- Санкт-Петербургская Духовная Академия - https://old.spbda.ru -

Сергей Забавнов. Василий Бринзей. Преодоление наркотической зависимости в контексте православной аскетики

В настоящем сообщении мы будем рассматривать такую страсть, как наркомания. Прежде чем говорить об этом, мы должны понять, что такое «наркомания», «зависимость» и «реабилитация» с медицинской и психологической точки зрения.

Наркома́ния (от греч. νάρκη /narkē/ — оцепенение, сон, и μᾰνία / mania/ — безумие, страсть, влечение) — прогредиентное заболевание, вызванное употреблением наркотических веществ. Также употребляется термин «токсикомания» — обычно это означает зависимость от веществ, которые законом не отнесены к наркотикам[1].

В Международной классификации болезней (МКБ-10). Наркомания отнесена к психическим расстройствам и расстройствам поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ. Данная болезнь включает в себя следующую симптоматику: зависимость и синдром отмены. Результатом употреблением психоактивных веществ являются клинические или поведенческие изменения человека, которые причиняют страдания и препятствуют адекватному функционированию личности. Можно выделить целый ряд психологических расстройств, которые вызванные наркотическими веществами: органические расстройства личности, расстройства поведения, личности, эмоциональные (аффективные) расстройства, посттравматические стрессовые расстройства и многое другое[2].

Человек, который систематически употребляет психоактивные вещества не может без посторонней помощи отказаться от этого. Наркотические вещества развивают в индивиде физическую и психологическую зависимость. Мы дадим краткое описание этим двум компонентам-зависимостям, корни которых находятся в физическом теле человека и в области психики.

1. Синдро́м физи́ческой зави́симости — синдром зависимости, возникает при длительном употреблении психоактивных веществ и некоторых лекарственных средств. Каждый раз, когда индивид вновь принимает наркотики, у него возрастает толерантность к этим веществам, что впоследствии может вызвать развитие абстинентного синдрома, при резком прекращении их употребления[3].

2. Синдро́м психи́ческой зави́симости — часть синдрома зависимости, включающий навязчивое влечение к психоактивному веществу и способность достижения состояния психического комфорта в предмете влечения. Появлению синдрома психической зависимости предшествует синдром измененной реактивности.

Синдром выражается в постоянных мыслях о психоактивном веществе, подавленности, неудовлетворённости в отсутствие вещества, подъеме настроения в предвкушении его приема. Синдром трудно выявляем, так как в подавляющем большинстве случаев имеется установка больного на диссимуляцию.

В подавляющем большинстве случаев психическая зависимость является основной и единственной причиной постоянных рецидивов употребления психоактивного вещества.

Способность достижения состояния психического комфорта при интоксикации не является синонимом эйфории, под ним подразумевается не столько переживание удовольствия, сколько уход от состояния неудовольствия. Если здоровый человек способен ощущать удовольствие во многих ситуациях, в том числе в состоянии наркотического опьянения, то наркоман — только при употреблении наркотика. С течением болезни появляется симптом улучшения психических функций под действием привычного наркотика. Наркотик становится необходимым условием благополучного психического существования и функционирования. Этот симптом наблюдается при всех формах наркомании, за исключением тех, в которых психика при приеме препарата дезорганизуется всегда (психоделики, холиноблокаторы и т. П)[4].

Полноценное избавление от наркомании может обеспечить человеку успешное прохождение всех этапов реабилитации в специальных центрах. Сам термин реабилитация обозначает следующие: «Реабилитация (от лат. Re — вновь + habbilis — приспособленный, удобный) — сочетание медицинских и социальных мероприятий, проводимых с целью максимального восстановления и компенсации нарушенных или утраченных функций. По заключению ВОЗ (1970), реабилитация определяется как «комбинированное и координированное использование медицинских и социальных мер, обучения и профессиональной подготовки, имеющей целью обеспечить больному наиболее высокий, возможный для него уровень функциональной активности»[5].

