- Санкт-Петербургская Духовная Академия - https://old.spbda.ru -

Протоиерей Димитрий Юревич. Протокол всевластия

Поколение «И»

Согласно подсчетам аналитической компании Strategy Analytics, к концу 2014 года в мире будет использоваться 12 миллиардов устройств, подключенных к интернету, или примерно 1,7 на одного человека. В России, по данным Google, уже сейчас на каждого жителя приходится в среднем 2,4 таких устройства, этот показатель – лучший для Восточной Европы, он равен аналогичному для Германии, хотя и уступает США (2,9), Канаде (3), Австралии (3,1) и Великобритании (3,1). Рекордсменом в этом отношении на сегодня являются Нидерланды с соотношением 3,6 на одного человека. Если тенденция сохранится, то через 6 лет владельцем 4 подобных устройств будет уже каждый житель земли.

Приведенные цифры красноречиво свидетельствуют о том, что человечество вступило в новую эпоху – эпоху информационных технологий и интернета. Желание иметь несколько устройств с доступом в глобальную сеть – не каприз или роскошь, а стремление постоянно иметь связь с мировой сетью, ведь большое число из указанного количества составляют не «классические» десктоп-компьютеры, а портативные устройства – ноутбуки, планшеты и смартфоны.

Картина, которая сейчас наблюдается в обществе, поистине революционна. Люди старшего поколения вполне способны обходиться без технологических новинок и зачастую относятся к ним даже настороженно. Те, «кому за 30» еще помнят время, когда не было мобильной связи, когда информацию черпали преимущественно из книг и газет, поэтому их отношение к использованию интернета нередко весьма спокойное и прагматичное. Особую группу составляет молодежь, для которых выход в интернет означает нечто большее, чем простой поиск информации. Для них ежедневное пребывание в сети уже стало естественной частью жизни, оно не сводится лишь к поиску информации. Чем же так привлекательна глобальная сеть для молодых людей, что она дает и что потребует взамен?

«Паутина» 1.0 – мегабиблиотека

Следует иметь в виду, что интернет в том виде, как мы знаем его сегодня, появился в 1991 году, хотя компьютерные сети существовали к тому моменту уже более 20 лет. Однако прежняя технология передачи информации по сети была неудобной: при подключении к удаленному компьютеру пользователь получал возможность в лучшем случае видеть там названия файлов, доступных ему для скачивания, но не мог сразу уяснить себе их содержимое. Революцией в передаче данных стало изобретение 23 года назад английским ученым Тимом Бернесом-Ли протокола передачи данных, при котором пользователь, во-первых, сразу видел содержимое файлов, хранящихся на удаленном компьютере – тексты и изображения, которые при этом отображались одновременно, делая материал наглядным, во-вторых, получал возможность моментально переходить по ссылкам на другие страницы данного сайта или даже на сторонние сайты в сети для получения более подробной информации. Этот способ работы в сети получил название «протокол передачи гипертекста» (то есть «сверхтекста»; англ. HyperText Transfer Protocol – отсюда хорошо известная аббревиатура http, содержащаяся в начале адресов любого сайта в интернете). Поддерживаемая данным протоколом система взаимных ссылок и связей между различными сайтами стала известна как «всемирная паутина» (World Wide Web, послужившее основой для знакомого сокращения www) – по аналогии с паутиной, в которой имеется множество связей между ее узлами.

Кроме моментального получения текстовой и графической информации, а также возможности с легкостью переходить по ссылками, протокол давал еще одно важное преимущество – технические вопросы того, как устроена передача данных, были спрятаны от пользовательских глаз. На разных компьютерах с разными операционными системами принципы работы в программах-браузерах были одинаковы, в примерно одинаково отображались одни и те же сайты. Это позволило сделать сеть популярной среди обычных пользователей, не имеющих профессиональных компьютерных знаний.

В этот первый период существования всемирной сети, примерно до середины 2000-х годов, интернет в сознании пользователя был огромной библиотекой с постоянно растущим объемом информации, хранящейся в ней. Уже тогда серьезно изменилось сознание пользователей сети: массивы редкой информации, доступные прежде только в отдельных библиотеках, доступ к которым в ряде случаев был открыт лишь отдельным специалистам, стремительно оцифровывались и выкладывались в сеть для всеобщего доступа. Это касается и источников христианского знания: сейчас, спустя всего 20 лет после начала бурного развития сети, в сети доступны как ряд важных рукописей Ветхого и Нового Завета (чего стоит только проект по размещению Синайского кодекса онлайн), так и многие богословские журналы и книги. Зачастую теперь уже не нужно заказывать книгу или учебник в библиотеке, ждать, пока ее передадут тебе прежние читатели, торопиться конспектировать ее, пока не закрылся читальный зал. Один запрос в поисковике, один клик мышкой для скачивания – и цифровая версия в полном твоем распоряжении. Эта потрясающая доступность прежде дефицитного знания перевернула сознание пользователей – она вселила в них уверенность в неисчерпаемости паутины как источника информации. Старая формула «знание – сила» стала означать не только эффективность работы при написании курсовой или научной статьи; она обозначила важный психологический сдвиг. Протокол гипертекста дал реальную власть его пользователям, и они ее стали понемногу ее осознавать.

