- Санкт-Петербургская Духовная Академия - https://old.spbda.ru -

Три завета Просветителя Русской Земли

В следующем году празднуется 1000-летие преставления Крестителя Руси святого равноапостольного князя Владимира. Этому знаменательному событию будет посвящено еще много внимания на конференциях и почетных собраниях. Тема, которую мне бы хотелось затронуть в этой связи, звучит как заветы и воспитание государственной власти и русского народа в христианстве. В первую очередь необходимо выяснить, про какие именно заветы идет речь. Конечно, ввиду обозначенной темы речь пойдет о тех заветах, которые оставил нам святой равноапостольный князь Владимир. Многие исследователи сходятся во мнении, что заветы эти были произнесены им во время Крещения Руси.

«В момент крещения русского народа – пишет архиепископ Аверкий (Таушев) – св. князь Владимир, будучи объятый священным восторгом произносит молитву, которую передал нам прп. Нестор в своих Летописях: “Боже, сотворивый небо и землю! Призри на новыя люди сия, и даждь им уведети Тебе, истиннаго Бога, якоже уведеша страны хрестьянския, и утверди в них веру праву и несовратну, и мне помози, Господи, на супротивнаго врага, да надеяся на Тя и на Твою державу, побежду козни его”»[1].

Эта краткая молитва наполнена глубочайшим смыслом и заключает в себе некое руководство к христианской жизни. С другой стороны эта молитва является пожеланием князя Владимира новокрещенному русскому народу, на все оставшиеся поколения. Другими словами здесь просматриваются заветы святого князя Владимира, оставленные своим приемникам.

Что это за заветы?

«…И даждь им, Господи, уведети Тебе, Истиннаго Бога…».  Первый завет заключается в этих глубочайших слова. Завет познания Бога в Его отношении к миру и человеку. Господь как Творец, держащий всё в своих руках, дает жизнь всему миру своей благодатью, и иногда открывает себя человеку. Это и есть познание Бога, когда Господь дает нам прикоснуться к вечности еще на этой земле, увидеть Себя своими глазами. Также увидеть и в другом человеке Бога. Это соприкосновение с Ним происходит посредством молитвы и церковных таинств, преподаваемых народу.

«…И утверди в них веру праву и несовратну…». Хранение веры. Вот второй завет – завет нерушимого хранения правой веры и твердого, непоколебимого стояния в ней, несмотря ни на какие соблазны и испытания, вплоть до готовности жизнь свою отдать за нее.

Это твердость должна проявляться не только во времена притеснений веры, но каждодневно – в борьбе с врагом рода человеческого, в борьбе со страстями и с самим собой,  вплоть до окончательной победы над ним, при помощи Божией: «…помози, Господи, на супротивнаго врага, да надеяся на Тя и на Твою державу, побежду козни его».

Эти три завета оставляет св. князь Владимир своим наследникам. Сам князь после крещения в святой купели перерождается, становиться совершенно иным правителем, чем в язычестве. «Кем был Владимир до принятия Крещения? Сластолюбивым жестоким правителем. Он был причиной смерти многих невинных людей. Жажда власти, денег и наслаждений была главной целью его жизни, как она была целью жизни и других тогдашних правителей. …А что произошло после того, как в крещальные воды погрузился князь Владимир? Его жизнь изменилась»[2].

Именно через крещение святой Владимир принял в свое сердце Христа. И таким образом восприняв его в своем сердце, заповедал через вышеуказанную молитву, стремиться к богопознанию, хранить чистую Православную веру и бороться с супостатом, с врагом нашим, то есть непрестанно находиться в духовном бодрствовании.

Уяснив смысл заветов, переданных святым князем, перейдем к вопросу о воспитании государственной власти. Сказать вернее – о воспитании не только правящей элиты, но также и самого народа в истинах христианства.

Мы уже говорили о том,  что после крещения князь Владимир изменяется, и это преображение также отражается на направленности его политики. «Первый государственный акт, совершенный Владимиром по вступлении на киевский престол и состоявший в искусном удалении им из Руси в Грецию лишней чужеземной варяжской дружины, ясно уже характеризует план будущих действий Владимира; он будет опираться не на внешней помощи случайных иноземных сил, но на народных, на внутреннем переустройстве государственной жизни, на укрепление в нем такой силы, которая могла бы служить связью для всех разрозненных русских племен. Такая сила заключается в религии и князь Владимир обратил на нее свое полное внимание»[3].

Сделав выбор в пользу христианства, святой князь Владимир начал переустройство государства. В первую очередь успех его дела зависел от тех разумных мер, которые он предпринял для утверждения на Руси христианства. Низлагая идолов, он воздвигал христианские церкви.

