- Санкт-Петербургская Духовная Академия - https://old.spbda.ru -

М.В. Шкаровский. Русско-английские церковные связи в XX веке

Начало развития русско-английских церковных связей относится к царствованию императора Петра Великого. При этом православная община в Лондоне является одним из старейших русских приходов в Европе, так как возникла в первые десятилетия ХVIII века. Находясь в 1716 г. в Нидерландах, Петр Iпообещал греческому митрополиту Арсению построить в Лондоне православный храм, но это обещание осуществить не удалось. Только к весне 1721 г. был устроен приписанный к российскому посольству храм Успения Пресвятой Богородицы в Лондоне, который разместился в частном доме, так как законы Великобритании тогда запрещали строить неангликанские церкви. В храме первоначально служил греческий архимандрит Геннадий, а после его смерти в 1737-1746 гг. грек иеромонах Варфоломей (Кассано). Затем — в 1749-1765 гг. место настоятеля занимал присланный из России протоиерей Стефан Ивановский. Общее число прихожан, в основном российских дипломатов и купцов, составляло около 10 человек.

В ХVIII — XIX веках русская церковь постоянно переносилась из одного дома в другой. В 1749 г. она находилась в здании на Йорк Билдингс и имела уже около 150 прихожан. В 1756 г. церковь переехала на Клиффорд стрит, здесь, в 1769-1780 гг., настоятелем храма служил известный ученый протоиерей Андрей Самборский, увлекавшийся агрономией. В 1813 г. церковь надолго обосновалась во дворе дома по Вельбекстрит, 32. Ее настоятелем более 50 лет служил протоиерей Иаков Смирнов (Линицкий). До 1832 г. русская церковь была в Лондоне единственным православным храмом. Число ее прихожан не превышало нескольких десятков, включая греков и сербов.[1]

В первой половине 1860-х гг. храм расширили пристройкой и придали ему церковный вид. 14 февраля 1866 г. новый настоятель протоиерей Евгений Попов освятил обновленную церковь. В 1868 г. было разрешено периодически служить литургию на английском языке. Через два года после смерти в 1875 г. о. Е. Попова его место занял протоиерей Евгений Смирнов, который более 40 лет оставался настоятелем и перевел на английский язык много богословских книг. В 1881 г. он ездил в Петербург с англиканским священником Джорджем Ньюменом, который там перешел в Православие. Когда в 1870-е гг. император Александр II высказал пожелание иметь в Лондоне достойную русскую церковь, его, ссылаясь на малочисленность колонии, убедили помочь грекам, которые благодаря этому выстроили и в 1877 г. освятили свой большой отдельный храм. В скромной же русской церкви в 1888 г. был проведен лишь очередной ремонт. Дважды в этой церкви: 20 июня 1893 и 19 июня 1894 гг. молился император Николай II.[2]

С началом Первой мировой войны и рос­том российской колонии в Лондоне возник замысел по­строить целый комплекс: отдельный собор, Русский дом, лицей и Женский педагогический институт. Во главе английского строительного комитета встал бывший премьер-министр лорд Розбери, русского — епископ Анастасий, ректор Петроградской Духовной академии. Началась подготовка к осуществлению этого замысла, разработанного архитектором В.А. Покровским. План должен был также способствовать сближению Православной и Англиканской Церквей, но революционные события в России помешали его осуществлению.[3]

В свою очередь, к 1917 г. в Санкт-Петербурге были открыты три англиканских церкви. Первая община – Иисуса Христа была создана еще в 1723 г. и с тех пор находилась в здании на Английской набережной (в начале XXвека она насчитывала около двух тысяч человек и просуществовала до 1919 г.). Еще две – британо-американские церкви возникли в 1830-е – 1850-е гг. Одна из них находилась на Ново-Исаакиевской улице и была закрыта в 1939 г., а вторая — на Шлиссельбургском проспекте и прекратила существование в 1920-е гг.[4]

К началу XXвека многие жители Великобритании уже знали о Российской Православной Церкви. Так, англиканский диакон Уильям Пальмер (1811-1879) посвятил свою жизнь знакомству с Православием, написал о нем несколько книг, неоднократно приезжал в Россию, побывал на Святой земле и стремился к Православию, которое, в конце концов, принял. В 1900-е гг. между Российской и Англиканской Церквами шли активные переговоры, в которых в частности, участвовал св. о. Иоанн Кронштадтский.

