- Санкт-Петербургская Духовная Академия - https://old.spbda.ru -

Михаил Бонка. Вера есть осознание присутствия Бога в нашей жизни

Во имя Отца и Сына и святого Духа!

Сегодня на утрене мы будем слушать 6-е утреннее Евангелие, в котором говорится о явлении Христа ученикам. Однако многие из нас не уделяют должного внимания прочитанному, считая, что слышали это уже раньше, да и еще услышат не раз. Однако мы просто не понимаем того смысла, который таится в этих словах.

Одна из важных тем этого Евангелия – это тема веры. Как мы знаем, апостолам было открыто, что Иисус Христос умрет на кресте и воскреснет в третий день. Но даже увидев Его воскресшим, они сначала не поверили своим глазам, как сказано в этом евангельском чтении: «Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа» (Лк 24:37).

Человеческий разум настолько ограничен, что не мог вместить того, что Христос воскрес. И Христос, убеждая апостолов, показал им свои раны. Но даже этого было мало, и тогда Иисус Христос попросил еды, чтобы доказать, что Он живой, что Он так же, как и все живые, испытывает голод. Бог знал, что Его ученики, бросившие Его одного после распятия, не полностью верят в Него как Бога. Он начинает убеждать их: «…вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах» (Лк 24:44). В этот момент ученики Христовы испытывают недоумение, и «Тогда отверз им ум к уразумению Писаний» (Лк 24:45). Именно в этот момент ученики укрепляются в своей вере и становятся апостолами.

Апостол Павел говорит нам, что есть вера: вера есть уповаемых извещение, вещей обличение невидимых (Евр 11:1), а святитель Филарет (Дроздов), объясняя этот текст апостола Павла в своем Катехизисе, говорит замечательную фразу, которая, наверно, известна всем семинаристам: «вера есть уверенность в невидимом, как бы в видимом; в желаемом и ожидаемом, как бы в настоящем». Вера есть осознание присутствия Божественной реальности в нашей жизни без всяких доказательств.

Для того, чтобы разум обрел веру, необходима огромная работа разума. И никогда никто не может сказать: я эту работу закончил, мне все ясно. Мыслящий человек постоянно ставит перед собой вопросы, верующий человек постоянно должен развивать свой ум, воспитывать свой ум в вере. Не только для того, чтобы, по слову апостола, дать ответ каждому, кто вопрошает, но и для того, чтобы самому укрепляться в вере. Именно такое укрепление веры и способствует тому, что вера перестает быть только областью разума, а становится силой, захватывающей все человеческое существо. Когда вера начинает жить в сердце, тогда человек чувствует Божие присутствие. Бог является человеку уже не в логических построениях, не в интеллектуальных доказательствах, а в реальном опыте жизни, когда верующий чувствует Божие присутствие в молитве, во время принятия Святых Христовых Таин, когда это присутствие Господа в жизни такое сильное, что человек видит это присутствие. Он точно знает, чтó в его жизни от Бога, где был Божий дар. Он может точно сказать: вот это со мной произошло по милости Божией, по воле Божией, это Божие присутствие в моей жизни. Тогда вера становится такой сильной, что она укрепляет волю, а как мы знаем, волевой человек – сильный человек, который может добиться всего в этой жизни. И если воля помогает человеку достичь того, чего он хочет, то насколько же важно укреплять волю, чтобы делать добрые дела. Аминь.

Проповедь, произнесенная 18 сентября 2010 года в храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова за всенощным бдением.