- Санкт-Петербургская Духовная Академия - https://old.spbda.ru -

Профессор Мицуо Наганава. О Православии в Японии

Интервью с почетным профессором Йокогамского государственного университета Мицуо Наганава.

— Господин профессор, вы являетесь крупным исследователем истории Православия в Японии, но первые десятилетия вашей научной деятельности были посвящены изучению жизни и творчества А.И. Герцена. Какие причины побудили вас сменить первоначальную тему научных изысканий?

— Темой моего изучения является история общественной мысли. Главным образом я акцентировал внимание на деятельности А.И. Герцена и истории социальной мысли 40-х годов XIX века (в России — ред.). В своих исследованиях я обнаружил, что социальное мышление этого времени неразрывно связано с православной мыслью и славянофильством. Поэтому у меня появилась необходимость заняться изучением православной веры, и именно тогда я узнал о существовании архиепископа Николая (Касаткина). Я взялся за изучение жизни владыки Николая и православной миссии как историк. Интересно, что неизученных первостепенных источников остается ещё много и до недавнего времени ещё были живы люди, лично знавшие владыку. Я брал у них интервью и узнавал, что это был за человек и как он относился к Японии и её людям. Постепенно я собрал материал и написал три научных работы по данной теме. Но это ещё далеко не все, и в скором времени я собираюсь написать о православной миссии при архиепископе Николае (Касаткине), митрополите Сергии (Тихомирове) и в последующее время.

— Значение деятельности святителя Николая для всего японского народа глобально, а какое значение его подвиг имеет лично для вас?

— Конечно, подвиг владыки Николая (Касаткина) имеет большое значение, но вопрос о том, какое влияние оказал он и его деяния на историю Японии – это совсем другой вопрос. Это необходимо изучать научно. Лично я отношусь с уважением к нему, но объективно сейчас очень трудно дать оценку. Святитель Николай, как отдельная личность, очень велик. Но какое место он занимает в общей истории Японии, это совсем другой вопрос.

 — Что вы можете сказать о современном состоянии Японской Автономной Православной Церкви? Как она развивается, каким образом осуществляет свою деятельность и какие духовные учебные заведения в Японии существуют в наши дни?

— Что касается учебных заведений, то в XIX веке в Японии действовали духовная семинария, 6 духовных училищ и 2 школы для обучения девочек. Все они, после революции 1917 г в России, лишённые финансовой поддержки, прекратили свое существование, и до недавнего времени в Японии не было ни одного духовного учебного заведения. В этот период желающие стать православными пастырями вынуждены были учиться за границей. Но последние годы у нас открылась собственная семинария (при соборе Воскресения Христова в Токио — ред.), и окончившие её являются полноценными проповедниками православной веры. Отпала необходимость отправлять студентов за границу.

Если говорить о современном положении Церкви, то я не церковный человек и внутренней современной ситуации в достаточной степени не знаю. Но если судить поверхностным взглядом, то наметилась очень хорошая тенденция для распространения православной веры потому, что появились новые, очень хорошие, молодые священники. Среди них все больше появляются закончившие государственные университеты, например Токийский и Киотовский государственные университеты, и я считаю, что это очень хорошая тенденция.

Беседовали Александр Аникин и Вадим Лозовский