В Великобритании перед Первой мировой войной существовала «Ассоциация Англиканской и Восточной Церквей», знакомившая англичан с Православием и прилагавшая усилия к соединению Церквей. К началу 1920-х гг., благодаря этим трудам, Константинопольская, Александрийская, Иерусалимская и Кипрская Церкви заявили о признании ими статуса англиканского священства равным православному (в 1936 г. к ним присоединилась Румынская Церковь).

Резюмируя специфику отношений, сложившихся к 1920-м гг. между англиканами и православными, известный русский историк — эмигрант Н.М. Зернов отмечал три черты: «1) инициатива переговоров исходила от англикан; 2) интерес к христианскому Востоку сохранялся лишь в узком кругу духовенства, принадлежащего к Высокой Церкви и, позднее, к англо-католическому движению; 3) с начала ХХ века главной заботой со стороны Англиканской Церкви было признание Поместными Православными Церквами англиканского священства».[5]

Послереволюционная российская эмиграция в Великобритании была немногочисленной (около полутора тысяч), и ее основу составили солдаты и офицеры Русского экспедиционного корпуса, воевавшие вместе с англичанами во Франции, а также представители некоторых аристократических работ и богатые предприниматели (Великобритания установила для въезжавших в страну русских эмигрантов высокий имущественный ценз). После смерти протоиерея Евгения Смирнова первым настоятелем в послереволюционный период несколько лет служил о. Иоанн Лелюхин. Так как дом на Вельбекстрит пошел под снос, приход был переведен в большой англиканский храм в Сити, а в 1923 г. — в другой, носящий имя ап. Филиппа, — в том же центральном районе города. Как и предыдущие русские храмы, эта церковь тоже именовалась Успенской.

В 1927 г. после разрыва отношений главы русской Западно-Европейской епархии митрополита Евлогия (Георгиевского) с Архиерейским Синодом Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ) приход разделился на две примерно равные части, которые первоначально стали поочередно пользоваться храмом в Сити. В дальнейшем лондонская община РПЦЗ во главе с архиепископом Серафимом (Лукьяновым), которую составили в основном аристократы и предприниматели, перешла молиться в домовую Всесвятскую церкви при архиерейском подворье.[6]

В 1928 г. в Лондон приехал назначенный Архиерейским Синодом настоятелем Успенского прихода РПЦЗ бывший преподаватель Битольской семинарии в Югославии архимандрит Николай (в миру Иван Ильич Карпов), на его средства был приобретен небольшой дом, где устроена монашеская обитель с домовой церковью, просуществовавшая до 1955 г. 30 июня 1929 г. состоялась хиротония о. Николая во епископа Лондонского, викария Западно-Европейской епархии РПЦЗ. 18 июня 1930 г. Владыка написал горячее письмо в Комитет помощи православному духовенству в Лондоне с просьбой оказать материальную помощь русским обителям Афона, ссылаясь на свой личный опыт посещения их.[7] Скончался епископ Николай 11 октября 1932 г. в Белграде, куда прибыл для участия в Архиерейском Соборе. Он был похоронен на русском участке Нового кладбища у стены Иверской часовни.

