- Санкт-Петербургская Духовная Академия - https://old.spbda.ru -

Протоиерей Дмитрий Юревич. Значение современных исследований в библейской археологии для изучения библейской истории

В апреле 2018 года в Соединенных Штатах Америки в издательстве Crossway вышел принципиально новый комментарий на Священное Писание – так называемая «Археологическая учебная Библия». В ней текст Ветхого и Нового Завета последовательно истолковывается с точки зрения библейской археологии. Факт данного издания говорит о том, что отныне библейская археология приобрела новый статус в изучении библейской истории.

До последней четверти XIX в. библейская археология являлась исключительно вспомогательной дисциплиной, не имевшей дело с раскопками и артефактами. На основе одного только библейского текста предлагалось систематическое изложение быта, общественного и государственного устройства еврейского народа.

В конце XIX в. восприятие дисциплины радикально изменилось — она приобрела практический и апологетический характер. Начались исследования, а затем и интенсивные раскопки в странах библейского ареала, прежде всего – в Палестине и Заиорданье, ставившие цель доказать достоверность библейских повествований. Такие выдающиеся ученые, как Олбрайт Райт и Нельсон Глюк не скрывали, что руководствовались библейским текстом как компасом в процессе своих изысканий. Несмотря на замечательные успехи в идентификации и раскопках телей, лишь малая часть результатов имела прямое отношение к библейской истории. Археологический оптимизм себя не оправдал: несмотря на интересные находки, доказать истинность целого конкретных событий библейского повествования с помощью археологии не удалось в силу отсутствия каких-либо сведений о них.

Весьма закономерно, что в послевоенные годы произошло решительное размежевание полевой археологии, занимавшейся раскопками, от библейской. Теперь уже не религиозные фонды, а государственные структуры и светские институты финансировали полевые раскопки, ученые больше не преследовали цель сопоставлять находки с библейской историей. Исследования приобрели комплексный характер и решать самый широкий круг задач, включая реконструкцию социальной, политической и религиозной жизни людей в древности. Механизм научной деятельности стал громоздким, ученые успевали в разумные сроки оперативно издавать лишь предварительные отчеты о раскопках, а подробные материалы с описанием всех артефактов выходили нередко лишь спустя несколько десятилетий.

Обилие археологического материала в ряде случаев приводило к его неверной интерпретации, которая входила в противоречие с библейской историей. У стороннего наблюдателя стало складываться впечатление, что библейская археология скорее компрометирует, нежели объясняет библейскую историю. В 1970-е годы начали раздаваться голоса, возвещавшие скорую «смерть» библейской археологии.

Наиболее известным и ярким примером, проясняющим описанную ситуацию, стали раскопки в Иерихоне. Библейская история утверждает, что Иерихон был захвачен и разрушен евреями в самом начале завоевания Ханаана совершенно необычным образом; после этого город оставался незаселенным долгий период вплоть до царствования Ахава.

Иерихон (Тель эл-Султан)

Раскопки на месте Иерихона (тель эл-Султан) проводились в XX в. трижды – в 1907-1911 г. (немецкая экспедиция Э. Селлина и К. Ватцингера), в 1930-1936 гг. (раскопки британца Джона Гарстанга) и в 1952-1958 гг. (экспедиция британской археолога Кэтрин Кеньон).

Иерихон. Закона раскопок Дж. Гарстанга, в которой была найдена кипрская керамика

Все указанные экспедиции подтвердили, что в истории города имеется продолжительный период, когда он не был заселен после сильного разрушения вплоть до IX в. до Р.Х. Вставал важный вопрос: как археологически датируется падение Иерихона? Первая из вышеназванных экспедиций не смогла дать ответа, Джон Гарстанг датировал разрушение города примерно 1400 г. до Р.Х., а Кэтрин Кеньон – около 1550 г. до Р.Х.

Если отталкиваться от данных самой Библии, то вхождение евреев в Ханаан приходится примерно на 1400 г. до Р.Х. Этой датировке точно соответствуют археологические данные Джона Гарстанга. Однако результаты работ Кэтрин Кеньон полностью их перечеркивают: если Иерихон пал в 1550 г., то евреи, придя в Ханаан спустя полтора столетия, могли в лучшем случае наткнуться на его развалины.

Кипрская бихромная керамика, найденная Дж. Гарстангом

Как это часто бывает, К. Кеньон работала позже Дж. Гарстанга и, поскольку она имела значительно больший авторитет в науке, ее датировка стала общепринятой. На протяжении всей второй половины XX в. в библейских словарях и энциклопедиях Иерихон упоминали как хрестоматийный пример того, что «наука опровергла Библию». Некоторые «благочестивые» богословы пытались замаскировать данный факт, утверждая, что в этом был особый промысл Божий: поскольку евреи пришли к Иерихону и нашли его уже разрушенным, они были лишена необходимости завоевывать город силой. Естественно, подобные спекуляции выглядели крайне неубедительно.

