- Санкт-Петербургская Духовная Академия - https://old.spbda.ru -

Вдохнувший в общество веру…

Один великий человек как-то сказал: «Нынешняя молодежь привыкла к роскоши, она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших, дети спорят со взрослыми, жадно глотают пищу, изводят учителей». Автор этих слов – Сократ, а произнесены они были почти две с половиной тысячи лет назад.

Сегодня, глядя на современную молодежь, многие могут повторить слова великого философа и согласиться с ними. Следовательно, они были актуальны как в V веке до н.э., так и сейчас. Это говорит о том, что во все времена старшие не преминут пороптать на младших. И мы постоянно говорим, что времена меняются, что молодежь – портится, уровень культуры – снижается. Но ведь, в сущности, не меняется главное: молодежь всегда была, есть и будет «двигателем» истории, создателем всего нового, невиданного ранее, непривычного, вызывающего сомнения. Равно как и старшее поколение – это всегда анализ и критика в адрес молодежи. Молодые люди всегда отличались неординарным поведением, выходящим за рамки обыденного, непривычным взглядом на происходящее, оригинальностью, которая, к сожалению, нередко граничит с аморальностью. Молодое поколение смотрит на мир под другим углом, нежели поколение старшее.

О проблемах молодежи, как, впрочем, и о её достижениях можно говорить бесконечно. Из основных бед наиболее очевидными являются: утрата нравственных ценностей, стремительное снижение культурного и образовательного уровней, разрозненность. Причины этому можно искать везде: в насаждении западной идеологии, в слепом следовании моде, в желании любым способом выделиться на фоне сверстников, не думая о нравственном аспекте проявления своей индивидуальности. Среди прочего к причинам можно отнести распущенность, стремление жить свободно, пренебрегая авторитетами. Важно отметить, что, желая быть как можно более свободными, молодые люди не совсем адекватно понимают значение слова «свобода» – иногда оно, скорее, приближается по смыслу к вольности и даже разнузданности. А как же ответственность, умение защитить слабых, способность принять правильное решение в сложной ситуации, готовность нести ответ за свои действия? Об этом если и задумываются, то, скорее всего, в последнюю очередь.

Говоря о проблемах и недостатках молодежи, о снижении культурного уровня в целом, об утрате ценностей и нежелании считаться с мнением старших нельзя не упомянуть ту, пусть даже малую, но всё же существующую долю «других» представителей молодого поколения. Тех, кто, несмотря на разные модные веяния, не подвержен дурному влиянию, кто имеет устойчивый стержень, кто уважает культуру, стремится быть образованным, уважает старших, признает авторитеты, хранит незыблемые ценности, переходящие из поколения в поколение сквозь века. Смотря на такую молодежь, невольно поражаешься и задаешься вопросом: почему лишь малая часть русских людей имеет так называемые «правильные» ориентиры? Почему хорошему примеру не следуют все остальные? Но ведь если бы каждый человек умел отличать добро от зла, хорошее от плохого, истину от лжи, то история не знала бы войн, не видела бы многочисленных потерь, не заставляла нас сопереживать человеческому горю. Именно наша «слепота» и приводит к разногласиям, к тем проблемам, с которыми сегодня и каждый день сталкивается и молодежь, и общество в целом.

Наличие же всех вышеперечисленных проблем, а также и тех, о которых не было упомянуто, на мой взгляд, связано с отсутствием у молодых людей главного – духовного ориентира, который многие наши предшественники находили в православной вере. Именно вера является краеугольным камнем, задающим правильное направление мысли и деятельности. Именно вера побуждает людей любить, размышлять, творить, анализировать, развиваться, совершенствоваться, приносить пользу. Человек может иметь большое состояние, дорогую машину и хороший дом. Но каким идеалам он будет служить, что будет его путеводной нитью, ради чего он будет жить? Имея в своем сердце веру, веру православную, имея общение с Богом, человек способен совершить многое. Осознание этого объясняет нам, людям XXI века, мотивацию тех, кто совершал подвиги во имя Отечества, защищал свою родину, вставал на смертный бой. Неслучайно в Книге пророка Исайи сказано: «Посему так говорит Господь Бог: вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, – камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утверждённый: верующий в него не постыдится».