Для богослужений, на первых парах, были приглашены священники из Болгарии, которые проводили службы на понятном языке и использовали богослужебные книги в переводах св. Кирилла и Мефодия и их учеников. После устройства иерархии, когда пришлось поставлять священников из местного народа, начали открывать школы и брать детей из знатных людей и бояр и отдавать их в книжное научение.

Интересен вопрос устроения в этот период суда церковной власти. Церковных судей призывали участвовать в общественных и государственных делах. Таким образом, понимая разницу между язычеством и христианством, и выделяя исключительные судебные права церкви и духовенству, святой князь Владимир прямо призывал духовенство заняться воспитанием русского народа на новых христианских началах и пересоздать в нем прежний склад языческой жизни во всех ее отношениях, жизни религиозной, нравственной, семейной, общественной гражданской, государственной. Одним словом, увеличивая судебные права священства, князь Владимир хотел, чтобы христианство укоренилось на прочном фундаменте.

Великий князь собственным примером служил проповеди и укреплению христианства. Услышав евангельские слова о милости, князь издал приказ всякому нищему и убогому приходить на княжий двор и брать здесь все нужное для себя, пищу, питье и деньги. Так как не все нуждающиеся  могли сами приходить за милостыней, то князь приказал развозить по городу хлеб, мясо, рыбу, зелень, мед и квас в бочках, разыскивать больных и нищих и раздавать им необходимое. Кроме того, при церквях начали появляться богодельни, которые смогли привлечь к христианству многочисленный класс малоимущих людей.

Святой князь заботился об утверждении христианства в своем государстве, передавая свои заветы не только словом, но и распространением христианского просвещения. Знатные люди получали книжное образование и, будучи просветленными христианским учением, старались всю свою жизнь устроить по Христовым заповедям.

С принятием крещения изменилась и политическая обстановка на Руси. Принятие крещения и брак с царевной Анной дал возможность князю получить от Греческого государства правила и нормы государственной жизни. Одним из таких правил стал номоканон, который был использован князем для устройства новых порядков. Правда, князь принимал не все уклады жизни греков, но только те, которые не противоречили обычному русскому праву.

Князю Владимиру удалось объединить под одним государством и под одной религией разрозненные племена всей Руси. После крещения он пытался не вести войн, исключая случаи, когда ему нужно было защищать свои города от диких иноверцев – печенегов и соседей хорватов.

Преподавая заветы всем своим наследникам, святой князь Владимир старался воплотить их в реальной жизни. Не словом, но делом исповедал он святую веру и был непоколебим в своих стремлениях к Христу. Будучи просвещен  христианской верой, он смог передать ее огонь своим потомкам. Открывая церковный календарь, только дивишься тому, сколько святых князей породила наша земля, на протяжении своей истории. Наверно нет такого народа в мире, в котором его знать была так возвеличена, и правило множество святых  князей и княгинь. Начинателем же этого был святой князь Владимир.

Сегодня мы должны чаще вспоминать о тех заветах, которые оставил нам Просветитель. Нам необходимо глубже задуматься, что означает выбор, сделанный князем Владимиром в начале нашей христианской истории. Что это дает нам сегодня, какие перспективы ставит перед нами завтра? Это далеко не праздные вопросы. Ведь многие наши соотечественники делают этот выбор – идти за традициями предков, или погрузиться в современный мир, полный ценностей противоположных выбору князя Владимира.

В завершение скажу словами святителя Иоанна Шанхайского: «Действуя по заветам святого Владимира и следуя его примеру, князья и цари Российские были первыми слугами Отечества и радели о благе земли и народа, трудясь всеми силами и памятуя, что они отчет дадут Богу. Единение Государя с народом основывалось не столько на законах государственных, сколько на законе нравственном, ибо князь, а после царь был как бы главой одного семейства. Могущественная Русская Держава, развивалась постепенно. Русское воинство прославило себя по всему миру своими доблестями и подвигами и стояло на страже не только родной страны, но и правды среди других народов. Русские государственные законы в основе своей имели не столько сухое право, сколько нравственное начало, стремление к «Божией правде»[4].

Доклад священника Иоанна Тарасова, аспиранта Санкт-Петербургской православной духовной академии, на Рождественских чтениях Невского благочиния города Санкт-Петербурга.


[1] Аверкий (Таушев), архиеп. Крещение Руси и заветы святого князя Владимира русскому народу // Сайт «Патриархия.ру». URL: http://www.pravoslavie.ru/put/070207123754.htm

[2] Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Завет любви и единства святого князя Владимира // Омские епархиальные ведомости. Омск. 2011. № 8. С.1.

[3] Никольский П., прот. Памяти святаго равноапостольного великого князя Владимира // Церковный вестник. 1888, № 29 С. 538.

[4] Что дал Руси св. равноапостольный князь Великий Владимир // Сайт «Вестник Германской Епархии Русской Православной Церкви за границей». URL: http://rocor.de/assets/alt/Vestnik/20003/html/artikel1.htm