- Санкт-Петербургская Духовная Академия - https://old.spbda.ru -

Протоиерей Вячеслав Харинов. Время поиска Бога

Христос, войдя в святой город, заплакал. В этих слезах Христа не только будущее разрушение Иерусалима. В этих слезах Христа все наше будущее. «О, если бы ты знал, что служит Твоему миру, но ты не узнал этих посещений их», – эти слова можно обратить к самим себе, эти слова Евангелия актуальны во все времена, во все годы. «О, если бы ты знал их посещения, если бы ты знал время!».

Слова Христа определяют то время, которое нам всем отведено. Мы называем пост – временем покаяния. Нам на каждое дело дается время, мы видим ценное время Иезавели, она не кается и осуждается; мы видим время, данное неневитянам, они каются и прощаются; мы видим время, которое не соблюл Саул, не дождавшись Самуила, и он оказывается осужденным.

Мы живем внутри времени, и время определяет все наши деяния, определяет наши отношения с Богом. В книге Деяний сказано, что Господь определил времена для того, чтобы люди искали Бога, пытались Его ощутить, хотя Он рядом – так говорит Священное Писание. Это время нахождения Бога – это время поста. В Священном Писании Иисусу Навину сказано, что эта Книга должна быть перед его очами день и ночь. Хотя Иисус Навин много времени провел с Моисеем, он опытный полководец и духовный лидер, но и ему нужно день и ночь иметь перед собой слово Священного Писания. Мы также знаем, что и доброделанию определено время, и апостол увещевает нас не уставать и делать добро другим пока есть время.

Можно сказать, что Христос говорил о войне, которая предстояла Иерусалиму, но эти слова были обращены не только к тому святому городу, но они обращены и к нашему святому городу. Слова Евангелия актуальны. Около миллиона павших мирных горожан в этом городе сделали навсегда его улицы святыми. И грех неуместен здесь. Он неприличен этому городу и от него надо избавляться любой ценой.

Как вы думаете сколько крови дал блокадный Ленинград фронту? 144 тонны. Блокадный город. Здесь сдавали кровь 5000 доноров. И не далеко от нас, к 44-му году открыли специальный магазин для доноров, которые были в нашем городе. Но только к 44-му году 3000 из них уже умерли. Спохватились немецкие гематологи, что они проигрывают войну русским гематологам. Но ведь нельзя же использовать кровь недолюдей. И тогда немецкая наука объявляет, что можно использовать кровь детей от 6 до 14 лет. Тогда создаются эти знаменитые детские лагеря, в том числе и около нашего города. Вы знаете, что по немецки значит «полный донор»? Это означает ребенка, с которого полностью спускали всю кровь. Это это была реальность, это была блокада.

Наш город святой и в нем неуместен грех. И время определенное нам для покаяния – это время поста. Именно в это время мы должны избавляться от всякого греха, который мы чувствуем на своей совести. Именно в это время надо суметь избавиться от греха, потому что именно из сердца человеческого исходят злые помыслы.

Война – самая ужасная форма при полной непримиримости к человеческому сердцу. Именно отсюда все злодеяния и скорби. Можно сказать, при чем здесь война, при чем здесь мы? Но мы в крещении были названы новоизбранными солдатами Христа. Мы солдаты уже с самого крещения. Единственная война, которую благословляет Церковь и которую ведет – это война со злом и мы все солдаты на этой войне. И сводки о необратимых воинских потерях ежедневно приходят к нам из выпусков новостей.

Будем внимательны к тому что мы делаем, будем осторожны в своем делании, будем помнить, что от нашей осторожности зависит очень многое. Иногда, небрежность, неосторожность на войне вызывают трагедии. Солдат по небрежности роняет гранату с выдернутой чекой в окопе или в танке, но всегда найдется молоденький лейтенантик, выпускник военного училища, который закроет собой гранату. Надо быть очень бдительным и аккуратным.

В этой войне нам очень опасно стать на путь прощения грехов самому себе. Перестать быть судьей, быть адвокатом, апологетом своих действий. И тогда возникает очень опасное состояние, состояние которое может пройти незамеченным в эти дни. Состояние «пилатовой чистоты». Он вроде бы ничего не сделал, он даже показательно умоет руки перед народом, в знак своей чистоты и невинности. Но он предает Христа убийцам, священникам, фарисеям, законникам. Этой «пилатовой чистоты» надо бояться. Нет никого, кто бы был без греха – так возглашает апостол Иоанн. Он и говорит, что нет человека, который бы не имел греха. И сегодня нам можно очиститься от этого греха, стать добрым солдатом в этой войне со злом.