- Санкт-Петербургская Духовная Академия - https://old.spbda.ru -

В чем уникальность христианского учения о творении мира?

Ответ на этот вопрос в произвольной и творческой форме попытались дать студенты 3 курса Санкт-Петербургской духовной семинарии. На суд читателя предлагаются наиболее примечательные и интересные отрывки.

Владислав Туманов: «Этот вопрос волновал людей и волнует человечество на протяжении всего периода цивилизованного общества. То, что христианское учение о происхождении мира уникально и не имеет на сегодняшний день ничего подобного – это факт. Конечно, сразу тяжело понять, как из ничего могло что-либо возникнуть – такого не бывает. Но если более углубленно заняться изучением этого вопроса, то постепенно все встает на свои места. Главное, что в нашей христианской концепции главенствующее место занимает Бог – Абсолютное Существо».

Анатолий Канатов: «Бог все творит потому, что мы ему желанны. Он творит нас «ради нас же», а не ради Себя».

Иван Лазаренко: «Христианская идея творения уникальна тем, что утверждает удивительную вещь – творение мира из ничего. Бог создает материю, первородное вещество не из Себя, следовательно, из ничего. И это все объясняет. В вопросах философии есть место так называемым «вечным вопросам». Из них главнейший – о сотворении мира. Главнейший он потому, что является точкой отсчета – началом рефлексии над другими.

Уникальность же идеи творения из ничего в том, что с самого начала человек осознает всемогущество Бога, что все в Его власти. Творение – акт сознательный и совсем не необходимый: Бог самодостаточен и Ему нет нужды требовать от человека «вернуть долг» – расплатиться за радость жизни. Вводится в картину мира понимание Любви, как причины, а точнее, побуждения к творению. Приходит понимание общечеловеческого единства, рожденности от одного Отца – Бога, а отсюда, как следствие, взаимная необходимость друг в друге для реализации всеобщей цели человека – стать Человеком».

Рустик Антонов: «Христианская позиция на тему творения мира уникальна! Так как это учение не смешивает различные концепции. Например, христианское учение говорит о том, что Бог есть Творец, Первопричина, Виновник появления мира, таким образом, мир является конечными бытием, имеющим свое начало в Божием произволении. Также христианское богословие учит, что мир сотворен из ничего (ex nihilo) – это принципиально важно!»

Дмитрий Демченко: «Согласно Библии, мир создан из ничего. Бог не был подобен мастеру, выделывающему этот мир из готового материала. Как можно назвать Творцом того, кто создает из того, что уже создано?»

Антон Ковалевич: «В онтологическом «начале», не во времени, происходит предвечное рождение Сына Божия. Этот акт, принадлежащий к области внутритроичных отношений, необходимо отличать от акта творения, являющегося действием Божиим вовне, то есть внешним по отношению к сущности Божией. Поэтому Бог творит мир не из Своей сущности, мир не равносущен Богу – Бог творит его Своими энергиями, то есть исключительно по Своей благой воле.

Творение – акт Божественной Любви к миру и человеку. Бог творит мир, человека, согласно идеям, логосам о них, присущим Богу от начала. В них заключена суть творения, его движение, направление, цель».

Максим Никулин: «Язычество («язык» – народ) – народная религия, то есть она показывает плод человеческого творчества, мысли, рефлексии. Люди своим лишь мышлением не могли и не могут объять христианское учение о происхождении мира и человека, так как это есть Божественное Откровение. Богу не нужно было бы сверхъестественным образом объявлять человечеству об истинах, к которым человек мог прийти сам. А творение – тайна, акт сверхприродный.

Христианское учение о творении уникально тем, что:

сущность творения – ничто, истинно существует лишь Бог (ὁ Ὄν). Мы бытийствуем лишь по причастности Божественным энергиям. Само бытие есть причастность Сверхбытийной Божественной Сверхсущности».

Дмитрий Петров: «Это учение есть Откровение, которого недоставало нехристианским мыслителям. В самом Откровении о творении раскрыты извечные философские вопросы: причина и характер возникновения мира, что есть человек и его место в мире, цель общего бытия. Это учение есть истина. В акте творения Бог раскрывает такие Свои качества, как Единство, Неизменяемость, Всемогущество, Благость, Любовь».

