- Санкт-Петербургская Духовная Академия - https://old.spbda.ru -

Сергей Худиев. Чужие грехи

Горячее желание осуждать других людей — более того, желание, чтобы они действительно оказались плохими — знакомо многим, верующим и неверующим. “Желтая пресса” специализируется на поставке новостей про грязное белье знаменитостей. “Такая-то певица напилась вдрызг и подралась с охраной ночного клуба!” “Такой-то известный журналист застигнут с девицами!” “У такого-то борца за правду обнаружились такие-то темные делишки!”. Люди (и у нас, и в других странах) с радостью покупают это. Почему? Почему людей радует, забавляет и утешает чужой позор? Почему людям так важно знать про “донжуанский список Пушкина”, несчастную личную жизнь Чайковского или тяжелый алкоголизм Мусоргского? В конце концов, мы же любим их не только за это?

Похожее явление возникает в отношении Церкви — и тут оно принимает даже более острые формы. Есть чудесные православные семьи, в которых уже сейчас присутствуют отблески Царства Божия — но газеты с радостью расскажут историю о том, как кто-нибудь скандально развелся. Журналисты настроены антицерковно? Да нет, дело не в этом. Просто люди хотят, чтобы им рассказали о дурных примерах — и не рассказывали о хороших. Это рынок. Журналисты продают то, что у них покупают.

Что порождает спрос на чужие грехи? Это достаточно очевидно — чувство вины. Хорошие люди неприятны тем, что свидетельствуют о том, что ты мог бы поступать так же, и единственная причина, по которой ты это не делаешь — твой личный выбор. Поэтому гораздо приятнее иметь дело с дурными людьми — или, хотя бы, дурными поступками.

В русской комической повести “Сказ о бражнике, како вниде в рай”, горький пьяница оказывается перед вратами Рая. Сначала Апостолы Петр и Павел, потом царь Давид и другие святые говорят ему, что пьяницам в раю не место — на что находчивый пропойца напоминает святым их собственные грехи — Петр три раза отрекся от Христа, Павел соучаствовал в убийстве первомученика Стефана, Давид — прелюбодей и убийца, так что в итоге святым приходится принять пьяницу к себе. Эта надежда спастись чужими грехами — вы-то кто такие, чтобы меня судить — и побуждает людей с радостью ухватываться за сообщения о том, что все вокруг грешники. А особенно, те кто говорят о праведности больше всех.

Но никто не может спастись чужими грехами. Бражник может войти в рай, точно также, как предатель, прелюбодей, гонитель и даже убийца — потому что за грехи всех их умер Невиновный. Как говорит святой Апостол Петр, “Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились. (1Пет.2:24)”  Через покаяние и веру мы обретаем прощение и мир. Как говорит Апостол Павел, “Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения, потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя [людям] преступлений их, и дал нам слово примирения. Итак мы — посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом. Ибо не знавшего греха Он сделал для нас [жертвою за] грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом. (2Кор.5:18-21)”

Если мы покаялись, Бог не вменяет нам наших грехов — потому что за них уже умер Христос. Тяжесть осуждения, которая тяготела на нас, полностью снята, как еще говорит Апостол, “Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, (Рим.5:1)” Если у нас есть этот мир, на просто незачем оправдываться чужими грехами — у нас есть оправдание во Христе и никаких других оправданий нам не нужно.

Искание чужих грехов, желание видеть в людях дурное — симптом отсутствия мира с Богом; это проявление чувства вины, а само это чувство — как красная лампочка на пульте, которая говорит о том, что вы идете на дно и можете уйти окончательно. Эту лампочку можно пытаться чем-нибудь замазать или прикрыть, но делать это смертельно — и даже хуже, чем смертельно. Это отсутствие мира может проявляться у людей неверующих (что понятно), но может проступать и людей глубоко религиозных. Более того, уж зоркий взор религиозный усматривает в ближних столько греха, сколько богословски неподкованному читателю бульварной прессы и не снилось.

Неукротимое негодование на чужие грехи, жажда суровых кар нарушителям закона Божия — явление известное, и тут можно, конечно, напомнить, что место обвинителя на процессе уже занято, и мы уж не будем подробно уточнять, кем. Но за этой яростью на чужие грехи стоит та же проблема — отсутствие мира с Богом. Увы, так бывает — можно верить в Бога, даже ходить в Церковь, и не понимать, что сделал для нас Христос. Он принес нам прощение и мир. Мы должны принять это, как мы принимаем Его тело и Его кровь, за нас излитую во оставление грехов. Наши грехи оставлены, прощены — и по отношению ко всем остальным грешникам мы не прокуроры, не ангелы мщения, а парламентеры, “от имени Христова просим: примиритесь с Богом”