Основные принципы реабилитации разработаны М. М. Кабановым. Для него существуют четыре основных принципа:

1. Единство психосоциальных и биологических воздействий —- при построении системы восстановления, реадаптации, компенсации учитываются психологические и клинико-биологические факторы;

2. Разноплановость усилий направленных для организации реабилитационной программы — с учетом разных сторон жизнедеятельности больного и в различие от сферы реабилитации (общественной, психологической, профессиональной, семейной);

3. Апелляция к личности больного, принцип «партнерства», суть которого заключается в том, чтобы больной включился в лечебно-восстановительный процесс, добиться его активного участия в восстановлении нарушенных социальных связей и функций организма;

4. Ступенчатость проводимых мероприятий и воздействий — использование переходных режимов внутри лечебных отделений, в ночных и дневных стационарах, в профилакториях и санаториях;[6]

Если рассматривать болезнь наркоманию с медицинской и психологической стороны, то это позволит нам обозначить основные методы реабилитации. Однако, зависимость от наркотических веществ, как и любая другая зависимость, которая нарушает целостность человеческой личности, в православной традиции рассматривается, как страсть. Поэтому мы считаем, необходимым дополнить термин «наркомания» с аскетической стороны и на основании этого дать практические рекомендации в борьбе со страстью наркомании.

Слово «страсть» (παθοζ) образовалось от глагола «страдать» (πασχω) и обозначает внутреннюю болезнь. Существенное различие между грехом и страстью заключается в том, что «страсть в душе движется, а деяние греховное телом видимо совершается»[7].

По учению преподобного Максима Исповедника, корнем всех грехов является страсть самолюбия. Самолюбивый человек тот, который чрезмерно любит самого себя и служит самому себя, при этом, забывая про Бога. От этой страсти «рождаются три первые и родовые страстные и неистовые помыслы, а именно: чревоугодие, сребролюбие и тщеславие. [А] от этих трех помыслов рождается все племя страстей»[8].

Затем, преподобный Максим Исповедник перечисляет порождения самолюбия, разделяя их на две категории. Страсти первой группы, которые упомянул преподобный Максим, следующие: «чревоугодие, гордость, тщеславие, чванливость, сребролюбие, жадность, насилие…, безрассудство, безумие…, пошлость, плутовство, распущенность, легкомысленность…, срамословие и все другое подобного рода»[9]. Наркомания, как мы выяснили, это также страсть, которая берет свое начало из самых глубин греховного человеческого естества.

Преподобный Иоанн Дамаскин приводит другую классификацию страстей, которая основана на трех силах души: разумная, раздражительная и вожделевательная. Опуская первые две силы, скажем о третьей силе души. «Грехи вожделевательной силы суть следующие: чревоугодие, прожорство, пьянство, блуд, прелюбодеяние, нечистота, распутство, корыстолюбие, вожделение пустой славы, золота, богатства и плотских удовольствий»[10].

Также, у Святых Отцов существуют еще одно деление, на душевные и телесные страсти. Эта классификация существенно отличается от предложенных выше, но при этом, они не противоречат друг другу, а наоборот, дополняют. Так, преподобный Максим Исповедник пишет: «из страстей иные суть телесные, иные душевные. Телесные от тела получают повод, а душевные от внешних предметов»[11.

Наиболее подробное описание этой классификации мы встречаем у преподобного Иоанна Дамаскина. Мы не будем говорить про душевные страсти, а сразу перейдем к телесным. По словам, прп. Иоанна Дамаскина телесные страсти это: «чревоугодие, прожорство, роскошь, пьянство, ядение в тайне, разные роды сластолюбия, блуд, прелюбодеяние, распутство, нечистота, кровосмешение, деторастление, скотоложство, худые пожелания и всякие противоестественные и постыдные страсти, воровство, святотатство, разбой, убийство по зависти или в неразумном раздражении, всякое телесное успокоение, удовлетворение хотениям плоти, особенно в здоровом состоянии тела, волшебство, ворожбы, чародеяния, гадание, предвещание, щегольство, легкомыслие, нега, страсть к нарядам, натирания лица, предосудительное распутство, игра в кости, пристрастная преданность мирским удовольствиям, жизнь плотоугодная, одебеляющая ум, делающая его оземленившимся и скотоподобным и никак не допускающая возвести взор к Богу и к делам добродетелей»[12].