Среди знаменитых носителей и распространителей православной веры, хранивших христианские идеалы, особую роль играет личность преподобного Сергия Радонежского, его деятельность и жизненный путь. С сожалением мы можем заметить, что громкое имя Игумена земли Русской, как и многих других, не менее значительных личностей, не представляет для современного молодого поколения должной ценности. В этой связи любопытно обратиться к опросу, проведенному Всероссийским центром изучения общественного мнения в мае этого года.

Согласно статистике, имя Преподобного знакомо 72% россиян, при этом большую часть «осведомленных» составляют люди старше 60 лет и респонденты с высшим образованием, нежели представители молодежи. Этот факт ещё раз свидетельствует об ограниченности кругозора молодого поколения. Некоторые его представители, однако, не видят в этом никакой проблемы, уверенно говоря, например, следующее: «Одно дело – знать, что Александр Пушкин – автор «Войны и мира», но совсем другое – знать монаха (он же был монахом, ты сказала, да?), который вел закрытую жизнь в монастыре. Невозможно знать всё на свете!». Действительно, куда уж нам до религиозных деятелей, когда мы путаем Александра Сергеевича с Львом Николаевичем… Однако есть на этот счет и другое, противоположное мнение представителей молодого поколения: «Я согласен, мы в целом образованы поверхностно, мы плохо знаем светскую историю, даже историю России – своей страны. Ещё хуже знаем мы историю религии. Наверное, в этом виноваты мы сами – променяли книги на интернет, чего тут ещё ожидать…».

Ещё один, не менее удивляющий факт состоит в другом: согласно тому же опросу ВЦИОМ, 27% православных людей ничего не слышали о великом подвижнике. И это люди, которые называют себя православными, воцерковленными, верующими. Если имя Сергия Радонежского, собирателя земель русских, известного всему миру, является для некоторых представителей церковного общества не более чем «сочетанием имени и фамилии» (нет, это не опечатка; по мнению многих россиян, топонимическое прозвание «Радонежский» – это не что иное как фамилия святого), что уж говорить о людях, ни разу не переступавших порог церкви?

Возвращаясь к вопросу духовного ориентира – православной веры, важным будет отметить, что преподобный Сергий является поистине великим христианским подвижником, благодаря которому вера на Руси распространялась и крепла, становясь основой всех и вся. Подвижничество святого в значительной мере повлияло на отечественную историю. Как известно, ещё до рождения Сергия Радонежского Русь находилась под татаро-монгольским игом. Но главная проблема заключалась не столько в порабощении русского народа, сколько в упадке веры, отсутствии лидера, за которым можно было бы пойти. Именно таким лидером и стал Сергий Радонежский. По этому поводу уместным будет привести цитату о Преподобном известного русского историка Василия Осиповича Ключевского: «Человек, раз вдохнувший в общество такую веру, давший ему живо ощутить в себе присутствие нравственных сил, которых оно в себе не чаяло, становится для него носителем чудодейственной искры, способной зажечь и вызвать к действию эти силы всегда, когда они понадобятся, когда окажутся недостаточными наличные обиходные средства народной жизни».

Во времена жизни Преподобного монастыри стали важным звеном общества, сплотившим вокруг себя людей, стали центрамм не только духовной, но и культурной жизни Руси. Страна поднялась в глазах иноземных государств, став источником сильной христианской культуры. Укрепление политической власти происходило путем положительного влияния на неё Церкви, что явилось катализатором для сплочения русских княжеств и их объединения против врага. Истоки идеи необходимости единения можно разглядеть в догмате о Пресвятой Троице, которому Сергий Радонежский придал реальное звучание. Образ Троицы стал символом единства земной жизни – того единства, к которому должны стремиться все люди на земле, другими словами – прообразом гармоничного человеческого общества.

