- Санкт-Петербургская Духовная Академия - https://old.spbda.ru -

Священник Михаил Легеев. Покаяние – начало пути ко Христу

Сегодня мы с вами вспоминаем трагическое событие Священной Истории– мученическую смерть Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Но эта скорбь становится для нас и великим праздником – торжеством  жизни над смертью. Ибо, венчая сонм пророков, предваряя сонм святых мучеников, святой Иоанн Предтеча, подобно всем отдавшим свои жизни за Христа Спасителя, умирает и воскресает со Христом.

Однако, как и всякое событие Священной Истории отношений Бога и человека, воспоминаемое нами сегодня есть не только дань памяти великому святому и торжество наших сердец, но оно служит и к тому, чтобы извлечь из него уроки для самих себя. Священная история открывает перед нами свои страницы, на которых изображено и святое, и недостойное,и отпечатки этих страниц мы находим в самих себе.

Св. Иоанн был Предтечей своему Спасителю во всем: в учении, в жизни, в мученической смерти, в пришествии во ад – во всем он предварил его, неизменно приготовляя падшего человека ко встрече с Господом.

«Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Его» (Мф 3:3), – эти слова пророка Исайи об Иоанне Предтече выражают главный смысл его жизни и служения.

Прежде, чем идти путем Христовым человек должен увидеть своего Спасителя, почувствовать Его, прикоснуться к нему, узнать Его. Но это невозможно, если мы не совершим некое решительное усилие внутри себя, искренне возненавидев присутствующий в нас грех. Поистине, покаяние – начало пути ко Христу.

Мыслью о покаянии, питаемой бесконечной заботой о страждущем человеке, любовью к Нему, желанием Его встречи со Христом, было проникнуто всякое слово и действие св. Иоанна Предтечи, каждое его обличение и призыв.

Но какое же отражение находит в наших сердцах обращенный к нам его призыв? Мы видим, что одни становятся учениками Христовыми, подобно тому, как оставили своего учителя и пошли за Иисусом апостол Андрей Первозванный и многие другие ученики Предтечи, иные подобно фарисеям и Иродиаде, видят во святом Иоанне, а порою в самой своей совести, лишь помеху к совершению греха. Третьи же, такие как Ирод Антипа, вначале принимают слово святого, оно трогает их сердце… Но течение греха заглушает эти ростки, делая таких людей предателями. Таким предателем, истинным предтечей Иуды, продавшего своего Спасителя за тридцать сребреников, стал и царь Ирод.

Дорогие братья и сестры! Какое действие оказывает на нас призыв великого святого и Предтечи Господня? Изменяется ли наш ум, восстанавливая гармонию наших внутренних сил? Изменяются ли наши отношения с ближними, восстанавливаясь в том виде, в каком они замыслены Богом?

Или же Саломея наших чувств вновь силится подчинить себе наш ум, извратить слово и мысль, а Иродиада плотских побуждений покушается повелевать как игрушкой движениями нашей души?

А быть может, порою, уподобляясь в своих взаимоотношениях Ироду, Иродиаде и Саломее, мы забываем свое достоинство – повелеваем, когда должны смирять себя в послушании, изменяемся к худшему, расслабляемся и деградируем, когда должны сохранять твердость духа?

Не из-за Иродиады пал Ирод и не из-за ирода пала Иродиада, – но оба от собственного греха. Подобно прародителям в Эдеме, они обоюдно исказили образ своих отношений друг с другом, исказив тем самым и свой внутренний мир. Мы знаем, что картина внутреннего мира человека отражается на его внешних отношениях с людьми, на наших отношениях друг с другом. И наоборот, наши человеческие отношения способны отразиться на внутреннем мире каждого из нас .

Будем же взращивать и сохранять эту Богом заповеданную гармонию внутри и вовне себя! Ее основание положено в нас святым крещением, возобновлено покаянием. И то и другое заповедал нам св. Иоанн Креститель, а Христос Спаситель сделал таинствами Своей Церкви. И от того, какие плоды принесут в нас эти таинства – это зависит и от нашего собственного труда – в конечном итоге зависит вся полнота церковной жизни каждого из нас, наша собственная жизнь со Христом. Аминь.