Община РПЦЗ старалась поддерживать хорошие отношения с Англиканской Церковью, однако гораздо больше для развития русско-английских церковных связей сделали сторонники митрополита Евлогия, развернувшие в стране широкую просветительскую деятельность в стране и создавшие Содружество св. Албания[8] и преп. Сергия Радонежского. В 1923 г. на конференцию Британского студенческого христианского движения впервые приехали два русских студента богословского факультета Белградского университета. Один из них, Николай Зернов, выступил с инициативой организовать англо-русскую студенческую конференцию с целью познакомить молодежь с церковными традициями Русской Православной и Англиканской Церквей. Первая такая конференция состоялась в январе 1927 г., в ней принимали участие 20 англикан и 12 православных. Англикан очень заинтересовали доклады и беседы приехавших из Парижа протоиерея Сергия Булгакова и С.С. Безобразова (впоследствии епископа Катанского Кассиана). После прошедшей в 1928 г. второй конференции было создано Содружество св. Албания и преп. Сергия. Его сопредседателями стали митрополит Евлогий (Георгиевский) и епископ Трурский Уолтер Фрир, вице-председателем — о. Сергий Булгаков, и уже в июне 1928 г. вышел первый номер «Журнала святого Албания и преподобного Сергия» («The JournalofSt. AlbansandSt. Sergius»).[9]

Отличительной чертой первого периода истории содружества (1928-1939) были конференции, которые проходили на высоком богословском уровне. Они делились на две части: для студентов и для членов содружества. Местом проведения большинства конференций стал Хай Лей в Ходдесдоне. На эти ежегодные летние съезды собиралось все больше ведущих богословов. Из Парижа приезжали известные богословы, философы и церковные историки: Н. Бердяев, А. Карташев, священник Сергий Четвериков, протоиерей Георгий Флоровский, В.В. Зеньковский, Г.П. Федотов, Н.С. Арсеньев, Владимир Вейдле и др. Среди англиканских участников были епископ Хэдлем, каноник Оливер Квик, Н.П. Вильямс, Леонард Ходжсон, Х.Л. Гудж, молодые богословы Майкл Рамсей, Эрик Маскаль, Эрик Эббот и многие другие преподаватели и студенты.

Первоначально основными участниками конференций были русские и английские студенты богословских учебных заведений и молодые священнослужители. Со временем в Хай Лей стали появляться православные из Румынии, Сербии и Греции, а также шведские лютеране и американские епископалы. В это время содружество сотрудничало с фондом помощи Русской Православной Церкви, целью которого было распространение среди английских христиан информации о нуждах и проблемах, с которыми она сталкивалась. Постепенно содружество начало расширять свою деятельность, проникая в церковные приходы, многие активные миряне становились его членами. Одним из плодов русско-английского сотрудничества стали небольшие местные конференции, длившиеся обычно один — два дня и включавшие совершение православной литургии. Эти конференции проходили в разных местах: в Бирмингеме, Шрусбери, Стоук-он-Тренде, Стаффорде, Кембридже, Оксфорде, Лей-он-Си, Винчестере, Лейсестере, Уэйкфилде, Грантаме, Хертфорде, Ньюкее и Лимингтоне.[10]

Особое место в деятельности содружества занимал журнал. Первоначально его размножали на роторе, но с декабря 1933 г. стали печатать в типографии. В марте 1935 г. журнал получил новое название: «Соборность» («Sobornost»). В декабре 1937 г. пост редактора занял Эрик Маскаль, одним из его помощников стал протоиерей Георгий Флоровский. Одной из забот содружества были также поездки русских студентов в Великобританию. Каждое лето 50-60 молодых русских эмигрантов из Парижа проводили свои каникулы в теологических колледжах или в английских семьях, знакомясь с жизнью Англиканской Церкви. Позднее вместе с ними приезжали студенты из Румынии, Сербии и Греции. Содружество устраивало также ответные визиты англикан в летние лагеря Русского студенческого христианского движения (РСХД) на юге Франции и в богословские учебные заведения на Балканах. Помимо этого, члены содружества совершили два паломничества: в Румынию и Эстонию.

