- Санкт-Петербургская Духовная Академия - https://old.spbda.ru -

Почему вы решили поступать в магистратуру при СПбПДА?

Блиц-опрос абитуриентов заочного отделения магистратуры Санкт-Петербургской духовной академии.

Диакон Григорий Светохин, Санкт-Петербургская епархия, Санкт-Петербургская семинария

Для меня это продолжение уже начатого обучения на бакалавриате СПбПДА, где воспитанники получают минимум знаний, необходимых каждому священнослужителю. Однако минимальный не значит достаточный, и по окончании семинарии каждый служитель алтаря непременно призван продолжать обучение либо самостоятельно, либо в стенах духовных школ. Последнее гораздо удобнее, поскольку любой серьезный процесс – работа, учеба, совершение богослужения – предполагает наличие некой системы, своего рода порядка, которым во многом определяется результат. Способность к самообразованию, безусловно, талант, которым обладает не каждый, поэтому для большинства студентов традиции духовной академии, опыт и помощь профессоров и преподавателей не просто полезны, но обязательны и необходимы. Разумеется, жизненные обстоятельства у всех различны, поэтому каждый для себя вопрос продолжения обучения должен решать самостоятельно.

Знания, полученные на бакалавриате, пригодились на практике. Иногда возникали сложные ситуации, когда старшие священники, обучавшиеся в советское, трудное для Церкви время, обращались к нам, молодым студентам, с вопросом или за советом, или же они имели свой, отличный от академического, взгляд на какой-либо вопрос. Однако серьезных проблем удавалось избежать именно благодаря трудам наших прославленных профессоров и преподавателей, авторитет которых среди духовенства остается непререкаемым.

Надеюсь, что знания, полученные в магистратуре, помогут не только в совершении богослужений и треб, но и в служении в широком смысле этого слова: приходском окормление, воспитании прихожан, заботе о них, социальном, миссионерском служении, взаимодействии с внешними институтами, например, СМИ и другими организациями. В решении еще одной проблемы: непонимание большинством того, что же в действительности составляет суть духовной жизни, непонимание богослужения. Отсюда машинальное механическое повторение привычных действий, религиозных предписаний. То есть своего рода фарисейство или наружное показное благочестие, что является одной из важнейших причин современных внутрицерковных нестроений, предотвращение которых зависит от того, насколько компетентным будет в своей области священник. Однако и это еще не все. Одних лишь теоретических знаний священнического служения и спасения недостаточно. Помимо этого каждый пастырь и христианин должен быть безупречен в нравственном отношении, ибо, как мы помним, «знание надмевает, а любовь назидает» (1 Кор 8:1), поэтому мы должны беспокоиться и заботиться об очищении собственной души не менее, чем о накоплении знаний. История Церкви знает немало примеров, когда весьма образованные церковные деятели или пастыри, не имея должного смирения и послушания Матери Церкви, становились еретиками и смущали множество людей. Поэтому нам в дальнейшем надлежит не столько учить и изучать, сколько учиться и являть собой пример доброго пастыря, который «полагает душу свою за овец» (Ин 10:11).

Протоиерей Александр Овцынов, Пензенская епархия, Самарская ДС

Решил поступать в СПбПДА, потому что современный мир заставляет повышать уровень образования, чтобы мы могли иметь возможность разговаривать с окружающими нас людьми на понятном и доступном для них языке. Самое главное, что я хочу получить от образования, это внутреннее укрепление и развитие тех способностей, которые Господь даровал. Мое решение поступить в магистратуру было связано с тем, что по проществии определенного периода времени после окончания семинарии я почувствовал, что не хватает уровня богословских знаний, знаний святоотеческой литературы и Писаний. Люди задают вопросы, и порой ответ получается найти не сразу, приходится искать, читать. Самая главная забота, чтобы мой внутренний мир расширялся, получал укрепление и чтобы можно было найти ответы на те вопросы, которые задает нам время.

Чтец Димитрий Аввакумов, Покровская епархия, Саратовская митрополия, Саратовская семинария

Я решил поступать в Санкт-Петербург, потому что из этой духовной академии вышли такие церковные деятели, как Святейший Патриарх Кирилл и многие другие. Будущий священник нуждается в богословском образовании, и каждый священнослужитель должен повышать свой уровень образования.

Человек должен совершенствоваться и не останавливаться на достигнутом. В магистратуре, как мне кажется, дается уже полное богословское образование. Если в семинарии что-то не успел, не смог, не захотел усвоить, то в академии можно наверстать упущенное и повысить свой уровень образования.

Я был уставщиком в Саратовской семинарии на протяжении трех с половиной лет, и меня привлекает устав богослужения. Я считаю, что богослужение — это неотъемлемая часть жизни священника, с чем он постоянно сталкивается на протяжении всей жизни. Ему необходимо знать традиции Церкви, литургического богословия, как возникала эта традиция и как продолжается дальнейшее развитие литургии.

 Священник Аркадий Алешин, Скопинская епархия, Рязанская семинария

Для многих рязанцев, в том числе и для меня, дорога память о митрополите Никодиме (Ротове), который является уроженцем рязанской земли; я служу сейчас на приходе недалеко от того села, где родился владыка Никодим. Я решил поступать именно сюда, чтобы не только получить богословское образование, но и чтобы продолжать традиции рязанской земли.

Я служу на городском приходе, который окормляет не только людей преклонного и среднего возраста, воспитанных в советское время, но и молодых, в том числе студентов. Для общения с ними, также и для общения с представителями властных структур или учебных заведений необходимо качественное духовное образование. Тот более широкой круг знаний, который дает магистратура, будет помогать в таком служении.

За десять лет служения у Престола Божия я понял, что я все-таки больше практик, чем имеющий склонность к богословским наукам. Практическая цель священника — это совершение таинств и треб, литургика, на которую делается уклон на церковно-практическом отделении, этот предмет является большим наставлением и подспорьем. Например, знание практики Крещения древней Церкви можно использовать в катехизических беседах с людьми, которые готовятся ко Крещению.

Я рукоположен целибатом, у меня нет семьи, жены, детей, о которых нужно заботиться, у меня свободного времени побольше, чем у женатых священников. Пожертвовать этим временем не жалко; если это принесет пользу Церкви, то послужит и для спасения моей души.