- Санкт-Петербургская Духовная Академия - https://old.spbda.ru -

Николай Ерундов. О Христовом ученичестве

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные о Христе братья и сестры! Изо дня в день Святая Церковь предлагает нашему вниманию те или иные фрагменты Священного Писания, чтобы мы питали нашу душу и укрепляли наш ум словами Божественной премудрости. Вот и сегодня Церковь своим призывом «услышим святаго Евангелия» сосредотачивает наши мысли на том евангельском сюжете, который повествует о третьем явлении воскресшего Господа нашего Иисуса Христа Своим ученикам. «Се уже третие явися Иисус учеником своим восстав от мертвых» (Ин 21:14), — говорит нам Слово Божие.

Явление воскресшего Господа произошло на море, которое в Евангелии называется то Тивериадским, то Геннисаретским, то Галилейским. Однако как бы оно ни называлось, когда на его берегу ученики вновь встретили своего Воскресшего Учителя, им наверняка припомнились события 3-летней давности. И действительно, именно здесь тремя годами ранее они, так же как и сегодня, «трудились всю ночь и ничего не поймали» (Ин 21:3). Вспомним, что тогда Господь говорил апостолу Петру: «отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова» (Лк 5:4). А что теперь говорит ученикам: «закиньте сеть (…) и поймаете» (Ин 21:6). Какое поразительное сходство! А чудесный улов, о котором мы читаем далее, не наводит ли нас на мысль, что все это повторение той же истории, которую так хорошо описал евангелист Лука. Если это так, тогда что же изменилось за эти три года? Ответ прост. Изменились ученики.

Теперь это были уже не те галилейские рыбаки, дни которых проходили только в будничных трудах. Теперь это были люди, видевшие великие знамения Божии, слышавшие слова Божественного Учения, искушенные страхом и малодушием и, наконец, просветленные радостью Воскресения Господня.

Путь их ученичества уже подошел к концу, и чтобы не только научением, но и испытанием приготовить апостолов к подвигу благовествования, Спаситель оставляет их. Он как бы на время предоставляет их самим себе, являясь им только изредка. Почему так? Просто в жизни каждого ученика наступает день, когда учитель, немного отойдя в сторону, предоставляет ему учиться у самой жизни и самостоятельно пользоваться наставлениями, которые давал прежде. Так и апостолы. Время их духовного младенчества закончилось, и началась взрослая жизнь. Христос призывает их к великому служению проповедания Евангелия всем народам.

Мы все, дорогие братья и сестры, являемся учениками Христовыми. Как и они, мы уже чему-то научены, нам дано некоторое знание. Как и апостолы, мы часто являемся свидетелями чудес, совершаемых Христом в нашей жизни и в жизни наших близких. Но многие ли из нас проходят этот путь ученичества так, как его прошли апостолы? Многие ли из нас за годы обучения в духовных школах встали на путь изменения и совершенствования своей духовной жизни? А ведь рано или поздно все мы покинем эти стены и пойдем в мир проповедовать Евангелие. Но возможно ли выполнить эту великую миссию без особой мудрости, терпения, добрых навыков, которые можно приобрести только опытно. Конечно, нет. Это знали ученики Христовы и потому трудились в поте лица своего. Это прекрасно знаем и мы, вопрос в том, превращается ли знание в делание. Только не дай Боже оказаться нам неподготовленными для того служения, которое Твой Святой Промысел назначит нам проходить.

У каждого из нас, дорогие братья и сестры, еще есть время задуматься над тем, чему мы научились, находясь в этих стенах, какую получили пользу, каких результатов добились. У нас еще есть время вспомнить, что значит быть учеником Христа, у нас еще время начать этот сложный, но необходимый путь исполнения заповедей Господних. У нас еще есть время просить Господа: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, излей на меня милость Твою и помоги мне со страхом и трепетом проходить свое служение, чтобы люди, видя мое старание и ревность, непрестанно побуждались прославлять Тебя, со Отцом и Святым Твоим Духом ныне и в бесконечные веки. Аминь».

Проповедь магистранта II курса церковно-исторического отделения академии Николая Ерундова, произнесенная в Иоанно-Богословском академическом храме за всенощным бдением 27 октября 2012 года.