Исходя из всех трех предложенных классификаций, мы можем идентифицировать страсть наркомании следующим образом. Наркомания — это страсть, берущая свое начало из самолюбия. Относится к одной из трех родовых страстей, а именно чревоугодия. Также, мы можем примкнуть страсть наркомании к первой категории страстей, которые появляются из самолюбия. Для осуществления данной страсти используется «вожделевательная» сила души. Наркомания является телесной страстью.

На основании приведенной схемы страсти наркомании, мы можем дать практические рекомендации по борьбе с ней.

«Начало плодоносия — цвет, а начало деятельной жизни — воздержание»[13]. Так, советует нам поступать преподобный Нил Синайский, если мы хотим избавиться от страсти. Это важная особенность, с которой необходимо начинать борьбу со страстью. Грубо говоря, мы не столько боремся со страстью и пытаемся ее подавить, сколько сублимируем энергию, которая исходит от страсти в правильное русло. Об этом писал святитель Григорий Палама. Он нам повествует, что умертвить страстную часть души не означает запереть ее «бездейственную и неподвижную в себе самих, чтобы не совершить грехов, но уничтожить только расположенность ее ко злу, полностью превращая ее в любовь к Богу»[14], но достигнуть этого, человеку только своими силами невозможно. Несмотря на то, что принцип синергии сохраняется, главная роль отводится действию благодати Божией. Преподобный Максим Исповедник так описывает ее действие: «Любовь Божия, возобладает им (умом) разрешает его узы, убеждает не дорожить не только чувственными предметами, но и самой жизнию временною»[15].

Таким образом, нужно попытаться сделать, так чтобы благодать Божия действовала в человеке. Это достигается благодаря правильной реализации свободной воли человека. Один из способов этой правильной реализации является исповедь и покаяние. Существуют два вида исповеди. Первая — сокрушение о грехах во время молитвы. Вторая — исповедь непосредственно духовному наставнику, то есть священнику. Эти два вида исповеди имеют свою духовную пользу. В первом случае, мысленная исповедь вызывает умиление, а «умиление есть непрестанное мучение совести, которое прохлаждает сер- дечный огонь мысленною исповедью перед Богом»[16]. «Исповедь есть забвение естества, как некто “забых снести хлеб свой (Пс. 101:5)”»[17]. Нельзя забывать об исповеди духовному наставнику. Эти два вида должны сочетаться между собой и никак не взаимоисключать друг друга. Слова Священного Писания «…примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин. 20:22-23)» святитель Иоанн Златоуст толкует так: «какой чести удостоила священников благодать Духа»[18]. Продолжая свою мысль, он пишет, что священники, живя на земле, «поставлены распоряжаться небесным, [ибо] что священники совершают на земле, то Бог довершает на небе, и мнение рабов утверждает Владыка»[19]. Исходя из этого, можно сделать вывод, что традиционная исповедь является необходимом элементов в жизни каждого человека.

Страсти и грехи бывают разной тяжести. Есть такие, от которых нельзя избавиться в одно мгновение. Если человек совершил убийство, воровство, блуд и т. д., то очень опрометчиво думать, что, исповедав данные грехи, человек сразу же освободится от тяжести этих прегрешений. По этому поводу у целого ряда святых отцов присутствует следующая мысль: «как одержимому долговременною болезнию невозможно в одно мгновение получить здравие, так невозможно и в короткое время победить страсти или хотя одну из них».[20] Требуется значительное количество времени, проведенные в трудах и подвижничестве, поскольку «делами укореняющиеся страсти делами же и врачуются»[21]. Поэтому «утеснение себя во всем и воздержание, труды и подвиги духовные при- носят бесстрастие»[22].