Умножение контактов между англиканами и православными привело к осознанию необходимости иметь постоянный центр, который было решено назвать именем святого Василия Великого. Однако финансовые и иные препятствия не позволили в то время осуществить этот план. В 1936 г. очередная конференция содружества прошла в Париже. На этом собрании возникло ощущение, что единение англикан и православных достигло своего пика. Митрополит Евлогий пригласил епископа Фрира совершить англиканское богослужение в русском парижском соборе св. кн. Александра Невского. Это был первый случай, когда англиканское богослужение совершалось в православном храме в присутствии русской общины. Оно стало знаком признания русским архиереем англиканского епископа «как своего брата». Конференция 1936 г. была организована Парижским отделением содружества, объединявшим большую группу русской православной молодежи под руководством протоиереев Сергия Булгакова, Георгия Флоровского, профессора Г.П. Федотова и Софии Зерновой. Их вдохновляла вера в то, что восстановление евхаристического общения с Англиканской Церковью является достижимой целью, однако эти надежды не оправдались.[11]

Главным вкладом содружества в области церковной реинтеграции являлся евхаристический подход к воссоединению. В 1937 г. на конференциях «Жизнь и деятельность» в Оксфорде и «Вера и порядок» в Эдинбурге члены содружества представили меморандум, в котором настаивали на том, что в программу будущих конференций должно быть включено совершение евхаристической литургии представителями различных традиций. Таким образом, каждый мог передать опыт своей Церкви, которая утверждает, что евхаристия является сердцем церковной жизни и что богословие и богослужение внутренне связаны друг с другом. Другим вкладом, который сделало содружество, являлся выпуск большого количества религиозной литературы.

В 1939 г. разразилась Вторая мировая война, значительно осложнившая деятельность содружества. Нападение Германии на Польшу поставило под вопрос само его существование, однако «странная война» зимы 1939-1940 гг. побудила руководящий комитет попытаться продолжить работу, что увенчалось успехом. Вскоре в содружество начали активно поступать приглашения выступать в англиканских церквах, колледжах и различных общественных организациях. Особенный интерес к России и ее Церкви проявляли привилегированные частные школы. Позднее Н.М. Зернов вспоминал о том, что никогда ранее такого спроса не было. Ежегодно, на протяжении всей войны, проводились лагеря с постоянно растущим числом участников для изучения Православия и оказания помощи фермерам в период сбора урожая (в Бердене, дважды в Абингдоне, в Оксфорде и в Денстоуне в Стаффордшире). Программа лагеря включала богослужения, богословские дискуссии, выполнение хозяйственных обязанностей и работу в поле.[12]

Во время войны в жизни содружества произошли большие изменения. К 1945 г. оно имело собственный центр — «Дом святого Василия», домовый храм, оплачиваемых сотрудников и сбалансированный бюджет. Без перерыва выходил журнал «Соборность». Вскоре после окончания войны в ходе визита в Лондон митрополита Крутицкого и Коломенского Николая (Ярушевича) евлогианская община города и Содружество св. Албания и преп. Сергия перешли в юрисдикцию Московского Патриархата, продолжив свою деятельность.

В результате работы содружества несколько тысяч церковных людей встретились друг с другом и познакомились с богословской мыслью и благочестием других христианских традиций. Одним из последствий этой деятельности стало учреждение в 1947 г. особого лекционного курса по восточно-православной культуре в Оксфорде. Оксфорд стал первым английским университетом, в учебную программу которого было введено изучение Православия, что позднее восприняли некоторые другие учебные заведения.[13]

Активное участие в деятельности Содружества св. Албания и преп. Сергия в 1950-е гг. принял бывший насельник русского Свято-Пантелеимоновского монастыря на Афоне о. Василий (Кривошеин), пребывший в Великобританию в феврале 1951 г. и поселившийся в Оксфорде. Здесь 21 мая он был рукоположен сербским епископом Далматинским Иринеем (Джорджевичем) во иеродиакона и 22 мая 1951 г. – во иеромонаха. Отец Василий окормлял православных разных национальностей, проживавших в Оксфорде, и активно продолжал научно-богословскую работу, в частности участвовал в составлении «Греческого святоотеческого словаря» в Оксфордском университете. Главным плодом пребывания о. Василия в Великобритании стало подготовка и издание двух работ: «Братолюбивый нищий. Мистическая автобиография преп. Симеона Нового Богослова (949-1022)» и «Неистовый ревнитель. преп. Симеон Новый Богослов как игумен и духовный  наставник».[14] Иеромонах регулярно выступал с докладами на собрании Оксфордского отделения Содружества мч. Албания и преп. Сергия.

