- Санкт-Петербургская Духовная Академия - https://old.spbda.ru -

Священник Глеб Санюк. В ожидании исполнения обетования

Сегодня мы с вами празднуем день Вознесения Господня. Но, казалось бы, с чем же тут можно друг друга поздравлять? Господь уходит от апостолов, Он покидает нашу грешную землю и возвращается к Своему Отцу. И действительно, какая-то грусть иногда сопутствует этому праздничному дню. Сорок дней мы с вами радостно восклицали «Христос Воскресе!», и вот завершается светлый пасхальный период, и мы чувствуем какую-то утрату, какую-то необъяснимую грусть о том, что Пасха закончилась. Обещанный Святой Дух еще не пришел, а Христа с апостолами уже нет. Ту скорбь, которые чувствовали ученики Христовы, передают нам и церковные песнопения сегодняшнего события: «Господи, апостолы, видевшие Тебя на облаках возносимого, рыданием и скорбью исполняемые, со слезами глаголаху: Владыко, не остави нас сирых, ихже за милосердие возлюбил еси». Действительно, скорбью и печалью исполнены сердца учеников, разлучающихся со своим Божественным Учителем.

Но подумаем, куда же уходит Господь? Христос восходит на небеса, Он, с нашей человеческой плотью, возвращается к Богу Отцу. Будучи Сыном Божиим, Он восходит на небеса, возносится как Сын Человеческий. Тем самым, Он «прокладывает путь на небеса всякой твари», как сказано в песнопениях Церкви, Он прокладывает путь для каждого из нас.

Наше падшее естество, которое находилось в глубинах ада, Господь возводит на престол небесный и удостаивает спосадить с Богом Отцом. «Низшедшее естество Адамово в дольнейшия страны земли, Боже новосотворивый Собою превыше всякого начала и власти, возвел еси днесь: яко бо возлюбив спосадил еси, якоже помиловав соединил еси Себе, яко соединивый спострадал еси, яко безстрастен пострадав, и спрославил еси».

Ту плоть, которая страдала, претерпевала жажду, голод и холод, была подвержена истязаниям и крестным мукам, Христос возводит в глубины Божественной тайны, в тайну Троичного общения. По вознесении Христос не покидает Свое тело на Земле, но возносит его в Горние обители. Тем самым Он еще и еще раз показывает нам, что наше истинное жилище на небесах, наше призвание жить не привязанностями этого мира, не земным царством, а тем, что находится вне этого мира – Царством Небесным.

Вместе с тем этот праздник является еще и неким рубежом, рубежом между Пасхой, которая завершилась вчера, и Пятидесятницей, которая еще грядет. Вчера мы закончили очень важный период нашей жизни, но сегодня мы вступаем в не менее важный период, во время особого ожидания, время особого предстояния перед Богом. Это ожидание исполнения обетования. Господь как бы говорит Своим ученикам: «Я не оставлю вас сиротами, а пошлю Духа, Утешителя, Который исходит от Отца, — Он вам все возвестит…». Христос обещает Своим ученикам Духа Святого, Который исполнит их силою свыше.

Но для того чтобы Дух Божий утешил апостолов, им нужно пережить этот период богооставленности, период радости и ликования должен смениться для них временем страха и недоумения. Ученики так много лет жили рядом со Христом, слушали Его проповедь, видели чудеса, которые Он творил. Казалось бы, они обладали всей полнотой общения с Сыном Божиим. Но сейчас вполне вероятно, что чем больше проходило времени с момента расставания со Своим Учителем, тем больше апостолы начинали сомневаться в реальности того, что еще так недавно происходило.

Таким образом происходит и в нашей жизни, в жизни каждого христианина. После осияния светом Христовой любви и благодати наступает период богооставленности, который может быть иногда очень долгим. Однако необходимо помнить, что несмотря на эту кажущуюся покинутость Богом, Господь никогда не оставляет нас, каким бы великим бедам и скорбям мы с вами не подвергались, в какие тяжкие прегрешения не впадали. Если мы делаем шаг Ему навстречу, Господь всегда любяще принимает нас в Свои объятия. Он всегда с нами и не покидает нас по Своему непреложному обещанию: «Я с вами во все дни до скончания века».

Проповедь магистранта II курса церковно-практического отделения Санкт-Петербургской православной духовной академии священника Глеба Санюка, произнесенная в академическом храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова за Всенощным бдением 12 июня 2013 года.