- Санкт-Петербургская Духовная Академия - https://old.spbda.ru -

Протоиерей Михаил Браверман. Особенности преподавания курса «Основы православной культуры (ОПК)» в среде трудных подростков

Осенью 2012 года во всех общеобразовательных школах России будет вве​ден предмет ОРКСЭ, один из модулей которого предполагает ознакомление с ОПК. Пока новый предмет будут изучать только пятиклассники, но знакомство с многовековой культурой Православия, лежащей в основании как культурной, так и духовно-нравственной жизни России, конечно же, не может быть огра​ничено одним лишь учебным годом и одним лишь предметом. Без знакомства с ОПК невозможно представить овладение такими учебными дисциплинами, как русская литература, МХК, история. Но что является самым главным — без знакомства с теми заповедями, которые вот уже две тысячи лет хранит Церковь, сегодня трудно представить духовно-нравственную личность. Более того, духов​ное просвещение подрастающего поколения представляется нам первостепен​ной задачей как Церкви и школы, так и всего общества. Ведь от того, каким мы воспитаем подрастающее поколение, зависит будущее нашей Родины. И потому сотрудничество Церкви и школы не ограничено только преподаванием ОПК, и Церковь распространяет свою заботу на все категории молодежи, в том числе и на так называемых «трудных» подростков. Быть может, именно эта категория молодежи, более чем кто либо, нуждается в духовном попечении Церкви и зна​комстве с теми заповедями, которые две тысячи лет назад были возвещены Спа​сителем и которые сегодня остаются актуальными, потому что обращены к серд​цу каждого человека. Психологи и социологи, объясняя феномен девиантного поведения в молодежной среде, обычно говорят о политических, экономических и социальных основах подобного явления, но, конечно, как для учителя, так и для священника основой неблагополучия в молодежной среде является недостаток или просто отсутствие воспитания. Нам представляется, что духовное воспита​ние должно стать неотъемлемой частью современного педагогического процесса. Что же касается знакомства трудных подростков с духовной культурой право​славия, то нам очевидно, что сами особенности их психики и поведения требуют именно того ответа, который может дать им Церковь.

Важную роль в коррекционно-реабилитационной работе с несовершен​нолетними правонарушителями играет глубокое изучение личности подрост​ка-правонарушителя и его социально-психологических характеристик.

Выше, анализируя специальную литературу, мы выделили четыре основных группы несовершеннолетних правонарушителей в зависимости от выраженно​сти преступной направленности.

К первой группе относится 10-15 % несовершеннолетних с преступной на​правленностью, для которых характерными признаками служат примитивные и низменные потребности, агрессивность и жестокость, склонность к азартным играм и уголовному фольклору. Именно такие подростки часто являются орга​низаторами преступлений.

Вторую группу, которая составляют 30-40 % несовершеннолетних, отличает отрицательная направленность личности. Этой категории свойственно пустое и бесцельное времяпровождение, склонность к употреблению спиртных напитков, часто наркотическая зависимость. Преступления они совершают не в результате активной противоправной деятельности, а просто «плывя по течению».

К третьей группе относятся подростки с неустойчивой личностной направ​ленностью, это 25-30 %. Здесь наблюдается конкуренция положительных и от​рицательных свойств. Преступление совершается, прежде всего, по престижным мотивам или в результате подражания. Эти подростки выражают раскаяние в совершенном преступлении.

Четвертая группа тоже включает в себя 25-30%, это подростки с положи​тельной направленностью личности. Преступления они совершают случайно, в результате так называемой «детской мотивации» — легкомысленности или непра​вильной оценки действия и его последствий.

Три последние из отмеченных нами групп подростков-правонарушителей могут поддаваться педагогическому воздействию, психологической корректи​ровке и социализации.

Характеристика несовершеннолетних правонарушителей во многом об​условлена особенностями подросткового возраста, с которым связаны биоло​гические, психологические и психические изменения в структуре личности. В подростковом, так называемом переходном возрасте, личность становится по​датливой к отрицательным влияниям внешней среды. Поэтому так важно для предотвращения формирования противоправного поведения подростков основ​ной акцент сделать на процессе их воспитания. И особенное место в этом про​цессе может и должна занимать Церковь. Почему? Потому что только Церковь на сегодняшний день может объяснить молодому человеку, что понятия «добра» и «зла» являются абсолютными, а не зависят от точки зрения, обстоятельств ме​ста или времени. В нашем обществе, которое, к сожалению, мало знакомо с уче​нием Церкви, иногда высказываются опасения, что Церковь займет пустующее, со времен краха коммунизма, место основной идеологической доктрины. Но в Церковном учении внимание фокусируется совсем не на идеологии, а на ценностях. Поэтому позиция Церкви, которая учит о достоинстве личности, ценно​сти человеческой жизни, необходимости семьи для воспитания и формирования нравственности, важна для всего российского общества, независимо от религи​озных, конфессиональных и национальных различий, и прежде всего, важна для подрастающего поколения, во многом оказавшегося в духовном вакууме, в ситу​ации, где потерянны нравственные ориентиры.

Существует определенная связь между образовательным уровнем и пре​ступлениями в молодежной среде. В подавляющем большинстве случаев уро​вень образования у подростков-правонарушителей намного ниже, чем у их за​конопослушных сверстников. У подростков-правонарушителей наблюдается как бедность интеллектуальной сферы, так и неразвитость учебных навыков. В силу бесконтрольного поведения и значительного перерыва в учебе несовершеннолет​ние правонарушители отстают в программе общеобразовательного учреждения на несколько лет. Обычное стремление к достижению успехов, которое в нор​мальных условиях выражается, в том числе, и в учебной деятельности, у несо​вершеннолетних правонарушителей заменено досуговыми, примитивными по​требностями и интересами. У подавляющего большинства свободное время — это время, свободное от социального контроля и ответственности перед обществом, при этом отмечается чрезвычайно редкое присутствие социально продуктивных видов деятельности.