25 января 1957 г. о. Василий указом Патриарха Московского и всея Руси Алексия был возведен в сан архимандрита и в марте 1959 г. назначен настоятелем православного храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Оксфорде. 14 июня 1959 г. состоялась архиерейская хиротония архимандрита во епископа Волоколамского, 31 мая 1960 г. Владыка Василий стал епископом Брюссельским и Бельгийским и 21 июля того же года — архиепископом. В 1965 г. он был назначен от Русской Церкви членом Межправославной богословской комиссии по диалогу с Англиканской Церковью, в которой состоял несколько лет.[15]

4 марта 1959 г. вместе со своими духовными детьми переехал в Великобританию из Франции еще один бывший насельник русского Свято-Пантелеимоновского монастыря на Афоне архимандрит Софроний (Сахаров), автор известных книг «Старец Силуан Афонский», «Его жизнь – моя жизнь», «Счастье познания пути», «О жизни в Духе», «Видеть Бога, как Он есть». В том же году он основал в графстве Эссекс монашескую общину, преобразованную в дальнейшем в Иоанно-Предтеченский скит. В скиту было две общины – мужская и женская, общее число насельников постепенно выросло с 7 до 25 человек, обитель стала одной из самых почитаемых православных мест в стране (с 1966 г. она находилась в юрисдикции Константинопольского Патриархата). За время жизни в Великобритании старец приобрел мировую известность, как выдающийся духовник. Скончался схиархимандрит Софроний в основанном им скиту св. Иоанна Предтечи 11 июля 1993 г. в возрасте 96 лет.[16]

Когда в 1956 г. церковь в Сити была закрыта, ее община, забрав иконостас, перешла в англиканский храм Всех святых (построенный в 1849 г.), которым пользуется до сих пор. Благодаря энергичной деятельности талантливого миссионера митрополита Антония (в миру Андрея Борисовича Блюма), долгие годы возглавлявшего образованную в 1962 г. в Великобритании Сурожскую епархию Московского Патриархата, к 1970-м гг. в этом соборе Успения и Всех святых появился довольно большой (200-300 человек) при­ход, состоящий главным образом из обращенных в Православие англичан. В 1979 г. он приобрел здание в собственность.

К этому времени число членов Содружества мч. Албания и преп. Сергия достигло трех тысяч, действовало 30 филиалов организации. 25 августа 1980 гг. скончался многолетний руководитель содружества, автор многих богословских и церковно-исторических книг профессор Н.М. Зернов, передавший пост лектора организации англичанину иеромонаху Каллисту (Уэру), рукоположенному в 1982 г. в православного епископа и ставшему знаменитым богословом. Руководя содружеством, он являлся одним из наиболее известных в Великобритании свидетелей о православной вере и Церкви.

Лондонская община РПЦЗ к концу 1950-х гг. получила в аренду новое помещение — бывшую церковь шотландских пресвитериан на площади Эмперерзгейт в Кенсингтоне. После переоборудования 4 января 1959 г. архиепископ Иоанн (Максимович) освятил ее в честь Успения. Сюда верующие перенесли из прежнего общего храма в Сити богатую утварь и несколько икон. В 1978 г. на месте церкви в Кенсингтоне англикане решили построить конторское здание, и общине пришлось вновь перебираться на Всесвятское подворье. В 1990 г. она купила дом на Харвард роуд, 57, где в 1993-1994 гг. в пристройке устроили церковь. На этом участке при дороге в аэропорт Хитроу было решено выстроить отдельный храм. 27 ноября 1997 г. архиепископ Германский и Великобританский Марк (Арндт) и греческий епископ Каллист (Вэр) заложили небольшой Успенский храм. 16 октября 2003 г. была освящена его нижняя церковь в честь Царственных Мучеников. В 2000-е гг. на литургию, которая служилась на церковнославянском и английском языках, приходили около 60 человек. Настоятелем в это время был протоиерей Вадим Закревский, ему помогал англичанин о. Томас Харди. Издавался приходской бюллетень на английском и русском языках.[17]

