- Санкт-Петербургская Духовная Академия - https://old.spbda.ru -

В. Мельник. «Белые платочки» верности

В это воскресенье, второе по Пасхе, мы вспоминаем подвиг члена синедриона Иосифа Аримафейского, фарисея Никодима, а также, жен-мироносиц. Согласно иудейскому закону, нельзя было тело преступника оставлять на кресте на ночь, тем более что следующий день была суббота, и в том году главный иудейский праздник Пасхи тоже выпал на субботу.

По обычаю Палестины места погребения умерших посещали три дня после смерти. Мироносицы пошли ко гробу помазать тело Иисуса, завершить погребальный обряд, т.к. Иосиф с Никодимом очень спешно, наверное, впопыхах совершали погребение, стараясь закончить его до захода солнца. Они положили Тело Спасителя в пещеру близко от места распятия, чтобы не отходить далеко и не нарушать субботний покой.

Те, кто явно и неотступно сопровождали Господа последние 3 года Его земной жизни, разбежались еще в Гефсиманском саду. Вместо апостолов Христа хоронят Его тайные ученики, которых Его смерть Спасителя сделала учениками явными. Они не побоялись врагов Христа, не испугались возможных репрессий со стороны иудеев, распустивших свою злобу на Христа и учеников Его, их не волновало мнение окружающих, насмешки и угрозы толпы. Погребая Иисуса они все еще думали о Нем как о простом человеке, однако ими двигала великая любовь ко своему Учителю. Они не ждали воскресения, они ведь еще даже не знали, что это такое.

Итак, мироносицы не решились нарушить субботний покой. Они всю ночь не смыкали глаз, дабы глубоким утром, еще в беспросветной тьме прийти ко гробу. Ни мрак ночи, ни величина камня, приставленного ко входу их не остановил. Сильный пол боялся, слабый пол, осужденный на скорбь еще со времен праматери Евы, оказался мужественнее и решительнее, ведь не ученики, а именно женщины проявили инициативу. Их самоотверженный подвиг был вознагражден: они первые удостоились пасхальной радости, первые узнали о воскресении Господа, а вместе с Ним и всего человечества. Святитель Иоанн Златоуст об этом сказал, что «униженному полу возвращается честь и добрые надежды». Пустой гроб, в котором они не обнаружили своего любимого Учителя, становится началом новой эры, источником нашего воскресения.

Нельзя осуждать учеников Христовых. Мы, как учащиеся духовных школ, тоже ежедневно пребываем при храме, как и апостолы со Христом. Но никто из нас не знает, как бы поступил он, если бы гонения вдруг начались в наши дни. Ведь можно и со стыдом спрятаться, а можно и пройти свою личную Голгофу.

Кроме Иосифа, Никодима и жен-мироносиц у нас есть еще один живой пример исповедничества и веры. Еще лет тридцать тому назад в наши храмы ходили практически одни только старенькие бабушки. У воцерковленных людей возникал вопрос: «Вот когда эти старушки умрут, то кто тогда наполнит церковь?». Однако, случилось все так, как предсказывал преподобный Серафим Саровский, что именно «белые платочки спасут Россию». Эти современные мироносицы не боялись угроз милиции, насмешек домочадцев, соседей и знакомых, не боялись издевательств комсомольцев, но несмотря ни на что, успевали и в церковь ходить, и Псалтирь читать, и зажигать лампаду перед домашними образами, и учить внуков молится. Их подвиг нельзя переоценить.

Неделя святых жен-мироносиц призывает нас к открытому исповеданию своей веры и готовности за нее подвизаться, несмотря ни на какие внешние обстоятельства, несмотря на смену политических режимов, несмотря на бушующее вокруг нас житейское море. Все на свете пропадет и изменится, останется только Церковь Христова. Поставим же перед своим взором живой пример Иосифа, Никодима, жен-мироносиц, и наших бабушек, сумевших протянуть свою веру сквозь безбожные десятилетия до наших дней. Подражая им до конца своей жизни, мы тоже сподобимся пасхальной радости.

// Проповедь студента 3 курса бакалавриата Мельника Владислава, произнесенная на всенощном бдении 03 май 2014 года в Неделю жен-мироносиц в академическом храме св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова