 часов выехать из Ленинграда. Сами курсы, напротив, не могли покинуть город, так как лицензия на их деятельность распространялась только на Ленинград. Таким образом, студенты должны были покинуть свои жилые квартиры. 5 февраля епископ Артур Мальмгрен написал в Центральный райисполком, «что райкоммунотделом общежитие… курсов было выселено 31 января с.г. из занимаемого им помещения по Кирочной  № 8, кв. 48/49. Общежитие курсов с инвентарем переехало на ст. Мартышкино по Балтийской железной дороге, Лесная улица, 20».[6] Переехал жить в пригород и Фридрих Ваккер, однако он продолжил свою работу в качестве заведующего учебной частью библейских курсов, которые функционировали еще несколько лет.

Эта деятельность и особенно большое влияние пропста на лютеранскую молодежь в условиях жестоких антирелигиозных гонений вызывали опасения у советских властей. 15 октября 1930 г. Фридриха Ваккера арестовали по групповому делу настоятеля Петрикирхе пастора Гельмута Ганзена и возглавлявшего общину русских лютеран пастора Курта Мусса. Многие обвинения проходивших по этому делу были совершенно надуманными. Пропст Фридрих Ваккер оказался осужден лишь за то, что он в 1929 г. пять раз приезжал служить в кирху г. Детское село и готовил к конфирмации группу местных молодых прихожан из 10-11 человек. В обвинительном заключении по указанному делу без тени сомнения говорилось: «Все перечисленные факты в достаточной мере устанавливают, что вся деятельность Ганзена, его жены, Мусса и всех обвиняемых по делу лиц была определенно направлена к развитию и укреплению пангерманизма, к срыву мероприятий советской власти не только по религиозным вопросам и культурно-советскому воспитанию масс немцев, но и противодействию социалистическому строительству в интересах зарубежной буржуазии, причем большое старание в данной плоскости Ганзен и Мусс приложили в деле отрыва молодежи от советской действительности с тем, чтобы подготовить и создать будущие антисоветские кадры». Приговоры осужденных по этому делу оказались довольно жестокими.[7]

Фридрих Ваккер был приговорен 17 октября 1930 г. постановлением Тройки Полномочного Представительства ОГПУ в Ленинградском военном округе к трем годам ссылки в Восточную Сибирь. Вскоре его выслали в с. Дубинино вблизи г. Братска (ныне Иркутская область). Только в 1933 г.  пропст по ходатайству Министерства иностранных дел Германии был освобожден без права заниматься проповеднической деятельностью. В дальнейшем (с осени 1933 г.) он проживал в пос. Малая Вишера Новгородского округа (тогда Ленинградской области), не имея права вернуться в Ленинград, так как отбывшие срок приговора не могли селиться ближе 100 километров к важнейшим городам СССР.

При этом Фридрих Ваккер нелегально старался поддерживать связь с Ленинградскими библейскими курсами, которые, впрочем, просуществовали не долго. С конца 1932 г. они имели только одного преподавателя – епископа Артура Мальмгрена, большинство других оказались арестованы, некоторые, опасаясь подобной участи, добровольно оставили работу. Летом 1933 г. курсы успешно закончили и были ординированы семь человек. После этого занятия продолжились еще около года. 20 февраля 1934 г. епископ Артур Мальмгрен в списке пасторов Евангелическо-Лютеранской Церкви СССР, переданном в Министерство иностранных дел Германии, указал, что им частным образом или с 1925 г. в семинарии (на библейских курсах) к пасторской службе подготовлено 85 молодых людей, из них служат 29, отбывают воинскую повинность пять, в тюрьме сидят пять, семь студентов находятся накануне выпускного экзамена, а остальные уехали, умерли или сосланы. После заключительных экзаменов летом 1934 г. библейские курсы уже не могли существовать дальше и должны были прекратить свою деятельность, хотя их официального закрытия со стороны органов государственной власти не последовало.[8]

Фридриху Ваккеру удалось пережить «большой террор» 1937-1938 гг., однако через несколько дней после начала Великой Отечественной войны — 28 июня 1941 г. он был арестован в Малой Вишере Управлением Наркомата госбезопасности по Ленинградской области по обвинению в контрреволюционной деятельности и вскоре приговорен к высшей мере наказания. Пропста расстреляли 10 июля 1941 г.[9] Предположительным местом расстрела и захоронения Фридриха Ваккера является станция Буй (ныне Костромской области).

Доклад М.В. Шкаровского на конференции «Немцы в Санкт-Петербурге» 8 апреля 2016 г. в Петрикирхе.


[1] См.: Шкаровский М.В., Черепенина Н.Ю. История Евангелическо-Лютеранской Церкви на Северо-Западе России (1917-1945). СПб., 2004. С. 301-302.

[2] Bundesarchiv Berlin (BA), R 901/69455, Bl. 48; Лиценбергер О.А. Евангелическо-Лютеранская Церковь и советское государство (1917-1938). М., 1999. С. 135-136; Kahle W., Geschichte der evangelisch-lutherischen Gemeinden in der Sowjetunion, 1917-1938. Leiden, 1974. S. 152-154.

[3] BA, R 901/69455, Bl. 94.

[4] Лиценбергер О.А. Указ. соч. С. 121-122, 128.

[5] Центральный государственный архив Санкт-Петербурга (ЦГА СПб), ф. 976, оп. 8, д. 1, л. 23, ф. 1000, оп. 91, д. 20, л. 59.

[6] Там же, ф. 7383, оп. 1, д. 54, л. 63.

[7] Архив Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (АУФСБ СПб ЛО), ф. архивно-следственных дел, д. П-87890, т. 2, л. 627, т. 1, л. 283, 373, т. 3, л. 275.

[8] BA, R 901/69454, Bl. 69; Kahle W., a.a.O., S. 157,164.

[9] АУФСБ СПб ЛО, ф. архивно-следственных дел, д. П-44525.