Усилиями митрополита Антония (Блюма) и его помощников в Православие перешли тысячи англичан. Началось литургическое использование английского языка, на него были переведены все богослужебные книги и основные творения святых отцов Церкви. Другим важным этапом развития Православия в Великобритании стало введение церковного почитания древних английских святых неразделенной Церкви.

В настоящее время в Великобритании насчитывается свыше 250 тысяч православных разных юрисдикции, но русских среди них около 3 %, хотя их число растет, благодаря новым эмигрантам. Общее количество православных приходов составляет около 200, при этом большинство бывших «русских» приходов в основном состоят из англичан, принявших Православие. Таким образом, русско-английские церковные связи в XXвеке получили невиданное прежде развитие и дали свои зримые и действенные плоды.


[1] Русские храмы и обители в Европе / Авт.-сост. В.В. Антонов, А.В. Кобак. СПб., 2005. С. 37-38.

[2] Московские ведомости. 1890. № 259; Мальцев А.П. Берлинский братский ежегодник. Православные церкви и русские учреждения за границей. СПб., 1906. С. 202-209.

[3] Русские храмы и обители в Европе. С. 39.

[4] Антонов В.В., Кобак А.В. Святыни Санкт-Петербурга. Энциклопедия христианских храмов. СПб., 2010. С. 440-441.

[5]Зернов Н., Зернова М. Содружество святого мученика Албания и преподобного Сергия: Исторический очерк // «Соборность»: Сборник избранных статей из журнала содружества «SOBORNOST». М., 1998. С. 13.

[6] Протоиерей Аркадий Маковецкий. Белая Церковь: Вдали от атеистического террора. СПб., 2009. С. 105.

[7] Архив Русского Пантелеимонова монастыря на Афоне. Оп. 10. Д. 170. Док. № 154. Л. 94; Д. 190. Док. № 167. Л. 62.

[8] Святой Албаний (IV век) — первомученик Британии.

[9] Хмыров Д. Спорные вопросы истории РПЦЗ (1920-1945). СПб., 2014. С. 93-94.

[10] Там же. С. 94-95; Ефимов А.Б.Очерки по истории миссионерства Русской Православной Церкви. М., 2007. С. 582-583, 590-593.

[11] Хмыров Д. Указ. соч. С. 95-96; Ефимов А.Б. Указ. соч.  С. 594-595.

[12] Зернов Н., Зернова М. Указ. соч. С. 21; Хмыров Д. Указ. соч. С. 96.

[13] Ефимов А.Б.Указ. соч. С. 593.

[14] Митрополит Мануил (Лемешевский). Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 годы. Т. 2. Эрланген, 1981. С. 86.

[15] Архиепископ Василий (Кривошеин). Из переписки с Афоном / Публ. священника Димитрия Агеева // Церковь и время. Москва. 2007. № 3. С. 239-252, № 4. С. 216-247.

[16] См.: Иеромонах Софроний. Старец Силуан Афонский. М., 1996.

[17] Русские храмы и обители в Европе. С. 39-40; Вестник Германской епархии Русской Православной Церкви за границей. 1998. № 2. С. 22-24, 1999. № 6. С. 16-19, 2003. № 6. С. 16-18.

Конгресс Петровских городов. Связи России и Великобритании. Петербург, 5-6.06.2014. Фонд им. Лихачева. Связи Русской Православной и Англиканской Церквей в 20-м веке.