По учению свт. Григория Паламы, для полного исцеления души необходимо использовать три вида нищеты, и в неразрывном единении они приводят к желаемому результату. Он пишет, что «гнев же, в ко- тором беснуются страсти плотские», нужно «лечить подвижничеством и воздержанием»[23]. В другом месте он пишет, что плотские страсти «ничем другим не врачуются, как умерщвлением тела, споспешествуемым молитвою и смирением сердечным, что и есть нищета духом»[24].

Плотские страсти включают в себя раздражительную и вожделевательную часть души. Исходя из этого, мы можем дать еще одну рекомендацию от святых отцов: «Душа имеет разумную и страстную части. Разумная очищается чтением и молитвою, а страстная — любовью и воздержанием»[25].

Существует определенный алгоритм борьбы со страстями. В нашем случае, страсть наркомании находится в самом начале очищения души. Преподобный Никита Стифат говорит о трех основных страстях и дает рекомендации в какой последовательности с ними бороться. «Кто теперь только обнажился для подвигов благочестия и вводится в ополчение против страстей, тот всю брань свою устремляет против духа сластолюбия… Он измождает плоть неядением, спанием на голой земле, бдениями и всенощными молитвами…, а душу сокрушает помышлением об адских мучениях и памятию смертною»[26].

Исходя из того, что наркомания является духовной болезнью, мы предлагаем использовать аскетические элементы в реабилитации наркозависимых. Мы убеждены в том, что если борьба с наркоманией будет проходить на трех уровнях проявлениях данной болезни (физическом, психологическом, духовном), то представляется возможным обеспечить качественную реабилитацию, и успешное нахождение в ре- миссии. Примеры подобных сочетание этих трех компонентов уже существует на практике. Самый яркий пример реабилитационный центр «Саперное» Ленинградской области.


Примечание

[1] Пятницкая, И. Н. Общая и частная наркология. Руководство для врачей. — М.: Медицина, 2008. С. 87.

[2] Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем. Т. 1. Часть 1. Женева: Всемирная организация здравоохранения, 1995. С. 325.

[3] Белялов Ф. И. Психические расстройства в практике терапевта. — Иркутск: РИО ИГМАПО, 2013. С. 94.

[4] Белялов Ф. И. Психические расстройства в практике терапевта. — Иркутск: РИО ИГМАПО, 2013. С. 123.

[5] Никифоров А. С. Полный толковый словарь. Неврология // Мир психологии / URL: http://www.persev.ru/reabilitaciya (дата обращения: 28.02.2017).

[6] Блейхер В. М., Крук И. В. Словарь психиатрических терминов // Мир психологии / URL: http://www.persev.ru/reabilitaciya (дата обращения: 28.02.2017).

[7] Никита Стифат, прп. // Макарий Коринфский, свт. Добротолюбие. В 5 т. Т. V. М.: СТСЛ. С. 92.

[8] Максим Исповедник, прп. // Макарий Коринфский, свт. Добротолюбие. В 5 т. Т. III. М.: СТСЛ, 1895. С. 188.

[9] Максим Исповедник, прп. Творения: Т. 2. Кн. 2. М., 1993. С. 23-24.

[10] Иоанн Дамаскин, прп. // Макарий Коринфский, свт. Добротолюбие. В 5 т. Т. II. М.: СТСЛ. С. 373-374.

[11] Максим Исповедник, прп. // Макарий Коринфский, свт. Добротолюбие. В 5 т. Т. III. М.: СТСЛ, 1895. С. 171.

[12] Иоанн Дамаскин, прп. // Макарий Коринфский, свт. Добротолюбие. В 5 т. Т. II. М.: СТСЛ. С. 370-371.

[13] Нил Синайский, прп. О восьми духах зла // Макарий Коринфский, свт. Добротолюбие. В 5 т. Т. II. М.: СТСЛ, 1895. С. 229.

[14] Григорий Палама, свт. Триады в защиту священно-безмолвствующих. М.: Канон, 2011. С. 182.

