- Санкт-Петербургская Духовная Академия - https://old.spbda.ru -

Священник Антоний Афанасьев. Об исцелении слепого

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Братия и сестры, сегодня Святая Церковь предлагает нам евангельское чтение о том, как Господь Иисус Христос исцеляет человека слепого от рождения. Давайте поразмышляем над этим чудом. Господь, проходя мимо, подходит к слепому. Ни слепой ничего не просит, ни Господь ни о чем его не спрашивает. Христос лишь помазывает брением его глаза, и отправляет умыться. На этом их встреча и заканчивается. Слышим всего несколько слов, сказанных ученикам в ответ на их вопрос о причинах слепоты этого человека. И слышим малопонятный ответ Господа: слепота от рождения была дана, чтобы на нем явились дела Божии. В этом чуде мы видим редкий пример встречи Бога и человека, встречи едва заметной. Она чем-то походит на встречу Христа и апостола Нафанаила, где Господь упоминает о каком-то, известном лишь им двоим событии. Так и здесь, слепой, при столь странном способе исцеления — помазании брением, посылаемый на купель умыться, не задаёт ни единого вопроса — как будто он был наставлен прежде; он слушает веления Божии как слова своего хорошего знакомого, которому полностью доверяет. А далее появляется будто бы противоречие: уже оказавшись перед советом фарисеев, прозревший отвечает так, будто он почти ничего не знает о только что исцелившем его. Его спрашивают: Кто исцелил тебя? — Пророк. — Но почему же, если он пророк, он нарушает субботний покой? — Не знаю, но Он точно не грешник; тот, кто имеет грехи, не может сотворить дел, являющих такую силу. Только эти простые ответы он даёт фарисеям. Несколько раз его призывают на суд, и столько же раз изгоняют. И вот, при более пристальном взгляде становится видно, что этот человек очень хорошо знает Того, Кто его исцелил, и перед фарисеями мы слышим не просто ответы, но проповедь. Бывший слепец даёт иудеям самые простые, самые понятные, самые очевидные свидетельства о божественности Христа, даёт фарисеям как бы «мягкую пищу», но коснея в своей ненависти, они не могут вкусить даже её, они хотят растоптать и это. Однако их попытки обращаются против них же. Как пламя в костре, раздуваемое ветром, не гаснет, но разгорается сильнее, так и проповедь прозревшего – от дыхания злобы фарисеев становится всё убедительнее и всё яснее обличает их безумие. И он покидает их, отлучённый от синагоги, от участия в жизни общества. Казалось бы, какая великая потеря — только что получив зрение , быть выброшенным на обочину этой яркой, насыщенной жизни среди своих соотечественников. Но и здесь нас ждёт совершенно неожиданный поворот – бывший слепец явил перед людьми твёрдость и показал верность Тому, Кто его исцелил; был осужден и отвержен, но вслед за этим немедленно сподобился новой встречи с Богом — Господь снова приходит к нему. Тогда, в первый раз, Христос явил Себя лишь через слабое прикосновение к незрячим глазам – блаженные не видевшие, но веровавшие; а сейчас Он стоит перед Своим творением лицом к лицу – еще более утверждает человека в его вере. Тем самым показывая, что такой встречи с Богом, личной и радостной, затмевающей всякую земную потерю можно сподобиться лишь освободившись от всякой земной привязанности – очистив свою жизнь от всякого компромисса между правдой Божией и правдой человеческой, между истиной и ложью. Сколь понятен был этот евангельский отрывок верующим людям, исповедникам XX века, многим выпускникам наших духовных школ, которые точно так же оказывались перед безбожным судом! И стояли твёрдо. И очень часто они пред этими судьями не богословствовали, а лишь не отрекались от Церкви, от Христа, от истинного Бога, Который когда-то пришел в их жизнь. Почти сразу они сподоблялись личной встречи с Господом, получали от Него венцы мученичества. И точно так же безбожники были уверены, что победа на их стороне. Но на самом деле пролитая во имя Господа кровь мучеников становилась тем прочным основанием, на котором следующие поколения верующих будут возрождать Церковь Христову. Аминь. Проповедь священника Антония Афанасьева, произнесенная за Божественной литургией в Престольный праздник в академическом храме во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова, 21 мая 2017 года.