Конечно, все вышеперечисленные симптомы нисколько не упрощают пред​полагаемую педагогическую деятельность в данной среде.

Но есть такие особенности подросткового возраста, которые делают моло​дых людей открытыми для воздействия Церкви и готовыми услышать ее слово.

Центральным пунктом подросткового возраста является формирование самооценки, представление о себе как о личности, субъекте деятельности. Но адекватная самооценка формируется у подростков при влиянии благоприятных внешних факторов. У неблагополучных же подростков в результате неблагопри​ятных условий воспитания формируется резко заниженная или завышенная са​мооценка.

Один из ведущих мотивов человеческого поведения — это мотив самоува​жения, который возможен при положительно оцениваемой деятельности. Но низкая самооценка переориентирует подростка на девиантный путь развития. Когда у подростка по каким-то причинам формируется низкая самооценка, его потребность в самоуважении особенно обостряется и заставляет активно искать способы ее удовлетворения. И если подростку не удается повысить самооценку социально приемлемыми способами, то он выбирает альтернативные образцы поведения, происходит переориентация на нормы асоциальных групп. Участие в таких группах предоставляет новые способы самоутвердиться и позволяет тем самым повысить самооценку подростка.

Но именно Церковь может дать молодому человеку критерий правильного отношения к себе. Потому что для Церкви всякий человек, будь то заслуженный профессор или малолетний правонарушитель, является таинственным «образом Божиим». Каждый человек достоин уважения, к каждому человеку Бог относит​ся, оберегая его достоинство и не нарушая его свободы. Услышать об этом для молодого человека, обеспокоенного проблемой самоутверждения, означает во многом встать на путь правильного решения этой проблемы. Узнав о своей цен​ности, подросток также узнает и то, что только от него зависит, что будет с тем «образом Божиим», который находится в его душе, будет ли он над ним трудить​ся либо же будет его искажать. Будет ли рабом греховных привычек или предпо​чтет свободу. Станет зависимым от греха или изберет Бога. Именно от этого и зависит судьба, реализация себя.

Важной особенностью подросткового возраста является стремление к иде​алу. Но у подростков-правонарушителей идеал зачастую совсем не соответствует нормам морали. Это стало возможным из-за отсутствия проведения последова​тельной работы по формированию в молодежном сознании позитивного идеала современного молодого человека, который благодаря своему уровню образова​ния, компетентности, целеустремленности способен занять достойное место в жизни. СМИ, кинематограф во многом на роль для подражания выдвигает раз​нообразных моральных уродов, а в лучшем случае поп-артистов и спортсменов. Конечно, наивно ожидать, что образы святых Александра Невского или Иоанна Кронштадтского сразу же найдут отклик в подобной молодежной среде, но, не​сомненно, когда молодые люди узнают о том, что их имена имеют определенные значения, что у каждого из них должен быть День именин и что их имена про​славлены теми или иными святыми, то это, как показывает опыт, не может их не заинтересовать. А ведь знание истории святого, с которым мы носим одно и то же имя, и является ответом на поиск идеала, который так необходим молодому человеку.

У подростков, склонных к противоправному поведению, отмечается также слабое развитие волевой сферы личности. Как правило, они не умеют управлять своими эмоциями и регулировать потребности. В связи с этим следование анти​общественным формам поведения для них зачастую представляется более лег​ким и удобным способом существования. Вследствие недостатков в воспитании у несовершеннолетних правонарушителей некоторые волевые свойства могут закрепляться и выступать как отрицательные волевые черты характера. Поэтому так важно объяснить, что без умения прилагать волевые усилия, без самодис​циплины у человека просто не будет будущего. На протяжении веков Церковь вырабатывала нормы аскетической, то есть деятельной борьбы, ведущей к победе над грехом. Поэтому Церкви есть что сказать сегодняшнему подрастающему по​колению. Но это возможно только тогда, когда молодой человек принимает два вышеназванных тезиса: Откровение Церкви о Боге и человеке и признание иде​алом — святости.

Конечно, невозможно предположить, что проповедь о Церкви и ее учении в среде молодежи особо сложной категории увенчается стопроцентным успехом.

Вере нельзя научить, вера есть свободный выбор свободного человека, но для того, чтобы сделать выбор, прежде всего, необходимы знания. И мы надеемся, что знакомство с тем, что учит о мире, жизни и человеке Церковь, поможет моло​дым людям найти нравственные ориентиры и подлинные жизненные ценности. Таким образом, три существенные особенности подросткового возраста: самоутверждение, потребность в идеале, необходимость в средствах, позволяю​щих аккумулировать волевые качества, с одной стороны, требуют помощи Церк​ви и Ее опыта, а с другой — делают деятельность Церкви востребованной со сто​роны этих молодых людей.

Сборник материалов VI Тихвинских межрегиональных образовательных чтений, 2012 г. 

В статье заместителя председателя Отдела религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской митрополии по благочиниям г. Санкт-Петербурга протоиерея Михаила Бравермана рассматриваются основные характеристики групп несовершеннолетних правонарушителей, особенности переходного возраста и возможности Церкви в деле реабилитации трудных подростков.