[15] Максим Исповедник, прп. // Макарий Коринфский, свт. Добротолюбие. В 5 т. Т. III. М.: СТСЛ, 1895. С. 177.

[16] Иоанн Лествичник, прп. Лествица. Слово 7. М.: СТСЛ, 1993. С. 76.

[17] Там же.

[18] Иоанн Златоуст, свт. // Иоанн Златоуст, свт. Полное собрание творения. В 12 т. Т. I. Ч. 2. М.: Радонеж, 1994. С. 426.

[19] Там же. С. 426.

[20] Иоанн Лествичник, прп. Лествица. Слово 26. М.: СТСЛ, 1993. С. 214.

[21] Никита Стифат, прп. // Макарий Коринфский, свт. Добротолюбие. В 5 т. Т. V. М.: СТСЛ. С. 91.

[22] Там же. С. 91.

[23] Григория Палама, свт. // Макарий Коринфский, свт. Добротолюбие. В 5 т. Т. V. М.: СТСЛ. С. 267.

[24] Там же. С. 270-271.

[25] Фалласий, прп. // Макарий Коринфский, свт. Добротолюбие. В 5 т. Т. III. М.: СТСЛ, 1895. С. 301.

[26] Никита Стифат, прп. // Макарий Коринфский, свт. Добротолюбие. В 5 т. Т. V. М.: СТСЛ. С. 92-93.


Источники и литература

5. Библия с комментариями и приложениями. М.: Российское Библейское общество. 2013. — 2047 с.

6. Белялов Ф. И. Психические расстройства в практике терапевта. — Иркутск: РИО ИГМАПО, 2013. — 327 с.

7. Блейхер В. М., Крук И. В. Словарь психиатрических терминов // Мир психологии / URL: http://www.persev.ru/reabilitaciya (дата обращения: 28.02.2017).

8. Григория Палама, свт. // Макарий Коринфский, свт. Добротолюбие. В 5 т. Т. V. М.: СТСЛ. — С. 253-278.

9. Иоанн Дамаскин, прп. // Макарий Коринфский, свт. Добротолюбие. В 5 т. Т. II. М.: СТСЛ. — С. 364-403.

10. Иоанн Златоуст, свт. // Иоанн Златоуст, свт. Полное собрание творения. В 12 т. Т. I. Ч. 2. М.: Радонеж, 1994. — С. 407-483.

11. Иоанн Лествичник, прп. Лествица. Слово 30. М.: СТСЛ, 2006. — 584 с.

12. Максим Исповедник, прп. // Макарий Коринфский, свт. Добротолюбие. В 5 т. Т. III. М.: СТСЛ. — С. 180-243.

13. Максим Исповедник, прп. Творения: Т. 2. Кн. 2. М., 1993. — С. 1-127.

14. Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем. Т. 1. Часть 1. Женева: Всемирная организация здравоохранения, 1995. — 697 с.

15. Никита Стифат, прп. // Макарий Коринфский, свт. Добротолюбие. В 5 т. Т. V. М.: СТСЛ. — С. 112 — 154.

16. Никифоров А. С. Полный толковый словарь. Неврология // Мир психоло- гии / URL: http://www.persev.ru/reabilitaciya (дата обращения: 28.02.2017).

17. Нил Синайский, прп. О восьми духах зла // Макарий Коринфский, свт. Добротолюбие. В 5 т. Т. II. М.: СТСЛ, 1895. — С. 229-270.

18. Пятницкая, И. Н. Общая и частная наркология. Руководство для врачей. — М.: Медицина, 2008. –- С. 84-104.

19. Фалласий, прп. // Макарий Коринфский, свт. Добротолюбие. В 5 т. Т. III. М.: СТСЛ. — С. 282-334.

Забавнов Сергей Сергеевич —  студент Санкт-Петербургской Духовной Академии, аспирантура.

Бринзей Василий Васильевич — студент Санкт-Петербургской Духовной Академии, бакалавриат, 3 курс.