В 1970-е годы произошло второе переосмысление сути библейской археологии. Она стала аналитической дисциплиной, и отныне перед ней не ставилась задача проводить самостоятельные раскопки, цель же заключалась в том, чтобы перекинуть мостик между результатами полевых раскопок и повествованием библейской истории. Библейская археология начала отличаться от полевой археологии так же радикально, как, например, различается теоретическая математика от прикладной. Чтобы заведомо исключить тенденциозные интерпретации археологических объектов или артефактов в угоду богословию, современные библейские археологи идут не от текста Библии к археологии (как делали их предшественники), а от результатов раскопок к библейской истории, интерпретируя ее в свете археологических данных.

Смена парадигм принесла богатые плоды к последнему десятилетию прошлого века. Выражаясь образно, избавившись от обязанности «добывать руду», библейские археологи получили возможность «плавить из нее золото». Внимательное, вдумчивое и систематическое изучение отчетов о раскопках полевых археологов на разных объектах начало приносить потрясающие результаты. Не стал исключением и случай с Иерихоном.

В начале 1990-х годов археолог Брайан Вуд проанализировал отчеты о раскопках в Иерихоне, произведенных как Кэтрин Кеньон (обратите внимание: последние отчеты о ее раскопках были опубликованы в 1983 г., т. е. спустя целых 25 лет после завершения исследований и через 5 лет после кончины самой исследовательницы), так и предыдущими археологами.

Иерихон (Тель эл-Султан). Зона раскопок К. Кеньон

Оказалось, что в своих рассуждениях К. Кеньон проигнорировала находки Джона Гарстанга (специфичную кипрскую бихромную керамику) и не учла ряда собственных находок палестинской посуды. Собрав воедино все данные, Брайан Вуд датировал падение Иерихона примерно 1400 г. до Р.Х., что полностью соответствует датировке, основанной на тексте Библии.

Внимание к деталям позволило Б. Вуду определить важное значение ряда других интересных находок. Две последние экспедиции обнаружили в городе немалые запасы зерна в сосудах (почти 220 л). Это означало, что город был взят не в результате длительной осады (стандартная практика в ту эпоху), а в результате краткосрочной военной операции. Кетрин Кеньон обнаружила место, где верхняя часть городской стены (состоявшая из кирпичной кладки) упала наружу и образовала своего рода пандус, по которому можно было взобраться на нижний уровень стены (каменной кладки), чтобы завоевать город.

Стратиграфия Иерихонского теля по К. Кеньон

Означает ли это, что археология доказала библейские события в Иерихоне? Абсолютно нет: археологически невозможно доказать, что операция по взятию Иерихона продолжалась именно 7 дней (как описано в Библии), или указать причину, по которой упала верхняя часть стены. Однако если принимать, как это делают богословы, библейский текст в качестве заслуживающего доверия, то данные библейской археологии могут приоткрыть любопытные детали библейских событий, как видно из приведенного примера.

Реконструкция библейского события взятия Иерихона по археологическим данным (по Б. Вуду)

В силу сказанного выше становится понятным, почему современная библейская археология развивается в двух направлениях. Первое – это восстановление общего историко-археологического контекста библейских событий. Второе – выявление таких деталей конкретных объектов или артефактов, которые не являются доказательством истинности, но могут быть важной иллюстрацией, позволяющей лучше понять библейские повествования (как в случае с Иерихоном).

Факт издания «Археологической учебной Библии» говорит о том, что к настоящему времени сведений второго рода накопилось уже столько, что произошел переход на новый качественный уровень. Из вспомогательной, в чем-то второстепенной дисциплины она становится одним из важных инструментов библейской экзегезы и открывает перед толкователем Библии новые перспективы.


Библиография 1. Клейн Л.С. Введение в теоретическую археологию. Кн. 1. Метаархеология. СПб., 2004. 2. Снигирев Р., прот. Библейская археология. М., 2007. 3. Archaeology Study Bible. Wheaton, Il: Crossway, 2018. XXII, 2024 p., 15 maps. 4. Davis T.W. Faith and Archaeology. A Brief History to the Present // Biblical Archaeology Review. 1993. Vol. 19. № 2. 5. Miller M. Old Testament History and Archaeology // Biblical Archaeologist. 1987. Vol. 50. № 1. 6. Wood B.G. Did the Israelites Conquer Jericho? A New Look at the Archaeological Eidence // Biblical Archaeology Review. 1990. Vol. 16. № 2.

Статья заведующего кафедрой библеистики Санкт-Петербургской Духовной Академии протоиерея Димитрия Юревича по случаю открытия нового курса по библейской археологии.