- Санкт-Петербургская Духовная Академия - https://old.spbda.ru -

Михаил Собачинский. О выборе пути двух братских народов

22 марта 1654 года в Москву прибыло посольство Богдана Хмельницкого для определения статуса запорожских казаков в составе Российского государства. До этого момента территория Украины входила в состав польско-литовского государства, которое называлось Речь Посполита.

Один Господь, одна вера, одно крещение, Один Бог и Отец всех.

(Еф 4:5)

В современном мире национальный вопрос стоит очень остро. Большие государства распадаются на меньшие, каждый народ считает себя особенным, важнее и могущественней других. Братские и близкие народы отдаляются друг от друга. Сегодня хотелось бы поразмышлять об отношениях таких двух народов, как украинский и русский. Немного истории.

В 1648 году на украинской земле вспыхнуло вооруженное восстание против Речи Посполитой. Это восстание началось с бунта Запорожской Сечи, но вскоре приобрело национально-освободительный характер. Весь народ вел войну против польской элиты, магнатов, которые захватили власть на этой земле. А главной подоплекой было то, что поляки принижали православное население своего государства, поэтому и восстание приобрело религиозный характер, оно шло под лозунгами освобождения православных людей от религиозно-национального гнета. Во главе восстания встал полковник Запорожского войска Богдан Хмельницкий.

Это война была очень жестокая и кровопролитная. Сражения проходили с переменным успехом то в пользу запорожцев, то в пользу поляков. Да и еще союзники, крымские татары, часто предавали войска запорожцев, переходя на сторону Речи Посполитой. Самостоятельных сил на борьбу не хватало, и тогда Богдан Хмельницкий попросил у русского царя Алексея Михайловича принять его под свою власть. Русский царь хотел мирно решить этот вопрос, направив послов в Польшу с просьбой прекратить кровопролитие. На что получил отказ. Тогда 1 октября 1653 года в Москве был созван Земский собор, который был обязан решить вопрос о принятии в состав Российского государства украинских земель. Этот вопрос был решен положительно. В свою очередь, понимая, что больше не в силах в одиночестве сопротивляться военной мощи Речи Посполитой, Богдан Хмельницкий собирает в январе 1654 года в городе Переславле раду, на которой единогласно решили: «Волим под царя московского, православного!»

Так случился великий и правильный выбор, который надолго определил судьбу двух братских народов. И этот пример союза очень близок нам, современным людям, если рассуждать на тему, кто есть украинский и русский народ друг для друга.

Сейчас этот вопрос стоит очень остро, в Украине говорят об отделении и автокефалии Церкви, о том, что это два разных народа, два разных государства, что они должны иметь разные Церкви.

Я по национальности украинец, все мои предки и родственники жили и живут в далекой украинской деревне под городом Каменец-Подольский. Отец военный, и попал служить в Калининградскую область, где я родился и вырос. В этой трофейной, бывшей немецкой, земле проживает множество народов, и ни один не чувствует себя чужим, с другой культурой. Здесь люди различных национальностей мыслят себя как один народ в составе единого государства с общей великой историей.

Как же относиться к такому нарастанию страстей между братскими – русским и украинским — народами? Когда приезжаешь в Украину, то не чувствуешь, что находишься в другом государстве. Да, язык немного отличается, но если к нему прислушаться, то легко его понимаешь, и тебя понимают. Нельзя говорить о разных путях развития и разделении Церкви, когда большинство людей двух братских народов настолько близки: народ един, с общей историей, с общей культурой, единой верой и Церковью. Необходимо говорить о православной славянской культуре, которая объединяет народы, разделенные искусственно. Во времена Богдана Хмельницкого украинский народ не называл себя украинским, но — малорусским, что значит, малая часть одного большого. Это большое и есть Русь. Единая, с одной верой, с одной культурой, с одной Церковью.

Можно вспомнить Николая Васильевича Гоголя, который мыслил себя как представитель народа великого государства — Российской Империи. В уста Тараса Бульбы он вложил слова: «Уже и теперь чуют дальние и близкие народы: подымается из Русской земли свой царь, и не будет в мире силы, которая бы не покорилась ему!» Н.В. Гоголь подразумевает здесь царя Русской земли как общего правителя одного государства, который будет заботиться обо всех народах своего Отечества.

Спустя века вновь стоит вопрос — с кем быть? Можно ссориться и делить. Но что мы делим, от кого хотим убежать? От своей истории, от своей культуры, от самих себя.