Веб-2.0: нить Ариадны или паутина Шелоб?

Вторая революция в сети, имевшая значительно более далеко идущие последствия и уже подлежащая анализу с религиозной точки зрения, произошла примерно 10 лет назад. Если в первый период существования паутины все пользователи довольно четко делились на две категории – создатели сайтов и их контента (меньшинство) и потребители информации (большинство), то концепция «веба 2.0» полностью стерла грань между первыми и вторыми. Стало ясно, что на техническом уровне достаточно легко реализовать идею, чтобы посетители сайтов принимали участие в создании их контента. Первые опыты показали потрясающий успех этой идеи. Однако жизнь показала, что генерируемый пользователями контент лишь в незначительных размерах направлен на пополнение нового знания, то есть на развитие идеи «веба 1.0» или «мегабиблиотеки», хотя успешным проектом такого рода стала научно-популярная Википедия.

Привлекательность веба 2.0 для пользователей проявилась совсем иным образом – через возникновение социальных сетей, стремительно набравших популярность всего за несколько лет. Например, количество активных пользователей Facebook, запущенной в 2004 году, уже в конце прошлого года превысило отметку 1,2 миллиарда человек ежемесячно, причем каждый день соцсеть посещало около 757 миллионов пользователей!

В России

ежемесячно во всемирную паутину выходят 65,9 млн. человек, из которых соцсети посещают более 90%. По данным аналитической компании Brand

Analytics, каждый день в российских социальных сетях появляется порядка 30 млн. новых сообщений

(т.е. 350 постов в секунду), а 35 млн. человек оставляют хотя бы одно публичное сообщение в

месяц. Ежемесячная аудитория среди наиболее популярных соцсетей распределяется так: «ВКонтакте» – 52,7 млн. пользователей, «Одноклассники» – 42,6 млн., «Мой мир на Mail.ru» – 30,6 млн., Facebook – 25,4 млн., «Твиттер» – 11,6 млн. Среди пользователей женщин немного больше, чем мужчин (соотношения от 52% – 48% до 56% – 44% в разных соцсетях). Наиболее активными пользователями являются люди в возрасте от 25 до 34 лет – они составляют от 21% до 28% «жителей» разных соцсетей, тогда как от 22% до 35% – молодежь от 12 до 24 лет. Согласно аналитике, до 20% сообщений в соцсетях – это рассказы «о себе» (что пользователи делают, где они находятся, что едят, что думают, что чувствуют), до 40% – обсуждение новостей с друзьями, кроме того, немалая часть трафика уходит на генерацию новостей (фото и рассказы о спортивных мероприятиях, происшествиях, ЧП и т. д.), на обсуждение товаров и услуг, размещение развлекательного контекста (шутки, картинки, красивые снимки и т. п.).

Таким образом в сети наиболее востребованным оказалось не стремление к поиску объективного, точного и научного знания, что было свойственно прежнему периоду интернета 1.0, а потребность в человеческом общении! Как же можно оценить с христианской точки зрения подобную вовлеченность все большего числа людей в общение в социальных сетях и возможна ли вообще такая оценка?

С христианской точки зрения общение с себе подобными полезно только тогда, когда оно не вытесняет из жизни верующего связь с Богом, когда не препятствует молитве, созерцательному размышлению и чтению Слова Божия. В противном случае общение (в том числе – в сети) рискует превратиться в греховное празднословие. Лишь в редких случаях выход в социальную сеть и общение с друзьями способны стать «нитью Ариадны» для запутавшейся в житейских заботах души, тогда как молитва и чтение хороших книг способны сделать это всегда. Значительно выше вероятность того, что читая бесконечные пустые комментарии, душа все больше начинает страдать от вовлеченности в мирскую суету; она становится несчастным хоббитом, попавшим в зловонное подземелье Шелоб и пытающимся на выходе пробиться через крепчайшую невидимую паутину, разорвать которую возможно только эльфийским клинком – живой благодатью Божией.

Мировоззренческая опасность лежит в подмене самого понятия «единства» людей, которое несет в себе «веб 2.0». Ибо Бог желает, чтобы все люди стали едины в Нем через Его воплотившегося Единородного Сына – через веру в Того, Кто отдал Свою жизнь, чтобы искупить нас от греха. Но такое единство с Богом во Христе возможно лишь в Церкви, через живое участие в Таинствах, через личные добрые дела. «Паутина 2.0» предстает в таком случае имитацией единства, в каком-то смысле – суррогатом Церкви – ибо не требует от человека личного подвига, очищения от греха, любви к ближнему с самопожертвованием.

Понимание иллюзорной природы «веба 2.0» не означает для христианина отказа от использования информационных технологий и положительных возможностей как традиционно понимаемых цифровых библиотек, так и социальных сетей. Из этого инструментария вполне возможно извлечь пользу – если помнить, что истинная власть, данная нам – быть «детьми Божиими» – имеет своим источником Господа Иисуса Христа, и возможна только через живое общение с Ним.

протоиерей Димитрий Юревич, проректор по Научно-богословской работе Санкт-Петербургской православной духовной академии, заведующий кафедрой Библеистики.