- Санкт-Петербургская Духовная Академия - https://old.spbda.ru -

Николай Амбарцумов. Добрые дела как последствия спасительного выбора

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Братья и сестры! В сегодняшнем апостольском чтении мы слышали всем нам хорошо известные слова: «благодатью вы спасены через веру, и это не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не похвалился» (Еф 2:8). О чем здесь говорится? Очевидно, что главная мысль — о нашем спасении, которое подается не за какие-либо дела или заслуги, но как дар от Бога. Единственное условие спасения — наличие веры в Бога. Здесь есть опасность полагать, что, если мы называем себя верующими во Христа, мы автоматически спасены, и даже никаких действенных усилий применять не нужно. Но это не так. Святой апостол Павел пишет, что Бог изначально предназначил нам совершать добрые дела, что является естественным дополнением к нашей вере. Можно сказать, что кто не совершает добрых дел, тот и не верует. Вспомним пророчество Господа о Страшном суде, где творящие дела милосердия стоят по правую руку, а не творящие извергаются вон.

Существует и другая опасность – ставить добрые дела превыше всего. Это апостол осуждает. Во главе жизни христианина должен быть Бог. Вспомним притчу о званых. Царь приготовил пир, но гости не пришли, потому что были заняты делами. И дела эти не были злы. Кто-то пошел на поле, кто-то торговать. Но приглашенные поставили повседневные заботы выше приглашения на царский пир. Спасение, дарованное нам, это приглашение в Царствие Небесное, вера – условия для его принятия, а добрые дела — это последствия сделанного нами выбора. Вера — это не абстрактное понятие, а реальность, в которой мы либо живем, либо нет. Более того, вера — это образ жизни, примером которой является жизнь Иисуса Христа, Божией Матери, апостолов и святых угодников Божиих.

У каждого человек есть своя иерархия ценностей, и все наши поступки, так или иначе, соотносятся с тем, что для нас важно, а что второстепенно. И мы знаем, что люди искренне верующие – святые, ценили Бога выше собственной жизни.

Иметь веру — это означает иметь Бога в центре всего своего существования. Святые Отцы — толкователи Священного Писания — говорят, что и сама вера есть дар Божий, о ниспослании которого нужно усердно молиться.

Задумаемся сейчас, занимает ли Бог в нашей жизни главное место. Если нет, то истинной веры мы еще не приобрели. Значит, мы не изменили свой образ жизни. Значит, мы не спасаемся. Некоторым людям кажется, что достаточно быть порядочным человеком, делать добро и не совершать зла. Но как отличить добро от зла, какой будет критерий? В нашем мире многое называется благом, что с точки зрения христианского вероучения является грехом. Отвлеченного добра не бывает. Оно всегда основывается на том, к чему мы стремимся. Если допустить, что наша цель не спасение души, а материальные блага, то для нас добром будет то, что помогает нам эти блага достичь, а злом – все, что нам мешает идти к этой цели.

Если мы посмотрим на ночное небо, то увидим, что звезды светят нам просто так, для этого с нашей стороны ничего не требуется. Зная карту звездного неба, можно найти путь куда угодно. Господь Иисус Христос — это наша путеводная звезда, которая ведет нас ко спасению. Это звезда сияет независимо от нас и наших дел, нужно только пойти за ней. Это трудный путь, но в конце него жизнь вечная. Звезд на небе много и много целей в нашей жизни, но одна должна стоять выше всех других. Невозможно идти в нескольких направлениях одновременно, и невозможно спастись, не следуя за Христом. Следовать за Ним означает исполнять Его заповеди. Нам это не всегда будет удаваться. Мы несомненно будем грешить, спотыкаться и падать, но на этом пути мы не одни. Рядом с нами не только братья и сестры, духовные наставники и Святые Таинства, но и Сам Бог пребывает с нами во время нашего жизненного пути.

Братья и сестры, сегодняшнее апостольское чтение напоминает нам, насколько важно точно определить направление нашего пути, куда стремится наше сердце, ведь от этого зависит то, где мы в итоге окажемся. Аминь.

Проповедь магистранта II курса церковно-практического отделения Санкт-Петербургской православной духовной академии Николая Амбарцумова, произнесенная на Божественной литургии в храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова 11 ноября 2012 года.