- Санкт-Петербургская Духовная Академия - https://old.spbda.ru -

В. Кувшинов. Уверение апостола Фомы в действительности воскресения Господа нашего Иисуса Христа

«Смерть! где твоё жало? ад! где твоя победа? (Ос 13:14; 1Кор 15:55) Воскрес Христос, и ты низвергся; воскрес Христос, и пали демоны; воскрес Христос, и радуются ангелы; воскрес Христос, и жизнь жительствует; воскрес Христос… первенец из умерших (1Кор 1:20)», – так приветствовал всех нас неделю назад с радостным праздником Воскресения Христова Златоустый святитель. Настала Антипасха, позади Светлая седмица. Вот уже целую неделю ликует Церковь Христова о восстании из мертвых Сына Божия и Сына Человеческого. Именно сейчас Святая Церковь ещё раз заостряет наше внимание на событии воскресения Христова – нового Адама, веруя в Которого, – говорит апостол любви и патрон наших духовных школ, – если и умрём, оживём (Ин 11:25). Только что мы слышали евангельское чтение об уверении апостола Фомы в действительности воскресения Господа нашего Иисуса Христа. Поэтому сегодняшнее воскресенье называется также Неделей о Фоме.

1. В первый день по Своём воскресении, когда Спаситель является собранным вместе апостолам, Фома отсутствует. Другие ученики передают ему, что видели воскресшего Господа. Но Фома сомневается в истинности их слов, ведь единственным подтверждением сказанного учениками была их радость и всеобщее ликование; Самого же Спасителя Фома пока не видел. Событие воскресения Христова является настолько важным, что производит кардинальную перемену во всём мире. Фома, неравнодушный ко всему, связанному со Христом, требует неопровержимых доказательств; ему не достаточно одних слов. Где доказательства, что ученики говорят правду? Где доказательства, что они не ошиблись и не приняли за Господа кого-то ещё? Наконец, где доказательства, что они просто не выдают желаемое за действительное? В ответ на радостную новость апостолов звучит скептический ответ Фомы: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в рёбра Его, не поверю» (Ин 20:25).

«После восьми дней» (Ин 20:26) воскресший Христос снова является ученикам, в числе которых был уже и Фома. Всё ещё сомневающийся ученик слышит первым делом к нему обращённые слова Господа: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в рёбра Мои; и не будь неверен, но верен» (Ин 20:27). Вот только теперь, когда апостол воочию видит воскресшего Господа, когда своими собственными руками осязает раны Его, когда на деле получает полное удостоверение в действительности воскресения Христа Спасителя… только сейчас, от исполнившегося верой сердца, Фома произносит своё исповедание: «Господь мой и Бог мой!» (Ин 20:28).

2. Данный евангельский отрывок ставит перед нами две важные темы: это тема нашей верности Богу и тема миссии Церкви. По Преданию Церкви, уверившись в воскресении Христа, св. апостол Фома обошёл с проповедью Евангелия почти всю землю. Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии; в Парфии, Эфиопии; в Индии; донес христианское учение даже до Китая. Фома настолько уверовал в воскресение Христово, что для свидетельства об этой истине не пожалел ни своей жизни, ни своей смерти, до конца оставаясь верным Спасителю и претерпев за Него мученическую кончину. За проповедь о Христе в Индии св. Фома был заключен в темницу, претерпел пытки и, пронзенный пятью копьями, отошёл ко Господу.

Какое значение имеет для нас этот евангельский рассказ об уверении апостола Фомы? Насколько важна нам истина о воскресении Господа нашего Иисуса Христа? Действительно, ведь если «Христос не воскрес, то [и] вера наша тщетна, – как пишет апостол. – …И если мы в этой только [земной] жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков» (1Кор 15:17, 19). Таким образом, первоначальное неверие Фомы и последующее затем личное и осязательное испытание им Господа является для нас промыслительным. На былом некогда сомнении ученика ныне утверждается вера Церкви. Как мы слышали в пении одной из стихир, «неверие [Фомы] веру известную роди».

3. Вчера вечером в Евангелии мы слышали заповедь Спасителя о всемирной проповеди Его учения: «Идите, научите все народы, – говорит Христос апостолам (Мф 28:19); …как послал Меня Отец, [так] и Я посылаю вас» (Ин 20:21). Каждый из нас есть свидетель о Боге для неверующего мира. В эти дни весь мир видит, как Церковь отмечает свой «праздник праздников»; все верующие по-особому приветствуют друг друга, звучит много прекрасных слов. Но нынешний мир подобен неверующему Фоме: как некогда апостол, так и сейчас люди, пока находящиеся вне церковной ограды, лишь слышат ликование учеников, но подлинно ещё не ощутили, не познали своим опытом истину Божию.

Важную роль здесь играем мы – называющие себя верными христианами. Христос сказал нам, Своим последователям, что мы – свет мира (Мф 5:14). То есть во многом от нас с вами, братья и сёстры, зависит обращение окружающих нас людей к Богу и к Его Святой Церкви. Люди всегда мало обращают внимания на слова; намного более действенной является проповедь своими делами, личным примером и самой нашей жизнью. Мы должны не только ликовать о воскресении Христовом, но должны на деле являть силу Его воскресения, дабы другие люди, видя наше чистое, богобоязненное житие, без слов [для Господа] приобретаемы были (1Пет 3:1-2). Своею жизнью мы должны свидетельствовать миру победу Бога над диаволом, победу жизни над смертью, нашу победу над грехом.

Да поможет нам воскресший Христос Спаситель подражать в этом святым Его апостолам; и всей нашей жизнью, а если потребуется, то и смертью засвидетельствовать перед миром об истине Его воскресения. Аминь.

// Проповедь, произнесенная 1 мая 2011 года в Иоанно-Богословском академическом храме за Божественной литургией.