- Санкт-Петербургская Духовная Академия - https://old.spbda.ru -

Протоиерей Вячеслав Харинов. Наш пост — это маленький подвиг

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Помни день субботний во еже святити его. Шесть дней делай дела свои, день седьмой — суббота Господу Богу твоему (Исх 20:8-10). Суббота для человека, а не человек для субботы.

Вот все слова Священного Писания, Ветхого и Нового Заветов, которые позволят нам найти ключ к сегодняшнему Евангельскому чтению, позволят вынести важные уроки из этого чтения. Позволят увидеть парадоксальность в том кратком эпизоде, который зафиксирован евангелистом Марком о том, как проходя мимо засеянных полей, видимо, голодные ученики Христа сорвали в субботу колосья. Внимательно следившие за ними фарисеи немедленно объявили это нарушением Закона, приравняв это действие к жатве. Жатва в числе других 39-ти работ была в кодексе запрещенных действий субботы.

Надо сказать, что говорить о четвертой заповеди — о заповеди седьмого дня — надо, опираясь на те отрывки из Священного Писания, которые мы хорошо знаем, которые гласят об этой заповеди. Это прежде всего книга Исход 5-я глава, 20-я глава Второзакония и редко упоминающиеся изречения из книги Левит.

Фарисеи были неправы. В той же книге Второзакония есть уложение о том, как действует человек, если он голоден, если он в нужде. Эти уложения были частью социальной системы, системы социальной защиты в Израиле: ты можешь пойти в чужой виноградник и есть досыта, но нельзя набирать виноград в свой сосуд. Ты можешь пойти на поле к соседу, рвать колосья и есть, но нельзя их собирать, нельзя действительно устраивать жатву.

Христос на самом деле был прав, и ученики Его были правы, но фарисеям важно было обвинить Божественного Учителя. Важно было по-своему интерпретировать Закон.

Если книга Исход говорит о заповеди седьмого дня, как о дне, в который почил Господь от трудов, то книга Второзакония связывает седьмой день с днем отдыха, который необходим был всякому человеку и, прежде всего, евреям пленным в Египте. Книга Второзакония говорит о том, что: «Помни, ты был рабом в Египте» (Втор 15:15). И заповедь седьмого дня, таким образом, представляется заповедью освобождения, заповедью свободы, заповедью того отдыха, который положен всякому. А книга Левит говорит о седьмом дне, как о дне собраний.

Говоря о седьмой заповеди, мы не можем обойти пророков. Прежде всего пророка Исаию, готорый тоже говорит о том, что это отрада, это особый день, Господний день. Это день, в который мы должны не только собираться, в этот день мы должны и прикрывать свои уста от ненужных разговоров. Мы должны следить за сохранностью духовной жизни.

Заповедь седьмого дня – это заповедь Божественная. Установление самого праздника (этимология слова — праздный, пустой) говорит о том, что в этот день нам надлежит сохранять покой. И этот покой очень важен, ибо это религиозное уложение. Это уложение о том, что в этот день — день покоя — мы должны совершать прежде всего духовные дела. Мы не должны становиться просто физиологическими существами – есть, пить, размножаться. Мы должны помнить, что мы люди и заповедь седьмого дня – это заповедь религиозной жизни.

Что же случилось в ту субботу, когда Христос проходил мимо засеянных полей и дал возможность срывать колосья ученикам? Случилось очень многое. И это часто для нас остается сокрытым. Мы не прочитываем до конца Евангелие. Исполнением субботы, исполнением седьмого дня в Евангелии становится Сам Христос. «Я пришел не нарушить Закон, но исполнить» (Мф 5:17). И именно через крестную смерть Спасителя происходит исполнение Закона.

Человека, исполняющего Закон, на самом деле нет, и Христос говорил об этом, что если ты нарушил хотя бы одну заповедь, ты нарушил весь Закон. «Несть человека, иже жив будет и не согрешит». Мы это знаем очень хорошо. Только Христос является исполнением Закона. Только Он имеет право эти законы утверждать. И эта фраза, которая остается нами немного незамеченной, о том, что Он Господин и субботы – есть сильнейшее свидетельство о Своем Мессианстве Христа. Никогда более к этой фразе не прибегали ученики и апостолы. Только Он Господин субботы. Только Он, через Которого все начало быть. И Христос имеет право распоряжаться субботой.