Вспоминая все подвиги Преподобного, невозможно подобрать верное определение, которое могло бы точно описать величие этого святого, грандиозность и масштабность того вклада, который он внес в развитие русской жизни своего времени. Но является ли, спустя 700 лет, пример «великого старца» актуальным для нашего поколения, для современной молодежи, для общества в целом? Давайте разберемся. Многие идеи, сообщенные проповедью Сергия Радонежского, легли в основу жизни русского народа, его духовно-патриотического возрождения. Среди таковых – идея «высокого жития», ставшая примером нравственного совершенства, человеческого идеала. Проповедуя «высокое житие», Сергия Радонежский призывал иметь душевную и телесную чистоту, нелицемерную любовь, смирение. Также он говорил о необходимости отказаться от ненависти, насилия, власти, которые тяготят душу. Актуально ли это наставление для нас сегодня? Как никогда! Другой вопрос – можем ли мы, находясь в современном мире, жить, следуя этому наставлению…

Одной из составляющих «высокого жития» явилась идея внутренней духовной свободы как высшей степени свободы. В основе такой идеи лежит изречение Иисуса Христа, которое мы можем прочесть в Евангелии от Иоанна: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными». Именно мысль о внутренней свободе получила свое воплощение в трудах Преподобного. Если говорить простым языком, суть идеи заключается в познании истины Божией, которая поможет вступить на путь спасения. Осознание этой истины является доказательством суетности мирских забот, но одновременно и укрепляет человеческие духовные силы. Человек, владеющий такой истиной, свободен – свободен по отношению к окружающему миру, ко всему недоброму, что наполняет этот мир. Актуальна ли эта мысль для современного человека? И вновь – ответ положительный. Ведь если в сердце человека есть Божия истина, он будет жить по заповедям Его, а значит, будет жить праведно.

Одним из важнейших принципов Святого было стремление преодолеть разобщенность, раздоры и смятения путем иноческого общежития, которое преподобный Сергий повсеместно распространял, стремясь к восстановлению единства человеческого бытия. Здесь нам вновь вспоминается образ того самого единства, которое было закреплено в национальном сознании иконой Андрея Рублева «Святая Троица». Как писал автор жития Сергия Радонежского Епифаний Премудрый, икона была создана, «дабы воззрением на Святую Троицу побеждался страх ненавистной розни мира сего». Стоит ли говорить об актуальности этой идеи сегодня, когда не только русское общество, но и весь мир достиг небывалого уровня разрозненности, ненависти и вражды? По-моему, всё и так очевидно.

Поднимая вопрос об актуальности личности Сергия Радонежского, стоит обратиться к словам уже упомянутого Василия Осиповича Ключевского, которые ещё и ещё раз доказывают факт высочайшей степени значимости дела Преподобного для нас – людей, живущих в эпоху «ломаных» ценностей, имеющих «пошатнувшийся» духовный фундамент и «испорченные» авторитеты: «Духовное влияние преподобного Сергия пережило его земное бытие и перелилось в его имя, которое из исторического воспоминания сделалось вечно деятельным нравственным двигателем и вошло в состав духовного богатства народа. … При имени преподобного Сергия народ вспоминает своё нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое… Творя память преподобного Сергия, мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас, завещанный нам великими строителями нашего нравственного порядка».

Ещё одним доказательством неоценимой значимости дела Сергия Радонежского является многочисленное обращение к истории его жизни русских деятелей искусства.

Особое место занимает Радонежский игумен в творчестве Михаила Николаевича Нестерова. Преподобному посвящена известная многим картина «Видение отроку Варфоломею», о которой сам художник однажды сказал: «Жить буду не я. Жить будет ”Отрок Варфоломей“. Вот если через тридцать, через пятьдесят лет после моей смерти он ещё будет что-то говорить людям – значит, он живой, значит, жив и я». Тот же смиренный отрок с благоговейным взглядом смотрит на нас и с других полотен мастера: «Труды преподобного Сергия», «Святой Сергий Радонежский» и «Юность преподобного Сергия». Житие Преподобного явилось вдохновением не только для художников прошлых столетий, но и для наших современников, среди которых такие художники, как Наталья Климова, Сергей Ефошкин, священник Сергий Симаков. Обращение этих и других авторов к жизни святого – существенное доказательство его значимости для русской истории.

Преподобный Сергий поучал других не столько своим словом, сколько делом – то, как должен жить истинно православный человек, он прежде всего показывал на собственном примере. Уже при жизни святой стал живым воплощением идеи единства Руси, которого так не хватало прежде. Следуя евангельским заповедям, он стал «светом» для своих современников, духовным лидером, в котором люди видели тот идеал, которому можно доверять, за которым можно следовать и к которому стоит стремиться. Таковым он должен оставаться и для нас – его потомков. Мы должны видеть в нём тот свет, следуя за которым, и мы выйдем на тропу, ведущую к нравственному совершенству.

Ксения Яноевская