 Николай Юрин: «В Библии рассказы о творении изложены не как научное или учебное повествование, но в виде гимна и этиологии. Это сразу показывает характер отношения к сему акту как к явлению непостижимому, к которому автор лишь хочет нас приблизить. Здесь нет ни дуализма, ни пантеизма, ни материализма. При этом Творец не безличное начало, бездушно творящее или изготовляющее. Здесь присутствуют Любовь и Благость. Вот эта непохожесть, неповторимость выделяет уникальность христианского учения о творении».

Роман Тулакин: «Важный аспект, на который необходимо обратить внимание, это побуждение и цель творения Богом мира. Бог не нуждается в мире, в человеке, в их творении. Однако, по Своей неизреченной Любви и Благости он хочет, чтобы кто-то стал причастником его Благости и Славы. Мир, как сотворенное бытие, не может быть вечным, однако, создан и предназначен для вечности в перспективе, в будущем. И те события, которые описаны в Апокалипсисе, есть переход мира в более совершенное состояние, в новую реальность».

Антон Афанасьев: «Вызванная к бытию Божественной Любовью, Вселенная продолжает пребывать в Его Любви, имеет Божественную поддержку на пути своего существования. Сравнение: мать всегда будет любить своего родного ребенка больше, чем чужого (не потому, что она не хочет любить чужого ребенка равным образом, как своего, а потому, что просто не может – в этом, думаю, присутствует некоторое несовершенство человеческой свободы). А Бог, Всемогущий Творец, из ничего творящий (а не из Своей сущности – как это происходит с матерью и ребенком), однако, любит Вселенную. Вот главное, на мой взгляд».

Адам Бокарев: «Прежде всего, по моему мнению, уникальность христианского учения о творении заключается в учении о человеке, в том, каким создан человек. Мы знаем, что Бог не творит зла, зло есть отхождение от заповедей Божиих из-за того, что человек имеет свободу воли. В свободе воли Бог показывает, как сильно Он любит человека, что дает ему возможность выбрать. Предоставляя свободу выбора человеку, Бог идет на риск того, что Его творение может отвернуться от Создателя, как это и произошло. Но после падения Господь ждет, что мы вспомним о Нем и вернемся на путь спасения».

Павел Лукахин: «Бог творит мир исключительно по своей Благости, желая делиться Своей Славой с кем-то еще. Есть еще один момент, который является важным постулатом христианства – это учение о том, что Бог творит мир из ничего. То есть не из подручного материала, творит принципиально новое вещество (субстанцию), не идентичное Ему, то есть граница между Богом и творением не стирается. Следовательно, тварь должна достигать обожения, стремиться к Творцу и преодолевать эту границу».

Константин Аристов: «Кто-то, вглядываясь в удивительную гармонию, красоту, чудность мира высказывал мысль о том, что мир есть Бог или Бог изливает из себя мир. Другие, пытаясь понять тайну материи, говорили, что Бог и материя совечны, либо вообще отрицали Бога и отдавали честь только материи в устроении мира. Третьи, осмысляя наличие зла в мире, предполагали существование двух противоборствующих богов или начал, в результате борьбы которых и появился мир.

Бог сотворил мир из ничего. В этой фразе важно каждое слово. Во-первых, Бог, а не случайность и не два бога. Во-вторых, сотворил, а не сделал или создал. Сотворил не из существа Своего, а вовне. Сотворил вместе со временем, а не во времени».

Виталий Тихон: «Уникальность христианского учения о творении состоит, прежде всего, в революционности самой идеи творения мира «из ничего» как представления, отсутствующего в нехристианской философии.

Уникальность христианского учения состоит в одновременном утверждении трансцендентности и имманентности Бога. Бог, как Абсолют, не имеет ничего общего с тварностью, а потому творит мир не из своей сущности, а производит новую реальность, никогда не существовавшую прежде, то есть οὐκ ἐξ ὄντων («из не-сущих»)».