Сегодняшнее Евангелие дает нам возможность снова вспомнить о нашем седьмом дне и вдруг увидеть, что для нас не Закон, но благодать важна. Мы вдруг видим, что седьмой день становится днем именно исполнения субботы, то есть воскресением. Мы видим учеников, собирающихся именно в воскресение – первый день. И вдруг обнаруживаем в Ветхом Завете, что оказывается праздник опресноков, праздник кущ совершался именно в первый день. Совершался именно в воскресный день, как мы его празднуем. Ещё в 12-й главе книги Исход, до того, как в 20-й дана Моисею заповедь, уже говорится о том, что «собрание Твое должно совершаться и в первый день» (Исх 12:16). Этот первый день еще в Ветхом Завете освящен.

Сегодняшний разговор о четвертой заповеди, о заповеди седьмого дня, должен быть соединен с церковной памятью, с памятью великомученика Феодора Тирона. Соединен именно таким образом – фарисеи делали из Закона кумира. Они служили этому кумиру. Они служили этому идолу. Для них понимание Закона свелось к очень мелочному уложению. И как бы в нарушение этого, в подтверждение слов Евангелия от Матфея, что исполнение Закона, высшее в Законе – это суд, милость и вера, Господь шесть раз делает запретные, с точки зрения фарисеев, действия. Это и сегодняшний сухорукий в синагоге, это и исцеленный от водянки в доме фарисейского начальника, это и согбенная 18 лет женщина, это и овчая купель и исцеленный там и, наконец, чудо в Вифании, Лазарь Четверодневный – это ведь тоже суббота. Господь везде утверждает Свое господство над субботой. И говорит о том, что Закон исполнить может только Он, а тот, кто делает из Закона кумира, тот на самом деле идолопоклонник.

Новобранец, рекрут Мармарикского полка, который дислоцировался в Амасии и Понте, Малой Азии, Феодор, отказался есть идоложертвенное. Он отказался служить кумирам и идолам в этом малом – щепотке еды, которую ему дали. Он предпочел голод. Мучители дивились, открыв темницу, что он не умер от голода. Потом последовали мучение и сожжение. Он не стал служить кумирам.

Урок сегодняшнего дня – не служение кумиру, которого мы создаем. А ведь кумиров мы создаем. Мы служим этим кумирам. И особенно об этом актуально говорить в нашей стране и в наше время.

У замечательного философа и богослова Симеона Франка есть статья «Сокрушение кумиров», где он очень тонко и пристально анализирует ситуацию, предшествовавшую революционным потрясениям в нашей стране. И он показывает, как создавали, на фоне законов, на фоне разговоров о благочестии, на фоне религиозно философских поисков, настоящих кумиров. И этим кумирам начинали служить, и эти кумиры начинали действовать, и эти кумиры привели к ужасной катастрофе. И потом это продолжилось, и эти кумиры, создаваемые в нашей стране, до сих пор ещё действуют. Кумиры, создаваемые из личностей, из партий, из идеологий – они действуют, и служение им ещё совершается в нашей стране.

Сегодняшний разговор евангельский и память церковная дают нам возможность неожиданным образом, парадоксально взглянуть на наш пост и увидеть, что наш отказ от многих видов пищи, наше дистанцирование от излишеств есть попытка уйти от служения кумирам.

Наше сегодняшнее общество очень часто называют обществом потребления, и в обществе создан настоящий культ потребления, культ еды, и надо взглянуть по-новому на те малые подвиги, которые мы совершаем, надо увидеть эту индустрию, эту промышленность, эту охватывающую средства массовой информации рекламу. Эту культуру, которая является популярной, которая предлагает всем все в излишестве. Далеко не лучшего качества, но потребляй и ешь. Наш пост – это маленький подвиг. Нам надо помнить, что у нас ум Христов и мы имеем нравственное суждение о каждом деянии, совершаемом нами и совершаемом в обществе. И в этом наше отличие и собственно наша осоленность, и в этом свет христианства. И когда нам предлагают подобное, надо вспомнить мучителей, рекрутов, новобранца. Лет 15-16 ему было, когда призвали в римскую армию почти мальчика Феодора из Мармарикского полка, дислоцировавшегося в Амасии. И его спрашивали: «Так ты с кем? Ты с нами или ты со своим Христом?» И нам надо уметь каждый раз отвечать, как отвечал Феодор: «Мы с нашим Христом и есть и будем». Аминь.

// Проповедь духовника Санкт-Петербургской православной духовной академии протоиерея Вячеслава Харинова, произнесенная на Божественной литургии в субботу первой седмицы Великого поста 2012 года